<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

(2 голоса5.0 из 5)

Занятие XVIII
Великие русские святые:
св.Иоанн Кронштадтский, праведный
и св. Ксения Петербургская

Праведный Иоанн Кронштадтский. Святой праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губер­нии — на далеком севере России, в семье бедного сельского псаломщика Ильи Сергиева и жены его Феодоры.

Новорожденный оказался очень слабым и болезненным, и родители поспешили его крестить с именем Иоанн, в честь преподобного Иоанна Рыльского, празднуемого в тот день Церко­вью. Вскоре после крещения младенец Иоанн стал заметно поправляться.

Отец Иоанна, Илья Михайлович Сергиев, служил псалом­щиком в местном сельском храме. Этот приход был небогат, поэтому семья жила в условиях крайней материальной нужды. Сведений об отце дошло мало, но известно, что дед отца Иоанна был священником, так же как и большинство предков в его роду. Также известно, что от тяжелых работ, которые приходилось выполнять, чтобы прокормить семью, отец Иоанна постоянно хворал и умер рано, в возрасте 48 лет. Будучи ребенком, Иоанн и сам был слаб здоровьем, часто болел, однажды едва не умер от оспы.

Феодора Власьевна, мать отца Иоанна, простая и глубоко верующая женщина. Не раз приходилось Иоанну видеть свою мать в слезах перед иконой Богоматери. Он видел, как она моли­лась за него, и сам учился глубокой молитве. Мать умела поддер­жать и развить в сыне молитвенное настроение, безграничную преданность Церкви Христовой, полную покорность ее святым уставам, любовь к Богу и людям. За советами к матери, прожив­шей долгую жизнь, отец Иоанн обращался и тогда, когда стал знаменитым пастырем.

Благочестивые родители оказали огромное влияние на малолетнего Иоанна. Он рос сострадательным к чужому горю, и односельчане нередко просили его помолиться о них, замечая в нем особый благо­датный дар. Отрок Иоанн не раз удостаивался чудесных явлений.

Однажды ночью он увидел в комнате необычный свет, и среди света Ангела в небесной славе, который назвался его Ангелом Храни­телем. В жизни отрока подоб­ные чудесные явления и события не были единичными случаями. С шестилетнего возраста Иоанн начал учиться грамоте, а когда ему исполнилось десять лет, отец, с большим трудом собрав скудные средства, отвез сына в Архангельское приходское училище. Мальчика мучила мысль о родном доме, о нищете родителей, именно в это время он научился с особой болью чувствовать чужую нужду.

Школьное дело шло плохо. Первое время учение никак не давалось мальчику, несмотря на усердные старания. Это его печалило. Все утешение свое он находил только в молитве. Молился отрок часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот после одной из таких горячих молитв с мальчиком прои­зошло еще одно чудесное явление, которое впоследствии он сам рассказал: «Ночью я любил вставать на молитву. Все спят, тихо. Не страшно молиться, и молился я чаще всего о том, чтобы Бог дал мне свет разума на утешение родителям. И вот, как сейчас помню, однажды, был уже вечер, все улеглись спать. Не спалось только мне, я по-прежнему ничего не мог уразу­меть из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала, я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли пробыл я в таком положении, но вдруг что-то точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже, о чем и что он говорил, и легко, радостно так стало на душе, никогда не спал я так покойно, как в ту ночь. Тут засветало, я вскочил с постели, схватил книги, и о счастье! Читать стало гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только все помнил, но хоть сейчас и рассказать могу… В короткое время я продвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше успе­вал я в науках, и к концу курса одним из первых был переве­ден в Семинарию».

В 1851 году, с отличием окончив семинарский курс, Иоанн Сергиев был направлен в Петербургскую Духовную академию на казенный счет. В том же году скончался его отец. Обучаясь в Академии, Иоанн исполнял должность письмоводителя и свое небольшое жалование отсылал осиротевшим матери и сестрам.

Пастырское служение отца Иоанна. Одно время у Иоанна было желание принять монашество и посвятить свою жизнь миссионерской работе среди населения Китая, Северной Сибири или Америки. Но вскоре он убедился, что в столице и ее окрестностях очень много работы пастырю стада Христова. Разрешение своим сомнениям Иоанн Сергиев искал в молитве. В это время повторилось его детское видение, но в более ясной форме. Как-то раз, вернувшись домой после прогулки, Иоанн заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Крон­штадтском Андреевском соборе, в котором в действительности никогда еще не был. Он принял это за указание Свыше, и сон сбылся с буквальной точностью.

В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, он встретился с дочерью прото­иерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елизаветой, сделал ей предложение и обвенчался.

10 декабря 1855 года состоялось рукоположение Иоанна Сергиева в диаконы, а через два дня — в сан священника для служения в том же соборе. Когда он впервые вошел в Кронштадт­ский Андреевский собор, то остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того пред­ставлялся ему в его видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию Сергиев и называли его Кронштадтский, да и сам он нередко так подписывался.

