Замечательный детский поэт и сказочница, лауреат премии имени Чуковского Инна Гамазкова покинула мир на 76-м году жизни. Это случилось в московской больнице в середине мая 2020 года. Стихи поэта – послание, весточка миру. У Гамазковой эта весть – по-детски добрая, то есть благая.
Возможно, это двустишие наиболее верно определяет её собственную поэзию:
«И музыка будет как добрая весть:
Ведь не было песни – и вот она есть!»
В 2013 году Инна Гамазкова удостоена премии Корнея Чуковского в номинации «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению». Добрая весть её стихотворной музыки приходила к детям и взрослым в нашей стране многие десятилетия.
Начиная с 90-х годов ХХ века большинство детей в России узнавало свои первые буквы по книжкам-малышкам – поэтическим «Азбукам» Гамазковой в самых разнообразных вариантах, а значит, с сайтом «Азбука воспитания» Инна Липовна тоже в душевном родстве.
Немного об авторе
Инна Липовна Гамазкова (1945–2020) – детский поэт и прозаик, автор идеи и редактор детской сказочной газеты «Жили-были», талантливая ученица поэта Якова Акима. Как яркого и необычного автора на фоне других её отличал классический взгляд на детскую поэзию в сочетании с тягой к экспериментам и неприятием всякого рода штампов и «общих мест».
Об этом свидетельствуют высказывания современников в сети интернет, в числе которых есть и такое, к сожалению, безымянное, но настолько правдиво рисующее поэта, что мы не усомнимся в его достоверности: «Инна Гамазкова заслужила большое уважение среди поэтов и писателей.
Её в штуку называли «наша Агния Барто». Сама Инна Липовна говорила: «Барто дала мне своеобразное напутствие в жизни, научила, как писать стихи для детей.
К ней часто приходили молодые поэты, приносили свои сочинения, а она спрашивала: «У вас есть стихи про дождик?» – «Есть». – «А про луну?» – «Есть». – «А про грибы?» – «Есть». – «Так вот, все это вы выкиньте, а остальное давайте».
Коллегам по поэтическому цеху она запомнилась как тонкий поэт-лирик, «весёлая хулиганка и очень «детский» по мировосприятию человек».
И, конечно, запомнилась как автор поэтических миниатюр для взрослых и детей и игровых стихов с фонетически-точной рифмовкой и особым ритмическим строем. Из-под её пера выходили залихватские частушки и «обманки», загадки и шутки.
Её стихи с запредельным, просто зашкаливающим весельем всегда радовали и удивляли детей, которые писали об этом восторженные письма в её сказочную газету. Порой её хулиганские строчки заставляли порозоветь от смущения и родителей, например, такое:
«По весне лягушки скачут друг на дружке,
Начинается игрой, а кончается икрой».
Её поэтический мир густо населён разного рода зверьём, нашим, исконно русским, и самым экзотическим, которое от поэтического переселения на российскую почву не прочь и обрусеть.
Чего стоят такой родной и русский бегемотик, бочками попивающий свой чаёк, или такой здешний по всем приметам лев, которого поэт не советует кормить травой, чтобы не расстаться с головой.
Все они поселились в её стихах и сказках совершенно неслучайно. По образованию поэт была биологом, благодаря чему создавала не просто увлекательные сказки про животных, но те произведения, в которых, помимо выдумки, сохранялась научная достоверность, и, помимо любви к природе, присутствовало понимание её законов и механизмов.
Гамазкова (урожд. Гамазова) родилась в Омске в знаменательный Победный год, вскоре её семья перебралась в столицу. В Москве Инна Липовна закончила библиотечный техникум, факультет биологии и химии МОПИ им. Крупской.
Как и большинство поэтов её круга, не зарабатывала поэзией свой хлеб. Но ее стихи часто публиковали в «Литературной газете».
Работая в обычном НИИ, она продолжала сочинять стихи и разрабатывала средства от насекомых для аграрной отрасли, за что имела шесть авторских свидетельств на изобретения.
Это уже потом, и гораздо позже, её поэзия вышла за границы дружеского и семейного круга и стала не только публиковаться в печатных СМИ, но и оформилась в самостоятельные сборники.
Книжки Гамазковой шагнули к своим юным читателям в довольно непростое время, в 1990-е, но, несмотря на социальные перипетии, сразу же нашли отклик.
