Уныние

Литература по теме

Уны́ние – временное состояние или укоренившаяся греховная страсть, проявляющаяся как чувство ярко выраженной неудовлетворённости и опустошения (в отличие от печали), заключающаяся в расслаблении сил человеческой души и нежелании трудиться ради своего спасения в вечности.

Уныние имеет внутренние причины (нерадение, осуждение и т.п.), в отличие от печали, которая вызывается каким-то внешним событием. Чтобы это легче было запомнить: человека опечаливают (внешняя причина), а в уныние он впадает (внутренняя причина).

Главной причиной уныния является неверие в Промысл Божий (Лк.12:7), охлаждение веры, ослабление надежды. Обстоятельства нашей жизни (даже самые суровые испытания) должны служить делу нашего спасения в вечности. Следствия наших грехов и ошибок следует воспринимать как средства покаяния в них.
Имея твердую веру в Бога и доверяя Ему как благому, всемогущему, премудрому и человеколюбивому Промыслителю, христианин, испытывая трудности, неприятности или скорбь, сочтет нужным (вместо того, чтобы предаться унынию) по-христиански осмыслить сложившуюся ситуацию, обратиться ко Господу в молитве с просьбой о помощи. При этом постарается приложить и другие усилия к преодолению искушения впасть в это греховное состояние.

azsaints 141 - Уныние

Формы проявления уныния

  1. безучастность к молитве, храмовому богослужению;
  2. лень, ослабление духовной ревности; в рамках иночества, монашества - охлаждение к подвижнической жизни вплоть до полного разочарования и возникновения желания оставить монастырь;
  3. суета, многоделание, развлечения, даже труды на пользу ближних, стремление внешним деланием уйти от внутренней духовной жизни.

Из опыта жизни Церкви известно, что унынию могут подвергаться и довольно стойкие, ревностные христиане. Имея это в виду, апостол Павел, обращаясь к своим собратьям по вере, нарочито обращал их внимание, чтобы они, взирая на его скорби, не унывали (Еф.3:13).

Последствия

Даже по меркам мирской, обыденной жизни уныние признаётся довольно опасным психологическим состоянием.

Уныние может способствовать быстрой утомляемости, рассеянию памяти и внимания, потере интереса к насущным проблемам, профессиональным и семейным обязанностям. Нередко оно служит фактором, провоцирующим депрессии или, что хуже, суицидальные настроения.

Достаточно распространенным спутником уныния бывает желание утопить грусть в стакане, залить тоску алкоголем, отвлечься, забыться в увеселительных заведениях. Однако, такое народное средство «помогает» лишь ненадолго. В ряде случаев это приводит к длительным запоям. Пьянство уже и само по себе губительно и для духовного, и для физического здоровья, а сопровождаемое страстью уныния часто приводит к куда более плачевному результату: эмоциональному выгоранию, деградации личности, конфликтам и пр.

В рамках духовной жизни уныние препятствует надлежащему исполнению христианского делания. Во время частного моления или храмового богослужения оно мешает внутреннему сосредоточению, способствует блужданию и рассеиванию помыслов; в более острых формах уныние может перерасти в отчаяние и даже вовсе отвлечь человека от Церкви.

Противоположные унынию добродетели суть радость о Господе, трезвение, надежда и упование на Божественный Промысл.

Методы борьбы

Методы борьбы с унынием могут опираться как на психологические, так и на аскетические средства.

В качестве психологических средств рекомендуется:

  • нагружать себя, по мере сил, полезным трудом (в том числе — нравящимся, любимым делом);
  • стараться придерживаться режима дня, распорядка;
  • не замыкаться в себе, не отстраняться от общения с близкими;
  • не зацикливаться на предмете печали, стараться отвлекаться от угнетающих, мрачных мыслей посредством полезных и интересных занятий (чтения, физкультуры, прогулок на свежем воздухе).

Важнейшими христианскими (аскетическими) средствами к преодолению уныния являются:

  • молитва (хотя бы она осуществлялась и через усилие, через «не хочу»); в Евангелии молитва прямо противопоставляется этому греху: «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1);
  • участие в Церковных Таинствах и общественных богослужениях; уныние, как и любой грех, требует покаяния;
  • приучение себя замечать хорошее в окружающей жизни, даже по мелочам, и благодарить Бога и окружающих людей.

протоиерей Валериан Кречетов
Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву?
– Ну, что значит, нет сил на молитву? Невозможно произнести «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»? Вполне возможно. Или: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это можно. Ну, если засыпаешь – поспи. Проснешься, опять молись. А чего унывать? Здесь всё проходит. Помните кольцо Соломона: «Всё проходит, пройдет и это». Каждый момент – вот мы сейчас говорим – а он уже проходит. И так вся жизнь. Поэтому мучить себя тем, что уже проходит, не стоит. Тем, что прошло, совсем безумно. А тем, что еще не наступило, – тем более. Этого нет еще, зачем же страдать?