Брак, по обычаям нашей Церкви, требовался для иерея, проходящего свое служение в миру Но в семье о. Иоанна в действительности было все по-другому, он жил с женой, как брат с сестрой. «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобой давай посвятим себя на служение Богу», — так сказал он своей жене в первый же день своей брачной жизни.

О. Иоанн тщательно скрывал от людей свое подвижни­чество. В основе его аскетического подвига лежала непрестан­ная молитва и пост. Его замечательный дневник «Моя жизнь во Христе» ярко свидетельствует об этом: отец Иоанн ежедневно совершал Божественную литургию в Андреевском соборе. Это он поставил себе за правило, которое требовало от него строгого душевного и телесного поста.

При первом же знакомстве со своей паствой о. Иоанн понял, что это огромное поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, не менее нежели в далеких языче­ских странах. Безверие, иноверие и сектантство процветали тут. Кронштадт был местом высылки из столицы разных порочных людей.

Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились по большей части в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянство­вали. Городские жители немало натерпелись от этих морально опустившихся людей. Ночью не всегда было безопасно пройти по улицам, т. к. был риск подвергнуться нападению грабителей.

Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Среди них он начал подвиг своего самоотверженного пастырского служе­ния. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседо­вал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог.

Такой необычный пастырский подвиг молодого пастыря стал вызывать нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не признавали искренности его настроения, смеялись над ним, клеветали, называли его юродивым. Одно время епархиальное начальство вызывало его для объяснений и даже как-то раз запретило выдавать ему на руки жалованье, так как он, получив его, все до последней копейки раздавал нищим. Но все эти испытания о. Иоанн мужественно перено­сил, не изменяя принятого им образа жизни. И впоследствии за все то, над чем в первые годы пастырства над ним смеялись, поносили, клеветали и преследовали, его стали прославлять.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его», — говорил отец Иоанн, который искренне любил свою паству. Для него не было чужих, каждый, кто приходил к нему за помощью, становился родным и близким.

Скоро в о. Иоанне открылся дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой возможности перечислить все чудеса, совершенные о. Иоанном.

Излечивались молитвой и возложением рук о. Иоанна самые тяжелые болезни, когда медицина была бессильна. Исце­ления совершались наедине и при большом стечении народа, и даже очень часто заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеле­ния совершилось.

Особенно известно чудо, происшедшее в одном селе на глазах у всех: женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к о. Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека. По молитве о. Иоанна прозревали слепые. Описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожа­ром, после того как о. Иоанн вознес там свою молитву. О. Иоанн исцелял силой своей молитвы не только русских православ­ных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Этот великий дар чудотворения был наградой о. Иоанну за его великие подвиги — молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

Вскоре народ со всей России стал приходить к великому чудотворцу. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него ту или иную помощь.

Еще большее число писем и телеграмм получал он. Вместе с письмами и телеграммами о. Иоанну присылали огромные суммы денег на благотворительность.

Получая деньги, о. Иоанн тут же все раздавал. На эти пожертвованные деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение — «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и прию­том, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Петербурге построил женский монастырь на Карповке.

Кроме того, более 25 лет о. Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской клас­сической гимназии. Урока его ждали, и уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязан­ностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ, который запо­минался учащимся на всю жизнь. Нередко бывали случаи, когда о. Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправ­ление. Проходило некоторое время, и ребенок, не подававший никаких надежд, начинал прилежно учиться и хорошо себя вести.

Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы понять всю тяжесть и величие его подвига. Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню.

За утреней о. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Исповедь, из-за громадного количе­ства желавших исповедоваться у о. Иоанна, была им введена общая. Производила эта общая исповедь — на всех участников и очевидцев — потрясающее впечатление.

Андреевский собор, вмещавший до 5000 человек, всегда бывал полон. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на Святом Престоле стояло иногда несколько больших Чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчис­ленным вызовам к больным. Редко когда он возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при сверхъестественной благодатной помощи Божией!

По желанию верующих о. Иоанну приходилось предпри­нимать поездки в разные города России. Во время проезда о. Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени.

О. Иоанн находился в царском дворце при последних днях жизни императора Александра III. В последние часы своей жизни Государь говорил о. Иоанну: «Вы — святой человек. Вы — праведник. Вот почему вас любит русский народ». — «Да, — отве­чал о. Иоанн, — Ваш народ любит меня». Умирая, по принятии Св. Таин и Таинства Елеосвящения Государь просил о. Иоанна возложить свои руки на его голову, говоря ему: «Когда Вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облег­чение, а когда отнимаете, очень страдаю — не отнимайте их». О. Иоанн так и продолжал держать свои руки на главе умираю­щего Царя, пока Царь не предал душу свою Богу.

О. Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподно­симые ему его почитателями, и облачался в них. Это ему даже и нужно было для прикрытия своих подвигов. Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки.