Те, кто был маленьким в эти годы, наверняка вспомнят любимые книги с картинками – «У кого какие мамы», «Говорящая занавеска», «Азбука в загадках», «Про мальчишек и девчонок. Озорные частушки» и многие другие.
«Гамазкова – это праздник!»
Приведём два очень тёплых воспоминания москвички Елены Нигри (Григорьевой), близкой подруги поэта – прижизненное и посмертное, которые гораздо лучше сухой биографии нарисуют портрет Инны Гамазковой.
Вот что она писала при жизни автора (эти слова приводит детский литературный иллюстрированный журнал «Кукумбер» )
«Гамазкова – это праздник! Шумный, аппетитный, весёлый! Когда мои дети были маленькие, только и слышалось: – А когда тётя Инна придёт?
Потому что тётя Инна – это всегда какие-то немыслимые конфеты, поющие и говорящие авторучки, а ещё – смех, крик и хохот, ведь это только она, большая шумная тётя, знает такие смешные загадки, такие хитрые обманки, и смеётся громче всех!
А стишок, который она сочинила про моего Ваню?
Когда Ваня был маленький,
Он прятался в валенке.
Вырос Ваня – эге-ге!
Виден даже в сапоге!
Этот маленький шедевр помнят все в нашей семье и передают из поколения в поколение! Я полюбила её сразу, как только прочитала стишок про суровую мужскую дружбу:
Я стукнул Мишку по плечу,
что мне с ним интересно,
а он меня: – Привет, молчун! —
Слегка портфелем треснул….
(Мне нравится именно это начало – с портфелем и с этим хулиганским «треснул». Потом, видимо, в воспитательных целях, начало было переделано, и что-то ушло…)
Мы – не девчонки – «сю-сю-сю».
Не ходим парой, чинно…
Уж если дружим, так вовсю,
Сурово! Как мужчины!
Да, наша дружба с Гамазковой именно такая! Никаких мусипуси, вроде «Леночка», «Инночка», а сурово, по-мужски: Привет, Григорьева, или даже – Григоренко, а я – Привет тебе, о, Гамазкова! Потому что это звучит всеобъемлюще!
«Гамазкова, ты нужна мне как редактор!» – вызваниваю я её, когда мне нужна редакторская помощь. «Гамазкова, ты нужна мне как биолог», – когда надо что-то уточнить по поводу цветов, зверей, птиц – в этих вопросах она дока! «Гамазкова, ты нужна мне как друг!» – когда плохо, проблемы.
«Гамазкова, ты нужна мне как доктор!» – и тут она всё знает-умеет. Однажды, когда я сильно болела, приехала и буквально поставила меня на ноги, – есть, есть у Гамазковой один чисто гамазковский рецепт, тайну которого раскрыть пока не могу…
Гамазкова и юмор – две вещи нераздельные… Представьте, она смеется даже во сне! Да-да, я сама это слышала! Однажды ночью, когда мы отдыхали с ней на Клязьме, я была разбужена её смехом!
Кроме того, оказалось, что она помнит уйму самых разнообразных песен – от пионерских до дворовых. Никогда не забуду, как мы шли с ней по набережной, и её звонкий девичий голос разносился вдоль всего Клязьменского водохранилища, распугивая местных ворон и лягушек.
Гамазкова – большой ребёнок. В незнакомом месте теряется и готова заплакать, как дитя. В Переделкино, находясь в ста метрах от дачи Чуковского, умудрилась заблудиться и обидеться на меня: мол, бросила посреди дороги!
А как она всему радуется! Хорошей книжке, смешной истории, фильму… Прочтёшь ей что-нибудь новенькое и ждёшь: если понравилось, засмеётся и захлопает в ладоши…
Ну и, кроме того, Гамазкова прекрасная сводница! В хорошем смысле этого слова! Потому что сводит незнакомых, но очень нужных друг другу людей, которые потом вместе путешествуют, отдыхают, строят дачи, пишут стихи….
А как она готовит? Вкусно и много! По принципу: большому пирогу и рот радуется! Как в её коронном стихотворении про бегемотика:
Чашку выпил,
Чайник выпил,
Бочку выпил…
Хорошо!