***

свящ. Павел Сержантов, свящ. Вячеслав Фомин

По-гречески уныние — ἀκηδία. Если переводить совсем буквально, уныние — это безделье или, скажем по-другому, нетрудоспособность!

Вспоминается литературный образ Обломова, талантливого добродушного человека, который никак не мог реализовать себя, свое предназначение. Вроде бы Обломов не устал, а делать ничего не может. Какой-то упадок сил, немощь духа. Существует даже термин такой — «обломовщина», означающий безволие, состояние лени и бездеятельности.

Проследим за собой: уныние проявляется через лень, через сонливость, которая возникает почему-то с началом молитвы, а если молитву прекратить, то сонливость тут же исчезает. Правильное поведение в этом состоянии — продолжать молиться, преодолевая навалившийся сон, бесчувственность. И помнить, что молящийся при сухости души выше молящегося со слезами, как написано в «Азбуке духовной»[1].

Уныние действует своеобразно, двояко: все, что имеешь, вызывает ненависть, все, что не имеешь, вожделенно[2]. В радикальной форме уныния человек ни в грош не ставит то по-настоящему ценное, что в его жизни есть (свою семью, например), а мечтает о чем-то несбыточном (создать семью с какой-нибудь медийной персоной). Так он становится игрушкой в руках уныния.

Более мягкий вариант уныния: человеку надоело место его работы, и тут приятель рассказал, что у них на работе условия лучше; человек бросает все и с немалыми усилиями переходит на новое место работы. Через короткое время новая работа ему тоже становится в тягость. Уныние невозможно побороть сменой места работы, наоборот, это дает пищу страсти, усиливает ее.

Как видим, уныние может вызывать недостаток активности (трудно вечером молитвенное правило прочесть) или гиперактивность.

При недостатке активности — обязательно понуждаем себя хотя бы десять минут помолиться вечером, не прислушиваясь к помыслам. «Все равно от такой неживой, короткой молитвы толку нет. Сейчас лягу спать, а утром пораньше встану и подольше помолюсь». Нет, ставим будильник на десять минут и начинаем молиться. Мы же точно знаем, что на эти десять минут молитвы у нас силы есть. Некоторые люди такими «десятиминутками» читают постепенно полуторачасовое правило ко Святому Причастию. Иначе уныние вообще не даст им подготовиться к таинству.

При гиперактивности, вызванной унынием, мы тоже боремся. Перестаем бродить и перепрыгивать от одного к другому: «Вот место, на которое поставил меня Бог. Господи, помоги мне устоять на своем месте и творить волю Твою». Бес уныния поступает как хищный зверь, и если от него бежать прочь, бросая дело, которым занимался, он с удвоенной яростью нападает со спины.

Преподобный Иоанн Лествичник считает, что из восьми главных страстей дух уныния — тягчайший, зато борьба с ним доставляет больше всего венцов от Бога.


Примечания

[1] Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. М., 2002.

[2] см.: Гавриия (Бунге), схиархим. Тоска, печаль, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии. М., 2014. С. 77–78.

Цитаты об унынии

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога — будто Он немилосерден и нечеловеколюбив».
преподобный Иоанн Лествичник

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение».
святитель Иоанн Златоуст

«Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль».
прп. Паисий Святогорец

«Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Невольное, глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную и огорчает для нее безумные утехи чувственности. Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя. Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них, ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки».
свт. Иннокентий Херсонский

«Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния».
прп. Серафим Саровский

«Ты унываешь потому, что хочется тебе без труда взлететь на крыльях праведности, а крыльев-то еще нет, учиться же ходить по земле по-христиански, смиренно каждый день разглядывая себя во всей своей немощи, – на это нет ни терпения, ни желания.
А ведь иного пути нет. Недаром же Святые Отцы говорят, что тот, кто научился видеть свои грехи и молиться об исправлении, больше того, кто даже может мертвых воскрешать».
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

***

Унылый брат, дающий смерти дань,
ты каждый день свою справляешь тризну.
Твой дух уныл, но я прошу – восстань.
Ты сын Небес и ты к бессмертью призван.
Имеющий от царствия ключи,
ты прозябаешь в низменном угаре.
Восстань и, потрудившись, получи
Спасителем обещанный динарий.
Автор неизвестен

Комментировать

1 Комментарий

  • Леся, 08.07.2024

    У Антихриста одна цель -- гнать нас всеми способами, случаями, грехами , ошибками, заблуждениями -- к краю пропасти к унынию отчаянию.
    А Бог призывает идти , идти тропинкой узкой личной --заповедей, совести, покаяний, памяти постоянной благодарности, а не отчаяния.
    Радость вырастет на внимании ко всему, за что можно сказать Богу СПАСИБО , а не обвинения Его, что мы такие несовершенные.

    Ответить »
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka