<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

(2 голоса5.0 из 5)

Занятие V
Иисус Христос — Спаситель мира.
Рождество Христово. Сретение Господне.
Жизнь Спасителя до 30-летнего возраста

Иисус Христос есть Сын Божий — Второе Лицо Святой Троицы. Как Сын Божий, Он — истинный Бог наш, как и Бог Отец и Бог Дух Святой.

Мы называем Его Иисусом, то есть Спасителем, потому что Он спас нас от грехов и вечной смерти. Для этого Он, будучи Сыном Божиим, родился от Пресвятой Девы Марии, стал Бого­человеком. Он, по любви к нам, пострадал за нас, умер на кресте и в третий день воскрес — победил грех и смерть и дал нам жизнь вечную. Спаситель наш называется Христом (Помазан­ником), потому что Он в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари, пророки и первосвященники.

Рождество Христово. Во время царствования в Иудее Ирода римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле Иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.

Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гости­нице и остановились за городом, в пещере, куда пастухи заго­няли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец — Сын Божий, Христос, Спаси­тель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.

Вифлеемские пастухи первые узнали о Рождении Спаси­теля. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними Ангел Божий и свет Господень осиял их. Пастухи испугались.

Ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился в городе Дави­довом (то есть в Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежа­щего в яслях» (см. Лк. 2, 1012).

Как только Ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других Ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благо­воление». Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (см. Лк. 2, 13—15).

Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от Анге­лов. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их.

После этого пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели.

На восьмой день после Рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом согласно Закону дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.

Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иису­сом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.

Волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии — Великом Царе Изра­ильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение — на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы поняли, что ожидаемый Царь уже родился.

Они собрались в путь и пошли в Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему. В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2).

Царь Ирод, услышав это, встревожился. Он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозре­нию он предавал казни собственных детей. Теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю.

Ирод собрал к себе священников и книжников, то есть людей, изучавших книги Священного Писания, и спросил их: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудей­ском, потому что так написано у пророка Михея» (см. Мф. 2, 4—5).

Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти покло­ниться Ему» (Мф. 2, 8). На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появи­лась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где нахо­дился родившийся Младенец Иисус.

В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки): золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное, благовонное масло).

Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младе­нец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему как Царю (в виде подати), ладан — как Богу (ладан употре­бляется при богослужении), а смирну — как человеку, который должен умереть (умерших помазывали и натирали тогда благо­вонными маслами).

После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами, — это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Память их Церковью празднуется в день Рождества Христова.

Рождество Господа нашего Иисуса Христа празднуется 7 января. К этому великому празднику мы приготовляем себя сорокадневным постом, который называется Рождественским.

Тропарь праздника. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий звез­дою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети, с высоты Востока, Господи, слава Тебе».

(Твое Рождество, Христос Бог наш, просветило мир светом познания (то есть познания истинного Бога): через него (т. е. Рождество) поклонявшиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе!)

Под служащими звездам разумеются здесь волхвы, то есть мудрецы, которые изучали звезды и поклонялись им; Тебе ведети — Тебя знать; Солнцем правды и Востоком с высоты назы­вается Иисус Христос, просветивший людей Своим учением.

Кондак праздника (краткая песнь, содержащая историю праздничного события). «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог».

(Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всего существую­щего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы с пасту­хами славят Бога, волхвы же со звездою путешествуют; потому что для нас родился Младенец, Который есть вечный Бог.)

Сретение Господне. По Закону Моисееву все еврей­ские родители должны были своих первенцев (первых сыновей) на сороковой день после рождения приносить в храм для посвя­щения Богу. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта — освобождения от рабства, спасения тогда еврейских первенцев от смерти. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли Младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

В это время в Иерусалиме жил старец Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию, он жил около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца («сретение» значит «встреча»), взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасе­ние Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2, 29—32).