Так, например, получив однажды при громадном стече­нии народа пакет из рук купца, о. Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» — «Его счастие», — спокойно ответил о. Иоанн. Иногда, однако, он отка­зывался принимать от некоторых лиц пожертвования. Изве­стен случай, когда он не принял от одной богатой дамы очень большую сумму денег. В этом случае проявилась прозорливость о. Иоанна, т. к. эта дама получила те деньги нечистым путем, в чем после и покаялась.

Был о. Иоанн и замечательным проповедником, причем гово­рил он просто и чаще всего без особой подготовки. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, были доступны для понимания простых людей.

В отношении к нашей Родине о. Иоанн предсказал события кровавой русской революции и сделал еще несколько предосте­режений и пророческих предвидений.

К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни о. Иоанна присоединился мучительный личный недуг — болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он предписания знамени­тых врачей поддерживать свои силы непостной пищей, сказав им в ответ: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страда­ния для предочищения моей грешной души. Оживляет — Святое Причастие». И он причащался по-прежнему каждый день.

10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Крон­штадтском Андреевском соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 дека­бря 1908 года великий праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.

На погребении о. Иоанна присутствовали десятки тысяч людей, а у гробницы его и тогда, и в последующее время совер­шалось немало чудес. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах. Чувствовалось, что из гроба исходит какая-то благодатная сила и наполняет сердца присут­ствующих какой-то неземной радостью. Для всех ясно было, что во гробе лежит святой, праведник, и дух его незримо носится в храме, объемля своей любовью и лаской всех собравшихся отдать ему последний долг. Похоронили о. Иоанна в церкви- усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1990 году праведный Иоанн Кронштадтский был канонизован. Установлено совершать его память 2 января — в день блаженной кончины святого праведника.

Блаженная Ксения Петербургская. Святая блаженная Ксения Петербургская (в миру Ксения Григорьевна Петрова) — Христа ради юродивая, для спасения и из любви к ближним взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пост, странничество и претерпе­вание со смирением насме­шек блаженная получила от Бога многие бесценные дары. Блаженная Ксения была прозорлива и еще при жизни почиталась скорой помощницей и чудотворицей. К большому сожалению всех почитателей великой святой, практически не сохранилось никаких известий о том, кем была Ксения по происхожде­нию, кто были ее родители и где она получила образова­ние и воспитание.

Родилась Ксения в Петербурге в первой поло­вине XVIII столетия, примерно между 1719 и 1730 годами, в семье благочестивых и благородных родителей. Отца ее звали Григо­рием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия она по любви вышла замуж за молодого офицера, Андрея Федо­ровича Петрова, певчего придворного хора. Муж — деятельный, способный офицер — в скором времени получил чин полковника. Он обладал на редкость красивым голосом и занимал видное место среди придворных певчих — это давало ему солидное общественное положение.

Они мирно жили в доме на Петроградской стороне, куплен­ном Андреем Федоровичем на приданое своей жены. О них можно было сказать, что живут душа в душу. Но в жизни человеческой вслед за радостью нередко приходит горе. Когда Ксении было 26 лет, ее муж внезапно скончался.

Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Страдания ее описать невозможно. Любовь Ксении была настолько сильна, что она ни за что не хотела поверить в смерть любимого. Но больше всего она была потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовле­ния и не успел принести покаяние. И молодая вдова решила начать труднейший христианский подвиг — казаться безумной и принести Богу в жертву самое ценное, что есть у человека, — разум, чтобы таким образом умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того — от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, стала жить под его именем.

Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз — и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Федоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, как потеряв­шая рассудок, утешала их, говоря: «Андрей Федорович вовсе не умер. Это я. А Ксеньюшка моя умерла». Так началось ее скита­ние по улицам Петербурга. Дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимав­шей у нее комнату, имущество свое раздать бедным, деньги же отнести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении». Узнав о таком решении, родственники мужа подали прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом.

После этого блаженная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Она никогда не откликалась, если ее называли Ксенией, но всегда с готовностью отвечала, если ее звали Андрей Федорович. Встречающимся знакомым и обра­щающимся к ней по имени она говорила: «Ну какое вам дело до покойной Ксении, она вам ничего плохого не сделала!»

Целыми днями святая блаженная бродила по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим напад­кам и насмешкам. Ее странный костюм и невразумительные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блажен­ная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спаси­тельный подвиг. После того как мужнина одежда от времени истлела, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмо­тья, а на босых, распухших от мороза ногах носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку. Вероятно, это были цвета военного мундира ее супруга. В христианской символике красный цвет — цвет крови — есть символ жертвы Христа ради спасения мира и символ жертвы, приносимой мучениками; зеленый же цвет — цвет надежды.

Ксения, как безумная, днем бродила по городу, а ночью в любое время года укрывалась от людских глаз. Этим заинтере­совались не только жители Петроградской стороны, но и местная полиция, для которой неизвестное местопребывание Блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было во что бы то ни стало разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и что она делает. Оказалось, что Ксения уходит на ночь в поле, коленопреклоненно становится там на молитву и не встает до самого восхода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».

