Источник

Отступления от учения вселенской Церкви некоторых Церквей и вероисповеданий христианских

Изложив положительное догматическое учение вселенской Церкви, считаем нужным указать на отступления от ее учения некоторых Церквей и вероисповеданий христианских, именно церквей Армянской (Григорианской) и Латинской, и вероисповеданий западных Протестантского (оно же называется Евангелическим и Лютеранским), Англиканского, Реформатского и русских главных раскольнических толков.

Армянская Церковь

К Армянской Церкви принадлежат исключительно Армяне (Гайканский народ), живущие в Турции, Персии, России и в некоторых других государствах. Число Армян простирается до семи миллионов. В части Армении, принадлежащей России, находится Армянский монастырь Эчмиадзин, где пребывает Патриарх Армянский (или Католикос) с синодом своим. Утверждение Армянского Католикоса зависит ныне от Российского Государя Императора.

Армянская Церковь называется обыкновенно Армяно-Григорианской, по имени просветителя Армении святого Григория, и сим наименованием отличается от Армяно-католической, находящейся в соединении с Римско-католической и разделяющей заблуждения сей последней (число сих до пятидесяти тысяч человек).

Армяно-Григорианская Церковь отступила от вселенской Церкви в 491 году.

В настоящее время некоторые писатели усиливаются доказать, что Армянская Церковь учит согласно со вселенской Церковью. Но то самое, что Армяне доселе не соединились с православной Церковью и упорно держатся изложения догматов, которое осуждено вселенской Церковью, ясно показывает, что Армянская Церковь отступает в своем учении от учения вселенской Церкви.

Отступления Армяно-Григорианской Церкви от вселенской

Отступления Армяно-Григорианской Церкви от вселенской суть следующие:

1) Армяне учат, что хотя Сын Божий есть совершенный Бог, но Он соделался и совершенным человеком с духом, душою и телом, единое лицо, единое свойство и единое общее естество. Бог стал человеком без преложения или изменения.

2) Отвергают вселенский четвертый собор Халкидонский и все последующие вселенские соборы.

Кроме сего в Армяно-Григорианской Церкви есть обычаи, несогласные с вселенским преданием Церкви, таковы:

а) Употребление опресноков в Божественной Литургии.

б) Употребление в сем таинстве вина, не растворенного водой.

в) Употребление не оливкового, но сесамского масла в таинстве миропомазания.

г) Изменение трисвятой песни чрез приложение на конец ее «распныйся за ны» – они относят сию песнь к Сыну Божию.

3) Перенесение праздника Рождества Христова на 6 января и сохранение поста от 25 декабря по сей день.

Об Армянской Церкви весьма удовлетворительные сведения и исследования можно видеть в Христианском Чтении за 1868 г. в № 6 и в № 7 и за 1869 № 1. В прибавлениях к изданию Святых Отцов год пятый, 1849 г., стр. 88 – 154. Вероучения Армянской Церкви. Духовные Беседы, 1858 г., С.-Петербург, стр. 332 – 334. Худобашева, Исторический памятник, вероучения Армянской Церкви в XII веке. С.-Петербург, 1847 г., стр. 119 – 280.

Латинская Церковь

Латинская, или, как она называет себя, Римско-католическая Церковь, до девятого века была согласна в учении с восточной Церковью и находилась с ней в постоянном общении и единении. Но с сего времени начали и продолжают доселе появляться в ней отступления от учения вселенской Церкви. Трудно перечислить все отступления Римской Церкви канонические и обрядовые от вселенского предания.

Отступления Латинской Церкви от учения вселенской Церкви

Важнейшие же отступления суть следующие:

Господь Иисус Христос поставил главою Церкви Своей Апостола Петра и власть сего Апостола перешла потом к Епископу Римскому – Папе.

Папа есть верховный судья, высший всех правил и соборов; он есть наместник Христов и непогрешим в делах веры, и ему, как непогрешимому, должны подчиняться и поклоняться все верующие и Иерархи – и даже соборы.

Он имеет светскую царскую власть по Божественному праву.

Церковь вселенская должна быть Римской, иметь Рим с Папой основанием и средоточием своим.

Римская Церковь составила ряд своих вселенских соборов, на которых сама утверждала свои выдумки и отступления от истинной Церкви, и самоправно выдавала их за истины спасительные.

Все книги ветхого завета Латиняне относят к числу канонических, т. е. неканонические книги, по их мнению, имеют такую же важность, как и канонические.

Дух святый исходит, т. е. имеет вечное свое бытие, не от одного Бога Отца, но и от Сына Божия.

