<span class=bg_bpub_book_author>Валентина Киденко</span> <br>Можно ли беременным ходить в <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.org/1/tserkov' target='_blank' title='Церковь'>церковь</a>?

Валентина Киденко
Можно ли беременным ходить в церковь?

(7 голосов4.3 из 5)

Можно ли беременным ходить в церковь? Такой абсурдный, по сути, вопрос очень популярен. Ведь Интернет пестрит «православными» рецептами на все случаи: что можно и чего нельзя на Пасху, в Родительскую субботу, на именины.

Такова житейская психология, что и в духовной жизни мы зачастую ищем алгоритмы: сделай по инструкции – и спасешься. Но такой потребительский подход грозит опасной подменой ценностей и далек от духа христианской православной веры, по которой любовь и милость Божия даны нам не за точное следование схеме, а даром, по благодати.

Дети как дар

Главная драгоценность для мамы – это дети, подаренные Богом. В недалеком прошлом (всего-то век назад) женщина любого социального статуса, с любым уровнем образования или без него понимала, что беременность – не болезнь, не патология.

Это дар Божий и нормальное физиологическое состояние женского организма, которое не требует особого перехода на щадящий режим. Но сегодня беременность, роды и все, что с ними связано, вызывают у будущих мам много опасений.

Возможно, поэтому вокруг темы беременности пышным цветом разрослись приметы, суеверия и предрассудки. И это отнюдь не веяние ХХ и ХХI века – проблема далеко не новая. Такова русская действительность, где рядом с традициями православного благочестия уживаются магические представления древних предков, язычников-славян.

До сих пор старшее поколение всерьез рассуждает про сглаз и порчу еще не рожденного младенца, запрещая будущей маме часто выходить в люди, даже если она направляется в храм.

И, что удивительно, зачастую подобным предрассудкам подвержены… церковные бабушки (не те подвижницы, кто сохранил веру и пронес ее через горнило революции – они давно уже почили, а те, что в молодости были комсомолками и о вере в Бога сами знали понаслышке).

Эти «исконные» православные христианки безусловно знают, как надо и как не надо себя вести беременной: о том, что нельзя вязать, смотреть лучше только на красивое, в церкви свечек куда попало не ставить, с утра до вечера читать акафисты святым и иконам, которые «специализируются» на беременности, и, главное, бить побольше поклончиков, даже если здоровье, размеры живота и большой срок не позволяют.

Хорошо, если молодая будущая мама вовремя подойдет к священнику, а не обратится к бабушке с вопросом: а можно ли ей, беременной, находиться в храме и как себя там вести, поскольку от полученного ответа может зависеть, захочется ли ей снова переступить церковный порог, а от этого решения – и ее вера.

В надежных руках приходаВ церкви

Задаться вопросом – можно или нельзя ходить в церковь во время беременности – не придет в голову женщине, которая живет полной церковной жизнью: исповедуется, причащается, бывает на службах.

Для нее этот вопрос давно решен, а регулярно ходить в храм – это нормально, естественно, правильно, это ее сердечная и духовная потребность, то, чем она живет и без чего не представляет себя и своей семейной жизни.

Зачем что-то менять, когда под ее сердцем зарождается новая душа? Она осмысленно остается там, куда стремится ее верующее сердце – то есть в храме.

Она знает, что теперь будет чаще молитвенно воздыхать перед Богородичными образами «Утоли моя печали», «Феодоровская», «Промощница в родах», молиться Анастасии Узорешительнице.

Но ни участие в продолжительных богослужениях, ни большое стечение народа, ни даже духота не напугают ее – ту, которая привыкла находиться в церкви. Если у будущей мамы кончились силы или проявился легкий токсикоз, ничто не мешает ей выйти, подышать воздухом, а если не стало легче, то и уйти домой.

Почему-то авторы многих статей по теме не упоминают самого важного – того, что воцерковленная беременная женщина в храме не одна, ее окружает община родного прихода, где многие хорошо ее знают, понимают ее состояние.