К этому времени относится начало строительства новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое стро­ение было уже весьма высоким, и каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Блаженная Ксения решила тайно помогать строителям. Целыми ночами, в любую погоду, поднимала она кирпич и складывала его на лесах. Наутро рабочие только дивились случившемуся. Наконец они решили узнать, кто же их незримый помощник и, придя ночью на стройку, обнаружили, что это известная всей Петербургской стороне «безумная» Ксения.

Мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, но лишь у людей добрых и сердечных. Брала всегда только «царя на коне» (копейку с изображением всадника вели­комученика Георгия Победоносца) и тут же отдавала нищим.

Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали: если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено, и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаян­ная радость.

Изредка блаженная Ксения заходила к своим знако­мым, беседовала, обедала и снова отправлялась странствовать. Заходила блаженная не в каждый дом, куда ее приглашали, а приглашали ее часто, так как заметили, что в домах, где хотя бы недолго побывала Ксения, воцарялись мир, порядок и радость.

Однажды блаженная Ксения пришла в гости к купчихе Крапивиной. Радушно встреченная хозяйкой и другими лицами, бывшими в квартире Крапивиной, Ксения несколько времени беседовала с ними, поблагодарила хозяйку за угощение и, когда стала прощаться, то, указывая на Крапивину, сказала: «Вот, зелена крапива, а скоро, скоро завянет». Ни Крапивина, ни ее гости не придали какого-либо особого значения словам Блажен­ной, но оказалось, что в скором же времени молодая, цветущая здоровьем г-жа Крапивина неожиданно заболела и умерла. Тут только гости Крапивиной вспомнили слова Блаженной «зелена крапива, но скоро завянет» и поняли, что этими словами она предсказала близкую кончину Крапивиной.

В другой раз приходит Ксения к своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой, которой она раньше подарила свой дом, и говорит ей: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!»

Антонова отлично знала, что Ксения никогда не обманы­вает, поэтому, несмотря на странность ее слов, поверила и тотчас же поспешила на Смоленское кладбище. На одной из улиц Васильевского острова, вблизи Смоленского кладбища, Антонова увидела большую толпу народа. Она подошла к толпе и поста­ралась разузнать, что тут случилось. Оказалось, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину, которая тут же на улице разрешилась от бремени мальчиком, а сама немедленно скончалась.

Сжалившись над ребенком, Параскева Антонова взяла ребенка к себе. Узнать, кто была его умершая мать, кто был его отец, несмотря на усиленные старания петербургской полиции и самой Антоновой, не удалось, и ребенок остался на руках у Антоновой. Она дала ему прекрасное образование и воспитание. Впоследствии он стал известным чиновником и до самой смерти заботился о своей приемной матери, будучи для нее горячо любящим сыном. С глубоким благоговением он относился также и к памяти рабы Божией блаженной Ксении, которая так много добра оказала его приемной матери и такое участие приняла в судьбе его, едва родившегося и уже остав­шегося полным сиротой.

К числу знакомых Ксении Блаженной, к которым она иногда наведывалась, принадлежало также семейство Голубе­вых, состоявшее из матери-вдовы и 17-летней красавицы дочки. Ксения очень любила эту девушку за ее кроткий, тихий нрав и доброе сердце. Однажды заходит к ним в гости Ксения. Мать и дочь сидели за столом и готовили кофе. «Эх, красавица, — сказала Ксения, обращаясь девушке, — ты вот тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда».

«Как так?! — отвечала девушка. — У меня не только мужа, но и жениха-то нет. А тут какой-то муж, да еще жену хоронит?» «Иди», — сердито отвечала Ксения, не любившая каких-либо возражений.

Голубевы, хорошо знавшие, что Ксения никогда не говорит чего-либо напрасно, и почитая ее за угодницу Божию, тотчас же послушались приказания Блаженной и отправились на Охту. Здесь они увидели, что к кладбищу направляется похоронная процессия. Хоронили молодую женщину, жену доктора, скон­чавшуюся от неблагополучных родов. Голубевы пошли вслед за гробом.

Когда кончилось погребение и народ стал расходиться по домам, они неожиданно натолкнулись на горько рыдавшего молодого вдовца, который от горя потерял сознание и без чувств упал прямо на руки подбежавшим Голубевым. Последние поста­рались привести его в чувство, познакомились с ним, и через год юная Голубева стала женой доктора.

Счастливо и безмятежно прожила она со своим мужем до глубокой старости, при смерти строго завещав своим детям ходить на могилу блаженной Ксении и чтить ее память.