Хотя Пресвятая Дева Мария родилась от Иоакима и Анны естественным образом, однако зачатие ее, по особенному преизбытку благодати, не было причастно греху первородному, от Адама распространившемуся на весь род человеческий. (Это отступление от учения православной Церкви провозглашено Папой Пием IX 8 декабря 1854 г.).

Таинство крещения Латиняне совершают не чрез погружение в воду крещаемого, но чрез обливание и кропление.

Таинство миропомазания, по их учению, должно быть исключительно совершаемо Епископами. Впрочем, иногда и в Латинской Церкви священники совершают таинство миропомазания, но с особого разрешения Папы, как будто в таинстве важнее милость Папы, нежели установление вселенской Церкви.

В Евхаристии употребляют хлеб не квасной, но пресный или опресноки, которые введены в Римской Церкви не ранее десятого, даже одиннадцатого века.

Утверждают, что преложение хлеба и вина в тело и кровь Христовы совершается в Литургии будто только словами Спасителя, установившими таинство: сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя, а не во время призвания Святаго Духа и благословения даров, как учит вселенская древняя Церковь.

Евхаристии под обоими видами должны причащаться только священнослужащие (впрочем, когда Епископ служит с собором пресвитеров, причащается только один под обоими видами), а мирян надобно причащать под одним видом Тела.

Латиняне лишают Тела и Крови Христовой детей до известного возраста, так что не мало детей умирает, не причастившись святых тайн ни однажды.

Один священник, на одном престоле, в один день (Рождества Христова) совершает три Литургии.

Римской церковью выдуманы индульгенции, т. е. снисхождения, послабления. Учение о сем следующее: хотя в таинстве покаяния отпускаются кающимся христианину грехи и вечные наказания за них, но не всегда отпускаются временные наказания, которые непременно должен понести христианин в этой ли жизни, или посмерти (в чистилище), для удовлетворения, как бы в уплату правде Божией. Но он может избавиться, выкупиться от этих наказаний или этой уплаты только при пособии какого-то церковного сокровища, состоящего из заслуг Христовых и запаса, или излишка добрых дел, накопившихся в Церкви от святых. Сие сокровище находится будто в руках Папы, который и может выдать из него людям сколько и когда хочет на выкуп их грехов, т. е. наказаний за грехи. Имея сам особенное пред всеми Епископами право давать индульгенции христианам и народам христианского мира, Папа может, по своей воле, уделять это право Епископам, священникам, монастырям и церквам.

Святые не только совершают закон весь и то, что должны совершить, но и сверх-должные дела.

Возбраняется брак приходскому духовенству, так что не произнесший обета всегдашнего девства не возводится на степень диакона и священника.

Совершают браки в степенях родства, запрещенных VI вселенским собором и Словом Божиим.

Елей для совершения таинства елеопомазания дозволяют освящать только Епископам, лишая сего права пресвитеров.

Таинство Елеосвящения совершают только над теми больными, которые находятся близ смерти, и потому называют оное последним помазанием, приготовляющим к мирной смерти, но не благодатным средством к уврачеванию болезней телесных и душевных.

Учат, что умершие, не получившие на земле разрешение во грехах, или и получившие разрешение грехов, но не понесшие за них временного наказания на земле, находятся в чистилище, и здесь терпят мучения для удовлетворения правды Божией до тех пор, пока чрез мучения сии, ослабляемые и облегчаемые для них благотворениями Церкви (молитвами, милостынями и особенно приношением бескровной жертвы), не очистятся совершенно и не сделаются таким образом достойными вечного блаженства.

В обличение сиих отступлений Латинской Церкви на русском языке есть следующие сочинения:

1) Обличительное Богословие. Архим. Иннокентий. Т. 1 и 2. Казань, 1859 г.

2) Правда вселенской Церкви. А. Н. Муравьев.

3) Слово кафолического православия к Римскому католичеству. Его же. М., 1853 г.

4) Записки об отношении Римской Церкви к другим Церквам. Ч. 1 и 2. СПб, 1857. Авдий Востоков (Архиеп. Анатолий).

5) Письма о причинах отделения западной Церкви. Прот. Григорович. СПб, 1862 г.

6) Письма к отступнику от православия. Протоиерей Яхонтов. СПб, 1864 г.

7) О Римско-католической Церкви. Прот. Халколиванов. Самара, 1865 г.

8) Разговор между испытующим и уверенным в православии. М. Филарет.