Этими словами Симеон говорил: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей». Родившегося Господа Симеон называет «светом во откровение (для просвещения) языков» (язычников), то есть всех племен и народов, и «славою для народа Своего», то есть Израиля. Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете это был избранный народ еврейский, или изра­ильский, а в Новом Завете — весь верующий мир христианский.

Иосиф и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 34—35). Это значило, что Она Сама будет пережи­вать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Проро­чица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь. И она узнала Спасителя и, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидав­шим пришествия на землю Христа Спасителя.

Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Матерью и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; празднуется Церковью 15 февраля. Правед­ный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.

Тропарь праздника. «Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвегцаяй сугция во тме: веселися и ты, старые праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, даруюгцаго нам воскресение».

(Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение.)

Бегство в Египет и избиение младенцев. Когда все уже было выполнено по закону над Младенцем Иисусом в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца, чтобы убить Его» (Мф. 2, 13). Иосиф сразу встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. По преданию, Иаков, сын Иосифа, сопровождал их в этом пути.

Между тем Ирод с нетерпением ждал возвращения волх­вов. Когда волхвы не возвратились, он подумал, что они, не найдя никакого новорожденного царя, постыдились возвратиться в Иерусалим, и успокоился. Но вот через 40 дней по Иерусалиму разнеслась весть, что Мария приносила в храм Своего новорож­денного Младенца и что старец Симеон приходил в храм встре­тить этого Младенца и пророчествовал о Нем как о Христе.

Тогда Ирод понял, что волхвы разгадали его злой замысел и намеренно не возвратились к нему. Он страшно разгневался. Не зная, как отыскать Младенца-Христа, Ирод дал ужасное приказание — убить всех младенцев в Вифлееме и его окрест­ностях, от двух лет и моложе. Он надеялся, что в числе этих младенцев будет убит и Христос. Посланные Иродом воины убили в Вифлееме и окрестностях его всех младенцев. Повсюду раздавались крики матерей, которые неутешно плакали о своих детях, невинных младенцах, убитых по повелению жестокого царя. Это были первые страдальцы, пролившие свою кровь за Христа.

Вскоре после этого Ирод был наказан за свою жестокость. Он заболел ужасной болезнью. Тело его заживо гнило и съеда­емо было червями. Умер он в страшных мучениях.

После смерти Ирода Ангел Господень во сне явился Иосифу в Египте и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и вернись в землю Израилеву, потому что умерли те, кто искал убить Младенца» (Мф. 2, 20). Иосиф исполнил повеление и возвратился с семейством в землю Израилеву. Но узнав, что в Иудее царствует Архелай, сын Ирода, такой же жестокий, как и Ирод, побоялся туда идти. Получив снова во сне указание Божие, Иосиф пошел в Галилею, в свой родной город Назарет. Там он и остался жить с Младенцем Иисусом и Матерью Его.

Младенец же Иисус возрастал и укреплялся духом, испол­няясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. С самых ранних детских лет Иисус Христос показывал в Себе необыкно­венный разум и дивную святость во всех Своих поступках.

Отрок Иисус в храме. Иосиф и Пресвятая Дева Мария каждый год ходили на праздник в Иерусалим, в храм Божий. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, они взяли и Его. По окончании праздника Иосиф и Матерь Божия пошли домой. Отрок же Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Богома­терь не заметили этого, так как думали, что Он идет с родствен­никами или знакомыми. Пройдя целый день пути, к вечеру они стали искать Иисуса между родными и знакомыми, но не нашли. Тогда они в сильной тревоге возвратились в Иерусалим. Только через три дня они нашли Иисуса в храме и удивились. Он сидел среди ученых людей (учителей), слушал их со вниманием, спра­шивал их и Сам отвечал на их вопросы. Необыкновенный разум и ответы Его приводили всех в изумление.

Пресвятая Матерь Его подошла к Нему и сказала: «Сын Мой! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк. 2, 48).

На это Иисус ответил: «Зачем же было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49).