Однажды встретила блаженная Ксения на улице одну благочестивую женщину, свою знакомую, остановила ее и, подавая ей медный пятак с изображением всадника, сказала: «Возьми пятак, тут царь на коне; потухнет!» Женщина взяла пятак, попрощалась с Ксенией и, недоумевая, что бы значили странные слова ее, пошла домой. Но едва она вошла в ту улицу, где она жила, как увидела, что загорелся дом ее. Не успела, однако, она добежать до своего дома, как пламя было потушено. Тут только поняла она, что означали слова блаженной Ксении «возьми пятак; потухнет!»

Много и других, неведомых миру подвигов совершала Ксения Блаженная, но и приведенных уже вполне достаточно, чтобы понять, что эта святая действительно обладала чудес­ным даром прозорливости. Прозревая тайны сердец человече­ских, она предсказывала будущее (так, она предсказала кончину императрицы Елисаветы Петровны и убийство томившегося в Петропавловской крепости царевича Иоанна), исцеляла боль­ных, особенно детей, направляла на путь исправления заблуд­ших. Она говорила каждому то, что было необходимо ему для спасения: одним ласково, а другим строго и даже грозно.

Молва о строгой подвижнической жизни блаженной Ксении, о ее доброте, кротости, смирении и о ее чудном даре широко разнеслась по Петербургу. Все стали смотреть на нее как на угод­ницу Божию, как на великую подвижницу; все стали не только жалеть ее, но и глубоко уважать и почитать. Вот почему купцы, и мещане, и чиновники, и другие душевно рады были принять у себя Блаженную в доме.

Вместе с Блаженной как будто сама любовь приходила в дом, умиряя ссорящихся, принося свет и радость. Лавочники с рынка знали, что если блаженная Ксения зайдет утром в лавку и возьмет хотя бы пирожок или орешек, торговля в этот день будет удачной. Уличные разносчики пряников, булок, раскрыв свои лотки, с нетерпением ждали, чтобы она взяла что-нибудь. Около «счастливца» тотчас собиралась толпа, расхватывая его товар.

Извозчики заметили, что если кому-либо из них удавалось хоть несколько шагов провезти Блаженную, то у него целый день езда шла отлично и он делал хорошую выручку. Вот почему извозчики, еще издали увидев Блаженную, наперегонки мчались к ней и умоляли ее хоть только присесть в их коляску, в полном убеждении, что это даст им хороший заработок. И чрезвычайно счастлив был тот возница, которому удавалось провезти в своей коляске Блаженную.

Матери замечали, что если Блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, то он непременно выздо­ровеет. Вот почему матери, увидев святую, спешили к ней со своими детьми. Святая с особой любовью относилась к детям, даже к мальчишкам-озорникам, которые по глупости своей обижали и дразнили ее.

Она никогда не бранила их и не сердилась, а с грустной улыбкой смотрела на шалунов. Был случай, когда дерзновенной молитвой к Богу она воскресила утонувшего в Неве мальчика, промыслом Божиим оказавшись рядом с неутешно рыдающей над бездыханным сыном матерью.

Прожила Ксения Блаженная в подвиге юродства и добро­вольного безумия после смерти своего мужа около 45 лет. Не сохранилось сведений о точном времени и обстоятельствах кончины и погребения блаженной Ксении. Однако сохранив­шееся до наших дней предание говорит, что перед кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Бого­родицу, Которая возвестила ей о близости дня завершения ее земного странствия и о том, что до скончания века будут почи­тать ее верующие.

Скончалась Блаженная в конце XVIII — начале XIX века на 72-м году жизни и была похоронена на Смоленском клад­бище Петербурга, недалеко от церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, которую в свое время она помогала строить.

После кончины святой угодницы началось ее всенародное почитание, по молитвам к ней люди получали помощь, чудесам и исцелениям не было конца. На вдохновенную любовь, которой пламенело сердце блаженной Ксении Петербургской, отклик­нулся русский народ Божий столь же великой любовью.

В течение двух столетий не оскудевал поток стремившихся поклониться великой праведнице и по теплой вере своей полу­чавших от нее благодатную помощь. Люди брали землю с могилы святой и увозили в города и веси России. Чтобы не разорился могильный холмик, положили поверх насыпи каменную плиту, но ее паломники разбили на мелкие куски и разнесли по домам. Положили новую плиту — с ней случилось то же самое. Тогда решили на пожертвования богомольцев возвести каменную часовню над могилой, которую в 1992 году украсила мозаичная икона святой подвижницы.

Почитатели Блаженной построили часовню очень быстро, а на могилу положили плиту с надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего в ранге полков­ника, Андрея Феодоровича. Осталась после мужа 26 лет, стран­ствовала 45 лет; всего жития ее было 71 год; называлась Андрей Феодорович. Кто меня знал, да помянет душу мою для спасения своей души. Аминь».

После кончины Блаженной почитание ее распространилось также и в высших слоях общества. Император Александр III, будучи наследником, заболел тифом. Его жена, будущая импе­ратрица Мария Феодоровна, переживала тревожные часы. Тогда кто-то из придворных принес ей горсть песка с могилы блаженной Ксении и посоветовал положить этот песок под подушку больного, помолившись Блаженной.