Много есть отдельных книжек и статей в разных периодических духовных изданиях.

Протестантское вероисповедание

Протестантские общества

Отступления от учения православной кафолической Церкви главных христианских, образовавшихся вследствие Реформации обществ, в особенности Протестантского или Лютеранского, Англиканского и Реформатского, очень важны и многочисленны.

Понятие о реформации

Под реформацией разумеется преобразование Латинской Церкви в XVI веке, предпринятое с целью искоренения злоупотреблений, введенных и допущенных Папами, членами той же Церкви, самовольно, с запальчивостью, противно правилам каноническим и учению Слова Божия, потому и плоды реформации – неверие и безразличие в вере, самые шаткие понятия о догматах веры.

Отступления протестантского вероисповедания от вселенской Церкви

Отступления Протестантов от учения православной Церкви:

Единственный источник христианской веры есть Священное Писание; из него только почерпается учение веры и образец, по которому должно судить об учении.

Священное предание не должно почитать источником христианской веры, потому что, при озарении от Духа Святаго и при помощи библейской герменевтики, всякий образованный христиан может верно понимать и изъяснять Священное Писание.

Дух Святый предвечно исходит не только от Отца, но и от Сына.

Не веруют, что каждому из верующих дан Ангел Хранитель.

Учат, что первозданные люди, нарушив заповедь Божию в раю, совершенно чрез это утратили образ Божий, так что в них не осталось следов его; человек по падении весь превратился в зло и всецелое повреждение проникло всю его природу.

Человек оправдывается пред Богом, т. е. почитается от Бога праведным, не имеющим грехов и неподлежащим вечному наказанию за них, ради праведности Спасителя, вменяемой Богом вере человека, а не признают того, что Бог действительно очищает грешника и соделывает его освященным и святым.

Человек оправдывается одной благодатью чрез веру, но без добрых дел; именно чрез ту веру, что ему прощены все грехи ради заслуг Иисуса Христа; у добрых дел (т. е. внешних и внутренних действий благочестия христианского) протестанты отнимают цену всякой заслуги пред Богом.

Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенное только истинной верой, законом Божием и таинствами.

Протестанты не признают в Церкви священноначалия или Иерархии.

Церковь может погрешать и ошибаться.

К числу членов Церкви не принадлежат грешники.

Таинства суть знаки Евангельских обетований, служащие для возбуждения и укрепления веры во Христа, отпускающего грехи.

Таинств в Церкви только два: крещение и причащение.

Пасторы и диаконы их не имеют никакого посвящения, и суть простые миряне, избранные мирянами же и не получившие даров Духа Святаго, преподаваемых в таинстве Священства для проповеди слова Божия, совершения таинств и вообще для служения Церкви.

Хлеб и вино в таинстве Евхаристии и по освящении остаются хлебом и вином; принимающие их только во время употребления их приходят в таинственное единение с Господом, Который присутствует тогда Своим телом и кровью с ними, под ними и в них. Посему освященным дарам не воздают Божеского поклонения.

Одни не признают, а другие признают таинство покаяния за таинство, но не в собственном смысле христианского таинства; отвергают и исповедь пред священником.

Лютеране в брак вступают в самых близких степенях, возбраненных и Словом Божиим и Церковью, и более трех раз.

Лютеране не воздают подобающего почитания Пресвятой Богородицы, Святым Ангелам и угодникам Божиим, не призывают их в своих молитвах; не молятся об упокоении умерших, не почитают св. икон Бога, Богородицы, Ангелов и святых и не покланяются им, равно не почитают св. мощей угодников Божиих, прославленных Богом.

Лютеране думают, что Антихрист не есть лицо особое, но есть ряд многих лиц, преемственно занимающих одно и то же место и совершающих одно и то же богоборное дело, так что под именем Антихриста должно разуметь некоторое боговраждебное царство, каково и есть царство Папы.

Англиканское вероисповедование и отступления оного от Церкви

Англиканское вероисповедование, к которому принадлежит большинство народонаселения в Англии и Северо-Американских Штатах, разделяют заблуждения Протестантов с некоторыми исключениями.

В Англии Церковь, в полном смысле, есть государственное учреждение, ее члены веры, обряды и устройство определены и дела церковные решаются государственной властью.

Англиканцы учение веры своей изложили в 39 членах. О сих членах один жаркий защитник так выражается: «Подлинно члены на самом деле не то, чем желательно их видеть. Одни из них выражены двусмысленно, другие неточно, и может быть противоречат законам логики, а иные неученого читателя могут запутать, ввести в самые тяжкие заблуждения, но вообще есть ли между ними хоть один, который мог бы привести к вечной жизни?» (Miller letter XI fin. de la contr. relig.).