Те же самые «сильные в церковной педагогике» бабушки не всегда настроены только на суровое воспитание молодежи. Отличаясь житейским опытом и милосердием, они готовы подать руку помощи, уступить место на скамье.

Вокруг много и других единомышленников в вере, православных христиан, готовых поддержать, а если необходимо – и подхватить на руки, вызвать «скорую». Получается, в своем приходе женщина гораздо в большей безопасности, чем на улице, в магазине, в кафе. Здесь никто не оставит ее в беде.

В церковь… для здоровья?

А как почувствует себя в церкви невоцерковленная будущая мама? Конечно, хорошо, если благодаря своему новому положению юная женщина придет на первую или вторую в своей жизни службу, но ее мотивы здесь многое определяют.

Возможно, ей просто подсказали, что, раз она беременна, неплохо бы и в церковь походить – мол, «для здоровья своего и ребеночка попричащаться, маслицем помазаться, ладаном подышать» – очень даже полезно.

С одной стороны – да, трудно не согласиться, что само пребывание в церкви за богослужением, все это особое литургическое пространство, церковное пение, благообразие икон и колокольный звон успокаивают, умиротворяют, настраивают на другой лад.

И это важно для психосоматики женщины, особенно на фоне всего происходящего сегодня – частых случаев замерших беременностей, выкидышей, нервных срывов и дородовых депрессий.

Но, с другой стороны, тут нужно серьезное духовное рассуждение: а будет ли польза от такого практического применения таинств и благодати? Церковная жизнь, применяемая в качестве такой «релаксации» и своего рода «физио-процедур», без веры бессмысленна и даже кощунственна.

Став потребительницей «духовных услуг и отправлений», будущая мама зачастую начинает рассуждать в духе оккультизма и магизма: «Я Тебе свечку – Ты мне помощь в беременности, я Тебе молитву – ты мне облегчение в родах».

Такой «духовный» торг превращает храм в своего рода «дом быта», куда приходят не к Богу, а за «услугой», и подобное отношение прихожан вызывает горечь у любого священника, ревнующего о Доме Божием.

Но есть и третья, самая важная сторона – это промысл Бога о человеке. Пути Господни неисповедимы, и кто знает, возможно, через первые шаги в Церкви во время беременности мама со своим будущим чадом однажды придет к вере.

В связи с этим хотелось бы вспомнить слова Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк.18:15-16).

Так что беременной маме приходить в храм с заботой о своем чаде абсолютно необходимо, отбросив все страхи и сомнения. Никто не будет препятствовать ребенку во чреве матери, пускай и маловоцерковленной, вместе с ней вкушать таинства и благодать, податель которых – Бог.

«Милосердия двери отверзи»

Понятно, что, отравляясь на богослужение в храм, беременной женщине надо всегда тонко прислушиваться к своему здоровью, правильно оценивать физические силы.

Церковь недаром называет таких жен непраздными – беременная женщина и так несет большой труд, готовясь привести в этот мир новую живую душу, потому чрезмерные духовные подвиги от нее не требуются.

Именно об этом говорит нам церковная традиция, которая милосердно предписывает непраздным женам давать себе значительные послабления в посте или полностью отменять пост на время беременности.

Для участия в Таинстве Причащения в этом случае достаточен евхаристический пост – полный отказ от пищи и воды с полуночи до момента причастия.

Помимо принятия исповеди и причастия, наравне со всеми будущие мамы могут становиться крестными, венчаться, собороваться. Но есть и ограничения – так, по еще ветхозаветной традиции, женщине нельзя подходить к таинствам в течение 40 дней после родов. Не требуется от будущих мам и регулярного присутствия на богослужениях – только посильное участие и молитва.

Для них во многих храмах нашей большой страны по расписанию служатся специальные молебны. Это короткие по времени молебные пения, на которых присутствует не так много народу, их легко выдержать даже на поздних сроках.