Великая княгиня последовала совету, и молитва ее испол­нилась. Ночью у постели больного она забылась, и ей было виде­ние: стоит старая женщина в странном наряде и говорит: «Твой муж выздоровеет. Тот ребенок, которого ты теперь носишь в себе, будет девочка. Назовите ее в мое имя Ксенией. И она будет хранить вашу семью от всяких бед». Все, что сказала Блаженная, исполнилось с точностью: больной выздоровел, и родившуюся вслед за этим девочку назвали Ксенией.

Когда большевики, захватив власть, лишили людей возмож­ности приходить к часовенке Блаженной, люди стали тысячами писать письма и записки, обращенные к своей небесной заступ­нице, и засовывать их в щели забора, который безбожная власть построила вокруг места упокоения святой, пытаясь отгородить мир от ее небесного молитвенного предстательства.

В 1986 году чудом сохранившуюся от уничтожения часовню блаженной Ксении с любовью реставрировали и освятили.

А в июне 1988 года на Поместном Соборе Русской Право­славной Церкви блаженная Ксения была причислена к лику святых. Поскольку день кончины святой неизвестен, Русская Православная Церковь при канонизации установила празд­нование Блаженной в день ее Ангела — преподобной Ксении (6 февраля).

Вопросы

      1. Какое чудо произошло в Крещении с младенцем Иоанном?
      2. Кем по профессии был отец Иоанна?
      3. Каким ребенком рос о. Иоанн?
      4. Какое чудо произошло с ним в детстве после ночной молитвы?
      5. Как изменилась жизнь о. Иоанна после этого чуда?
      6. Как закончил семинарию Иоанн Сергиев?
      7. Что хотел делать о. Иоанн после окончания академии?
      8. Какая досталась паства о. Иоанну?
      9. Какие подвиги совершал о. Иоанн?
      10. В чем заключался пастырский подвиг для о. Иоанна?
      11. Каким даром обладал о. Иоанн?
      12. Как называется дневник отца Иоанна Кронштадтского?
      13. Где основал монастырь о. Иоанн?
      14. В какое время ежедневно вставал о. Иоанн?
      15. Почему о. Иоанн не принял большую сумму денег от одной богатой женщины?
      16. Где похоронен о. Иоанн?
      17. Какой подвиг взяла на себя Ксения Петербургская?
      18. Почему Ксения Петербургская взяла на себя подвиг юродства?
      19. Как звали ее мужа?
      20. Сколько лет было Ксении, когда умер ее муж?
      21. Что сделала Ксения Блаженная со своим имуществом после смерти супруга?
      22. Во что одевалась Ксения Блаженная?
      23. Что целыми днями делала Ксения Блаженная?
      24. Где она проводила ночи?
      25. В чем заключалась тайная помощь рабочим при строительстве храма на Смоленском кладбище?
      26. Какую монету брала Ксения Блаженная в качестве милостыни?
      27. Почему люди с радостью приглашали Ксению в гости, извозчики охотно старались ее подвезти?
      28. Расскажите примеры чудес из жизни Ксении Блаженной.
      29. Что Ксения имела в виду, когда сказала: «Возьми пятак, тут царь на коне; потухнет»?
      30. Сколько прожила Ксения Блаженная после смерти своего мужа?
      31. Когда отмечается день памяти св. Ксении Петербургской?

Зачет 4

Проводится для закрепления пройденного материала по следующим темам.

      1. Храм. Устройство храма. Алтарь. Богослужения. Крест­ные ходы и колокольный звон.
      2. Иконостас. Почитание икон. О различных иконах. Чудо­творные иконы.
      3. Церковнослужители и священнослужители. Священник. Служение священника. Благословение священника. Священные облачения.
      4. Почитание святых. О различных «видах» святости. Почи­тание мощей. Святые воины (св. Александр Невский, св. Димит­рий Донской). Святые дети (Вифлеемские младенцы, Отроки в печи Вавилонской, св. Кирик, царевич Димитрий).
      5. Великие русские святые: преподобные Сергий Радонеж­ский и Серафим Саровский.
      6. Великие русские святые: св. Иоанн Кронштадтский и св. Ксения Петербургская.