Неясное и неопределенное учение Англиканцев, в 39 членах выраженное, заимствовано от Лютеран. Но Англиканцы отступились от протестантского учения об Иерархии и удержали у себя священноначалие в степенях епископа, пресвитера и диакона. Впрочем, священство они не признают таинством и не могут доказать непрерывного преемства его от Апостолов.

Об Англиканском исповедовании в последние годы много писано в разных русских периодических изданиях, по случаю желания некоторых Англиканцев из Англии и Америки соединиться с православной Церковью. Есть сочинение особое: Англиканская Церковь в ее отношении к православию, священника Михайловского, СПб, 1864 г.

Реформатское вероисповедание и особые отступления оного от вселенской Церкви

Реформаты (ученики Кальвина, Цвинглия, Меланхтона), разделяя заблуждения Лютеран, еще имеют свои отступления от учения православной Церкви:

Человек не свободен; он есть одушевленная машина, которой пружины находятся в руке Верховного Движителя.

Следовательно Бог делает через тварей все зло, как и добро.

От самой вечности одни предопределены к славе, другие к осуждению; при сотворении назначенных к осуждению Бог имел одну цель, чтобы предать их на вечные муки.

В возрождении грех прародительский не истребляется, но только ослабляется.

Только одна вера оправдывает; ибо никакое доброе дело никогда невозможно для человека.

Предопределенные к славе не могут противодействовать благодати.

Никакие грехи не могут лишать их благодати.

Таинства суть знаки Божественной благодати, которыми предопределенные ко спасению возбуждаются Богом к воспоминанию Его благодеяний, удостоверяются в Божественных обетованиях и удостоверяют всю Церковь в своей вере.

Таинство крещения осуществляют чрез окропление во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В таинстве причащения хлеб и вино суть только знаки тела и крови Христовой.

Причащающийся вкушает духовно в вере тело и кровь Господа.

В обличение протестантов и реформатов на русском языке имеются основательные сочинения:

1) Камень веры, митрополита Стефана Яворского.

2) Ч. 3 и 4 Обличительного Богословия, архимандрита Иннокентия, и много статей в разных духовных журналах.

3) На языках немецком и французском также весьма много написано сочинений против протестантов; особенно из них замечательна книга La Symbolique par Mochler traduit de l’Allemand. Besanҫon, 1836, tom. 1 et 2.

Примечания. 1) Сведения об отступлениях протестантов от вселенской Церкви, здесь изложенные, заимствованы из книг так называемых ими Символических. Но в настоящее время в протестантстве нет определенного учения о вере; в разных местах разные ученые протестантские и реформатские непрерывно составляют новые формулы соглашения об учении веры. Не ограждаемые авторитетом вселенской Церкви, они не имеют ничего твердого; и всякий составляет себе вероучение по своему вкусу или понятию.

2) Об отступлениях от вселенской Церкви малых протестантских сект Анабаптистов или Маноннитов, Квакеров, Гентгутеров или братьев Моравских, Методистов, Шведенборгистов, Социниан и Арминиан не считаем нужным говорить, потому что сии секты, разделяя общие заблуждения лютеранские, дошли до таких крайних заблуждений, что трудно их признавать христианскими вероисповеданиями.

Русское мнимое старообрядство или староверство

Мнимое старообрядчество, отделившись от единой православной Церкви, разделилось на множество толков. Не только в одной области, в одном городе, в одном селении, даже в одном доме и семействе нередко встречаются разные толки по мнимому старообрядчеству. Раскольнических толков и разделений множество. Но главным образом все мнимое старообрядчество делится на два толка: в одном из них нет ни Церкви, ни священников, ни большей части таинств; другое имеет особых служителей веры, которых незаконно называют священниками, ибо они, святотатственно, совершают священные действия по чину церковному. Первый толк называется беспоповщиной, а второй род поповщиной. Сии наименования, конечно, неприличны величию святой веры, дики, отзываются временем непросвещенным и родились у людей невежественных, но мы будем употреблять их, ибо они всем стали понятными. Все толки старообрядцев принадлежат, как у нас говорят, к тому или другому согласию, хотя и с ними и между собой все непременно в разногласии, друг друга ненавидят, друг с другом не сообщаются ни в молитве, ни в пище.