Такая молитва придает сил женщине, просящей Бога и святых о помощи себе ребенку в окружении единомышленниц – других будущих мам. Также в молитвослове существуют молитвы во время беременности, читаемые дома.

Кстати, в храме можно рассчитывать и на практическую поддержку. Малоимущим, одиноким и многодетным приходы активно помогают: для них собирают детские вещи, коляски, денежные пожертвования.

Социально-благотворительные отделы епархий Русской Православной Церкви вместе с государственными медицинскими и социальными структурами открывают реабилитационные центры помощи беременным и мамам с детьми, попавшим в сложную семейную ситуацию, предоставляют им жилье, питание и дают возможность пообщаться со священником.

Там же помогают принять таинства, не выходя из центра, так что в церковной ограде никому не дадут пропасть.

Посещение храма в ожидании ребенка – не повинность и не обязанность. Это та духовная радость, которую вы можете себе позволить.

Господь ожидает от нас не механического исполнения обрядов и установлений, но встречного движения, открытого сердца, искренней просьбы.

И, пожалуй, только в церкви можно внутренне настроиться на будущие роды, воодушевиться на свою непростую, но духовно важную женскую миссию рождения и воспитания нового члена Церкви Христовой.

По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «женщина-христианка по Божию повелению должна воспитывать своих детей в вере и благочестии».

А ведь как хорошо начинать это воспитание рано, до момента рождения и привыкать молиться о своем любимом чаде возле икон Богородицы – напитываясь словами Евангелия о Ее богоносном материнстве.

Валентина Киденко

Комментировать

4 комментария

  • Нина, 12.05.2018

    Христос воскресе! Может поможет кому нибудь то,что напишу… 24 года назад, в ожидании ребёнка, я тоже сомневалась в том, что беременным можно ходить в храм… Cейчас хочется крикнуть всем, кто только думает о предстоящей беременности — бегите в храм!!! А тогда было вот так. Когда венчались в церкви, просила Господа о ребёнке… и всё же  пришли такие ненужные мысли… Сейчас то всё ясно и понятно, но эти бы мысли, да 25 лет назад! Перед венчанием брака, священник сказал — Церковь спасительный кораблик, где можно укрыться от невзгод!… Венчались 25 лет назад, но в полезности этих слов убедилась всеми прожитыми годами. И полезно очень, бежать на этот кораблик всегда -и в горе, и в радости! Церковь — это место, где тебя ВСЕГДА поймут, поддержат и направят… Спаси Господи!

    Ответить »
    • Valentina, 15.05.2018

      Большое спасибо, Нина, что прочитали статью и поделились с нами своей историей. Мир дому вашему и вашей семье, желаем всем вам, как говорит один знакомый священник, всегда держаться за дверную ручку храма!

      Ответить »
  • Константин, 08.08.2020

    Один момент. Странный подход автора избегать ясного и чёткого выражения мысли. Кажется только к середине статьи наконец было конкретно сказано — да, можно и нужно беременным ходить в церковь; да и то не вполне чётко, а в виде некой поэтического растекания по древу, а до того, тоже говорилось, но исключительно намёками, де, «даже вопроса такого не может возникать, это невежество» и пр. Такие статьи читают чаще всего для чёткого, ясного и конкретного ответа на конкретный вопрос, потому в первом же абзаце надо было дать чёткий и конкретный ответ: да, можно беременной ходить в церковь, можно и нужно, а дальше сколь угодно растекаться по древу обосновывая почему.

    Ответить »
    • Valentina, 31.08.2020

      Константин, в самом начале статьи подчеркивается абсурд такой постановки вопроса. Для воцерковленных людей такого вопроса просто не существует. Беременная женщина — та же женщина, и если она ходила в храм до беременности, то и в своем благословенном непраздном положении будет продолжать это делать. А если начнет посещать храм с этого прекрасного момента — еще лучше, может быть, и близкие за ней потянутся. В том числе, и сомневающиеся мужья. Спасибо за внимание к нашим статьям.

      Ответить »