Вопросы

      1. Что такое храм?
      2. Как храм выглядит снаружи?
      3. Что означает, когда храм устраивается в виде корабля, в виде круга и в виде восьмиконечной звезды?
      1. Чем заканчивается купол храма?
      2. Сколько бывает куполов на храмах и что их количество означает?
      3. Что такое колокольня и где она устраивается?
      4. Как храм разделяется внутри?
      5. Что такое алтарь?
      6. Что такое притвор?
      7. Что такое иконостас?
      8. Что такое хоругви и для чего они служат?
      9. Какое самое важное богослужение?
      10. Что происходит во время всенощного бдения?
      11. Как называется богослужение, которое совершается накануне воскресных и праздничных дней?
      12. Сколько существует великих праздников?
      13. Назовите самый главный христианский праздник.
      14. Что такое крестный ход и почему он так называется?
      15. Для чего употребляется колокольный звон?
      16. Какие существуют виды колокольного звона?
      17. Каким звоном созывают верующих в храм?
      18. Что такое икона?
      19. Почему средние врата в иконостасе называются Царскими и кто на них изображается?
      20. Как называется светлый кружок, который изображается на иконах вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых, и что он означает?
      21. Как надо молиться перед иконами?
      1. Как называется первая икона с изображением Христа и откуда она появилась?
      2. Как изображают Святого Духа на иконах?
      3. Кого кроме Бога мы изображаем на святых иконах?
      4. Кто первый написал образ Божией Матери?
      5. Что такое чудотворные иконы и почему их почитают?
      6. Что источается от некоторых икон чудесным образом?
      7. Какие чудотворные иконы вы знаете?
      8. Почему Тихвинская икона Божией Матери является чудотворной?
      9. Что значит «Одигитрия»?
      10. Какая икона считается покровительницей домашнего очага?
      11. Как явилась Казанская икона Божией Матери?
      12. На чем написана Владимирская икона Божией Матери?
      13. Как помогала Владимирская икона Божией Матери во время татаро-монгольского ига?
      14. Где она сейчас находится?
      15. Как на Руси оказалась Смоленская икона Божией Матери?
      16. Какие иконы Божией Матери покровительствуют детям?
      17. Что входит в обязанности алтарника?
      18. Что делают чтецы?
      19. Кто такой пономарь?
      20. Кто установил Таинство Священства?
      21. Назовите три степени Священства.
      22. Что входит в обязанности дьякона?
      23. Какое еще название имеют священники?
      24. Как принято обращаться к священнику?
      25. Что входит в обязанности епископа?
      26. Какое таинство может совершить только епископ?
      27. Что такое хиротония?
      28. Когда совершается Таинство Священства?
      29. Кто такой митрополит?
      30. Кто стоит во главе Русской Православной Церкви?
      31. Что такое паства?
      32. Как надо приветствовать священника?
      33. Как нужно складывать руки, подходя под благословение?
      34. Какие повседневные одеяния служителей Церкви вы знаете?
      35. Что такое ряса и подрясник?
      36. Какие головные уборы имеются у духовенства и монашества?
      37. Что носит поверх рясы епископ, а что священник?
      38. Что означает слово «панагия»?
      39. Какой молитвенный предмет носят все монашествующие и для чего?
      40. Что такое стихарь, орарь и поручи?
      41. Какие богослужебные одеяния носит священник?
      42. Что означает слово «епитрахиль»?
      43. О чем нам напоминает фелонь?
      44. Что носит на плечах поверх саккоса епископ?
      45. О чем напоминает омофор?
      46. Что означает белый цвет богослужебных облачений?
      47. Что означает красный цвет богослужебных облачений?
      48. Какого цвета богослужебные облачения на праздник Святой Троицы?
      49. В облачениях какого цвета принято служить по воскресным дням, в память апостолов, пророков, святителей?
      50. На праздниках Богоматери облачения какого цвета?
      51. Что этот цвет означает в церковной символике?
      52. Чему посвящен фиолетовый цвет?
      53. Кто такие святые?
      54. В чем выражается почитание святых?
      55. Какие чины святости вы знаете?
      56. Кто такие пророки? Приведите примеры.
      57. Какие святые называются равноапостольными?

Приведите примеры.

      1. Кто такие апостолы? Приведите примеры.
      2. Как зовут апостолов, которые написали Евангелие?
      3. Кто такие мученики? Приведите примеры.
      4. Какие мученики бывают? Приведите примеры.
      5. Кто такие святители? Приведите примеры.
      6. Кто такие преподобные? Приведите примеры.
      7. Кто такие бессребреники? Приведите примеры.
      8. Кто такие святые князья? Приведите примеры.
      9. Кто такие юродивые? Как они еще называются?

Приведите примеры.

      1. Как называют родоначальников человеческого рода?

Приведите примеры.