Отступления мнимых старообрядцев от истинно древней кафолической Церкви

Как поповщина, так и беспоповщина согласны только в ненависти к православной Церкви, которую и поносят и злословят. Они не разделяют догматов от обрядов. Как поповщина, так и беспоповщина утверждают, что великороссийская Церковь со времени Патриарха Никона переменили веру и церковные законы и сделанные им исправления книг называют Римско-Латинскими прелестями. Сии перемены, по мнению как поповщины, так и беспоповщины, заключаются в следующем.

Будто православная Российская Церковь переменила имя Господа Исус на Иисус.

Будто она оставила восьмиконечный крест, а чтит только четырехконечный.

Оставила двуперстное крестное знамение, прокляла его и приняла триперстное.

Будто православная Церковь переменила двуперстное благословение священническое на пятиперстное.

Будто она неправильно предписала говорить аллилуйя вместо дважды – трижды.

Будто она не велит именовать в молитве Иисусовой Иисуса Христа Сыном Божиим.

Будто она сделала перемены в святом Символе веры.

Будто она в стихе Царю небесный не именует Святаго Духа истинным.

Будто она Честнейшую Херувим напечатала непотребно.

Будто она переложила чин исповеди и переменила прочие церковные службы на свой разум.

Что она стала служить Литургию на пяти просфорах вместо семи.

Что она переменила хождение в крещении, браке и проч. по солнцу (по солонь) на хождение против солнца.

Будто она переменила церковное пение.

Будто она позволяет писать св. иконы не по преданию.

Будто православная Церковь попускает всем скверниться табаком.

Что она перекрещивает присоединяющихся к ней еретиков: Лютеран, Кальвинов и людей Латинского исповедания.

Что она признает крещение, совершаемое посредством обливания и кропления, за одно с крещением посредством погружения в воду.

Что православная Церковь дозволяет брадобритие.

Что она обругала и предала проклятию стоглавый собор.

Будто нам не должно ныне слушать греческих Патриархов, потому что у них вера пропала.

Есть и другие некоторые предъявления.

Поповщина не согласна с беспоповщиной во многом. Первая говорит: есть и по крайней мере должна быть Церковь. Беспоповщина учит, что Церкви нет уже на земле со времени перемены веры. Поповщина: есть до века на земле святое причастие тела и крови Господни. Беспоповщина: давно нет причастия на земле и что можно обойтись и без него. Поповщина: должны быть в Церкви все установленные Иисусом Христом семь таинств. Беспоповщина: довольно ко спасению двух таинств – крещения и покаяния; без прочих можно обойтись, а для принятия в старообрядчество нужно перекрещивать православных. Поповщина: не следует перекрещивать, а нужно только помазывать их своим древлеосвященным миром. Поповщина: Священство в вере столь необходимо, что надобно непременно принимать священников, хотя беглых, однако же посвященных православными Архиереями, или Австрийского поставления: без них нет веры. Беспоповщина учит, что священства на земле нет уже; священник, отвергшийся от своего пастыря и Церкви, уже не священник. Поставленные от епископов Австрийского происхождения не имеют благодати, ибо получают оную от ложных епископов, поставленных вопреки всем церковным правилам. Поповщина: браку необходимо быть, и его должен совершать священник. Беспоповщина утверждает, что брака уже нет, потому что нет священства, что брак есть самое великое беззаконие. Беспоповцы, особенно Федосеевского толка, ведут жизнь самую развратную. Беспоповцы учат, что с 1666 года воцарился в Церкви Антихрист или богоборный дух отступления, который истребил в ней православие и благочестие, осквернил таинства и дал враждебное направление всем действиям, распоряжениям и узаконениям власти гражданской и церковной.

Беспоповцы утверждают, что нет благодати в Церкви православной и называют ее Вавилонской блудницей. Не сообщаются с православными ни в молитве, ни в пище, и везде с собой носят свою икону и свою посуду для пищи.

Не молятся о Царе, считая его еретиком.

Хотя они не допускают новых книг, но не следуют и старым книгам, исповедуют теперь не старую веру до Патриарха Никона, а новую, изобретенную ими самими, и совершают службы не согласно с находящимися у них в руках книгами старыми, каковы, например, потребник и служебник.

Допускают вопреки сих книг совершение Богослужения не только мирянам мужского пола, но и женского.

Странническая секта

Секта странников или бегунов

Из многочисленных видов беспоповщины до особенно ужасающих крайностей дошла секта странников или бегунов.

Бегуны разделяются на два рода: на жилых или оседлых; сии обязаны принимать и укрывать беспаспортных, т. е. всех тех, которые уже находятся в бегстве; и на полных странников, которые должны покидать свой дом, имущество, жену, детей и самое место жительства, где они приписаны.