Этими словами отрок Иисус Христос показал, что Ему следовало быть в храме Божием и что Он не простой чело­век, но Сын Божий, пришедший на землю для великого дела, которое поручил Ему Бог Отец. Они тогда не поняли Его слов. Но Пресвятая Мария сохраняла в душе Своей все, что Он говорил.

После этого Христос пошел с Иосифом и Матерью Своею, возвратился в Назарет и был всегда в повиновении у них. Он помогал Иосифу в трудах, занимаясь плотничеством, непре­станно преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и у людей.

Проповедь Иоанна Предтечи. Иоанн, сын праведных Захарии и Елисаветы, с юных лет продолжал жить в пустыне и там проводил время в посте и молитве. Одежду он носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. Пищею его были акриды (дикие растения) и дикий мед.

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение. Иоанн пришел в страну Иорданскую и стал проповедовать: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное» (см. Мф. 3, 2), то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, Который будет призывать всех в Свое Царство.

Давно уже Бог не посылал еврейскому народу пророков. Со времени последнего пророка Малахии прошло больше четы­рехсот лет. Поэтому, услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон соби­рался послушать его. Кто верил словам его и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордан, то есть погружал в воду с возложением руки своей на голову крещаемого. Поэтому Иоанн Предтеча называется Крестителем.

При этом Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. Крещение Иоанново означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверо­вавшего в Спасителя, очищена будет Христом от всех грехов. Слушая его слова, народ спрашивал: «Что нам делать?» (Лк. 3, 10).

Иоанн отвечал: «У кого две одежды, тот дай одну неиму­щему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11), то есть прежде всего будьте добрыми.

Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спра­шивали: «Учитель! что нам делать?» Мытари собирали налоги для римлян. Власть римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притес­няли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: «Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается».

Спрашивали его также и воины: «А нам что делать?» Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое, обижали бедных и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 14).

Многие тогда думали об Иоанне, не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. «Я крещу вас водою, — говорил он, — но вслед за мною идет Сильнейший меня», то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожида­ете — Христос, «у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его», то есть я недостоин быть даже Его слугой, снимать с Него обувь; «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16), то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого.

Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Пред­теча, поучая приходивший к нему народ.

Крещение Иисуса Христа. В то время, когда Иоанн Пред­теча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.

Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14).

Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

Когда Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскры­лись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Церковью 19 января. Праздник Крещения Господня также назы­вается праздником Богоявления, потому что во время Крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица. Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя. Также при Крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.

В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды.

Тропарь праздника. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение. Родителев бо глас свиде- тельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

(Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюблен­ным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся, Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе!)

Вопросы

  1. Сын Божий ~ это Кто?
  2. Как еще мы Его называем?
  3. Что обозначает имя Иисус?
  4. Почему мы называем Его Спасителем?
  5. Из какого рода происходили Иосиф и Дева Мария?
  6. В какой город отправились Иосиф и Дева Мария во время всенародной переписи?
  7. Где остановились Иосиф и Дева Мария, когда пришли в Вифлеем?
  8. Кто первый узнал о Рождении Спасителя?
  9. Кто такие волхвы?
  10. Что сделал Ирод, когда узнал о появлении на свет Спасителя?Какие дары принесли волхвы Младенцу Иисусу и Его Матери?
  11. Когда празднуется Рождество Господа нашего Иисуса Христа?
  12. Что такое тропарь и кондак?
  13. Кто первый встретил в храме Младенца Иисуса?
  14. Что такое сретение?
  15. Как называют праведного Симеона?
  16. Что пришлось делать Иосифу и Деве Марии с Младенцем на руках, чтобы скрыться от Ирода?
  17. Что произошло на празднике в Иерусалиме, когда Иисусу было 12 лет?
  18. В чем заключалось служение Иоанна Предтечи?
  19. Сколько лет было Христу, когда Он принял Крещение?
  20. Что произошло во время Крещения Господа?
  21. Как называется река, в которой крестился Христос?
  22. Когда празднуется Крещение Иисуса Христа?

Комментировать