      1. Кто такие праведные? Приведите примеры.
      2. Кто такие святые дети и отроки и за что они причислены к лику святых? Приведите примеры.
      3. Что такое мощи?
      4. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?
      5. За что признан святым князь Александр Невский?
      6. За какое событие великий князь получил прозвище Невский?
      7. Что произошло накануне битвы?
      8. Как называется битва с немецкими рыцарями на Чудском озере?
      9. Кто занялся воспитанием Димитрия Донского после смерти его отца?
      10. Когда и где разгромил Димитрий Донской Мамая?
      11. Как называется эта битва?
      12. У кого брал благословение князь Димитрий Донской на Куликовскую битву?
      13. Какое имя при крещении получил святой Сергий Радонежский?
      14. Расскажите чудесный случай из жизни Варфоломея, когда ему было 7 лет.
      15. Что сделал Варфоломей после смерти родителей?
      16. С кем пошел Варфоломей в Радонежский бор?
      17. С каким именем принял постриг Варфоломей?
      18. Как началось образование Троице-Сергиевой Лавры?
      19. Перечислите чудесные явления из жизни святого.
      20. Расскажите случай о том, как крестьянин пришел к преподобному.
      21. Что сделал преп. Сергий, когда в монастыре пошло недовольство против него?
      22. Какое имя получил святой Серафим при крещении?
      23. Расскажите чудесный случай, который произошел с Прохором в детстве.
      24. Что сделал Прохор, прежде чем принять постриг?
      25. Что делал в свободное от послушания время Прохор?
      26. Что означает в переводе имя Серафим?
      27. Какие подвиги взял на себя преподобный Серафим?
      28. Как поступил св. Серафим Саровский с напавшими на него разбойниками?
      29. Какими словами приветствовал преподобный Серафим всех людей, приходящих к нему?
      30. Для чего вокруг Дивеевского монастыря вырыта канавка?
      31. Сколько раз являлась Пресвятая Богородица преподобному Серафиму Саровскому?
      32. Что заповедал потомкам Преподобный накануне своей смерти?
      33. Каким ребенком рос о. Иоанн Кронштадтский?
      34. Какое чудо произошло с ним в детстве после ночной молитвы?
      35. Как изменилась жизнь о. Иоанна после этого чуда?
      36. Каким даром обладал о. Иоанн?
      37. Где основал монастырь о. Иоанн?
      38. Где похоронен о. Иоанн?
      39. Какой подвиг взяла на себя Ксения Петербургская?
      40. Почему Ксения Петербургская взяла на себя подвиг юродства?
      41. Как звали ее мужа?
      42. Что целыми днями делала Ксения Блаженная и где она проводила ночи?
      43. Какую монету брала Ксения Блаженная в качестве милостыни?
      44. Почему люди с радостью приглашали Ксению в гости, а извозчики старались ее подвезти?
      45. Расскажите примеры чудес из жизни Ксении Блаженной.
      46. Когда отмечается день памяти св. Ксении Петербургской?

Загадки

Службу служит иерей, Предстоит от всех людей. Дух Святой сослужит там, Дом Господень, или **** (храм).

Чтоб мелодия простая,

В предрассветной дымке тая, Выводила к Церкви Божьей И к молитве нас звала, Бьет звонарь в ******** (колокола).

К этим я изображеньям Приступаю с уваженьем. Приложусь благоговейно, И от них святым елеем Я помазания жду.

Я молюсь, кладу поклоны Вам, священные ***** (иконы).

Отделен алтарь от храма, Здесь висят иконы в рамах, Пред киотами лампады Зажигаются как надо, Перед службою как раз.

Это что? ********* (Иконостас.)

Воскуряется кадило, Чтоб молитва воспарила, И для этого обряда

Нужен нам душистый ***** (ладан).

Крестный ход обходит храм, Приходите, люди, к нам!

Наши ближние и други! Впереди несут ******* (хоругви).

С панагией на груди Пастырь паствы впереди.

Попрошу: «Благословите!

И меня в нее примите!» Поклонюсь при этом низко

Вам, Владыка, наш ******* (епископ).

Самый главный иерарх

В нашей Церкви — ******** (Патриарх).

Чтоб частицу благодати

От Христа сейчас принять мне, Подхожу без лени я

Под ************* (благословение).

Вот стихарь, орарь и риза, А подризник будет снизу: Важное значение

Имеет ********* (облачение)!

Заступает перед Господом Землю Русскую распятую.

Заступи пред неприятелем И детей ее, как водится, Пресвятая ********** (Богородица).

Всех скорбящих Радосте,

Всех святых Отрада, О каждой душе спасенной Ты всею душою рада.

«Воительница присноблаженная», — Воспевают Тебя святые.

Пренепорочная, Благословенная Пресвятая Дева ***** (Мария).

Он в поступках справедлив, И душою он красив, Телом же порой болящий. Самый-самый настоящий, Он не в сказке, не в преданье, На земле он испытанье Проходил и искушенья.

Все прошел без пораженья!

Нимб за это золотой

Дал Господь. Ведь он ****** (святой).

Безумным кажется он вроде бы —

Такой ради Христа ******** (юродивый).

Ночь в молитвах проводил,

Плоть в поклонах утрудил,

Усушил постом он тело,

Был смиренным. В том и дело, —

В житии Христу подобный,

Потому он *********** (преподобный).

Видим камень меж деревьев

И топорик рядом с ним.

Там на камне молит Бога

Преподобный ******* (Серафим).

Кто этот воин-красавец

В плаще, словно в красном огне,

Как ястреб змею поражая,

Несется на белом коне? (Св. Георгий Победоносец.)

Вот Георгий на коне,

Очень нравится он мне.

Он святой, он самый смелый,

Бьет копьем он злого **** (змея).

Комментировать