Переходящие в сию секту перекрещиваются в ямах, наполненных дождевой водой.

Особые отступления секты странников или бегунов от православной Церкви

Разделяя все мнения беспоповцев, бегуны еще учат, что:

1) Царство Антихристово настало в лице Царя и слуг его; и, следовательно, нужно избегать его печатей, как то: паспортов, ревизских сказок и проч.

2) Нужно бросать дома свои и бежать туда, где еще нет слуг Антихристовых.

3) Брак и оседлость в настоящее время излишни, потому что не нынче, так завтра будет кончина мира.

4) Церковь Христова улетела на небо, а с ней и все ее дары.

5) Во всем свете сохранилась лишь у них истинная Церковь, которую они сохраняют в странствии своем; якобы тайновидец предрек об их бегствующей церкви в откровении своем.

Не считают за грех делать самые тяжкие преступления, каковы: воровство, грабительство, всякого рода плотские мерзости, кровосмешения и убийства.

Православные сочинения в обличение раскола

В обличение мнимого старообрядства или раскола написано так много книг и статей, что можно составить из них целую библиотеку. Укажем только некоторые сочинения против раскола.

1) Жезл Правления, утверждения и казнения, сочиненный трудами всего освященного собора, бывшего в Москве в 1654 году. Москва, 1668 г.

2) Увет духовный в утверждение благочестивым людям и пр. Иоакима Патриарха Московского. Москва, 1684 г.

3) Розыск о раскольнической Брынской вере. Св. Димитрия Митрополита Ростовского. Москва, 1745 г.

4) Пращица духовная. Питирима Нижегородского Епископа. Москва, 1726 г.

5) Ответы Никифора, Архиепископа Словянского и Херсонского, на вопросы, предложенные ему старообрядцами. Москва, 1798 г.

6) Наставление правильно состязаться с раскольниками, составленное в Рязанской семинарии, по приказанию Симона, Епископа Рязанского. Москва, 1807 г.

7) Беседы к глаголемому старообрядцу. Филарета, Митрополита Московского. Москва, 1834 г.

8) Истина Соловецкой обители. Игнатия, Архиепископа Воронежского. 1847 г.

9) О мнимом старообрядчестве. Его же, 1846 г.

10) О мнимом старообрядчестве по поповщине. Его же, 1847 г.

11) О таинствах единой, святой, соборной и Апостольской Церкви. Его же. 1849 г.

12) История о расколах Церкви Российской. Т. 1. Его же. 1849 г.

13) История раскола. Архим. Макария.

14) Раскол, обличаемый историей. А. Н. Муравьева.

15) Истинно древняя и истинно православная Церковь. Митрополит Григорий. СПб,1859 г. Ч. 1 и 2.

16) Выписки из старописьменных и старопечатных книг. Озерского. Москва, ч. 1 и 2, 1862 г.

17) Несколько сочинений Игумена Парфения.

Сведения о некоторых других сектах

У нас в России есть еще сектанты: Ляды или люди Божии, Хлысты, Молокане, Духоборцы или духовные христиане, скопцы. Хотя они пользуются священным писанием и некоторыми обычаями и обрядами Церкви, но они все Священное Писание перетолковывают не только противно вселенской Церкви, но и здравому смыслу, и обряды Церковные употребляют только для прикрытия своих беззаконных действий. Ни по учению, ни по постановлениям они не могут быть признаны принадлежащими к христианским вероисповеданиям. У них своя самовымышленная вера, чуждая всего христианского.

Предложенные сведения об отступлениях разных христианских вероисповеданий от истинной Церкви заключаем желанием, чтобы чада православной Церкви хранили твердо и неизменно учение ее, уклоняясь скверных суесловий и прекословий, лжеименного разума, о немже и нецыи хвалящеся, о вере погрешиша (1Тим.6:20 – 21), и удалялись от тех, которые, несмотря на их блестящую образованность, ходят в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия, за невежество сущее в них, за окаменение сердец их (Еф.4:18). Обращаемся с молитвою к Божественному Основателю и Главе Церкви: «Помяни Церковь Твою святую, соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею кровию, и утверди, укрепи, и разшири и умножи, умири и непреобориму адовы враты во веки сохрани: раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей восстания скоро разори и искорени и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати» (Помянник в конце Псалтири).


Источник: Лествица, Москва, 1999 г.

Комментарии для сайта Cackle