Да, Гамазкова – это много, вкусно, аппетитно, весело! А что же её душа? Где все эти страдания, метания, слёзы по ночам и боль разлуки? Только не это!
Гамазкова не кричит о своих переживаниях, не жалуется, только ночью, когда никто не слышит, тихо-тихо – «велосипеду вновь не спится, всё ноет сломанная спица…» И всё».
Вселенная и её солнца
А вот эти мысли вслух, принадлежащие той же подруге, были опубликованы в интернете на разных ресурсах через несколько дней после ухода Инны Липовны:
«Мне всё же придётся написать эти слова – что от нас ушла Вселенная, огромная вселенная под названием Инна Гамазкова, единственная и неповторимая, со множеством солнц, туманностей и планет – бывают ведь и поменьше, и совсем крохотные, дающие мало Света, а Инкина вмещала в себе так много и так щедро делилась со всеми своими Солнцами, Радостями, тем, что знала и что умела, что это просто редкость – она и сама была большая и готовила всегда много, на целую ораву.
Не все знают, что своих детей у неё не было, но она любила всех детей и много лет вела литературную студию, где учила их писать, фантазировать, играть – в общем, творить. Она воспитывала племянников, моих детей, для которых ее приход всегда был праздником.
Она знала наизусть всего Сашу Чёрного, все дворовые песенки, кучу анекдотов, и стихи всех детских поэтов – одного раза было достаточно услышать, чтобы она их запомнила и потом повторяла где угодно.
Она была «загадочная» женщина – в смысле сочинения загадок и «обманок», что так обожают все дети. Она была не только юмористом, сказочником и поэтом, но и прекрасным редактором в «Жили-были» отвечала почти за все: и Кот Учёный, и редактор, и выдумщик новых разделов, заданий и т. д.
Она всегда выслушивала мои стихи, могла резко критиковать, могла подсказать удачную концовку, и никогда не считала, что что-то сделала для меня.
Она всегда выслушивала все мои горести и все их «обнуляла» своим здравым чувством юмора. С ней было легко, как ни с кем, хотя мы и ссорились и не разговаривали по три дня. Сказать, что мне её не хватает – это ничего не сказать, потому что это был человек, который знал обо мне всё….
В последние два года Инкина вселенная дала сбой, ей стало трудно вращаться, ориентироваться в этом виртуальном мире, и без брата Марика она и шагу не могла ступить, или должна была позвонить мне, чтобы вспомнить, какое лекарство принять и какой нынче день…
Издавали её на мой взгляд страшно мало – один-два рассказа перепечатывали из сборника в сборник, то же и со стихами, лучше шли книжники «научпоп» и рассказы о художниках, но главное её детище – стихи, так и не были изданы в полном объёме, и это моя боль…
Я думаю, там, где она сейчас, все очень радуются её приходу, потому что пришёл очень веселый, остроумный человек, тот, который не ищет своего и поднимет падающего…
Мы подобрали для взрослого и юного читателя несколько ярких и любимых стихотворений детского поэта разных лет.
Инна Гамазкова: «Учу я лампочку светиться…»
Дрессировщики
Наташка рыбку учит плавать.
А Вовка – чижика – летать.
Андрей собаку учит лаять
И кошку – молоко лакать.
А у меня – ни рыб,
ни птицы…
Учу я лампочку
светиться.
Включаю,
выключаю снова –
Все понимает!
С полуслова!
Землянику нарисую
Землянику нарисую
И раскрашу красным цветом.
Собирал ее в лесу я
Прошлым летом…
Нарисую нашу речку
И раскрашу синим цветом:
Знал я рыбное местечко
Прошлым летом…
Дуб рисую на опушке,
Крашу дуб зеленым цветом.
Я добрался до верхушки
Прошлым летом!
Я пошлю рисунки деду,
А потом за ними следом,
Сам я к дедушке приеду
Этим летом!
Радуга
Петух увидел радугу:
– Какой красивый хвост!
Баран увидел радугу:
– Какой высокий мост!
И конь глядит на радугу:
– Подкова велика…
Река глядится в радугу:
– И в небе есть река?
Песня
Над городом – капли вечерних чернил,
Простую мелодию я сочинил.
Хотите, – сыграю, хотите – спою,
Вам новую зимнюю песню свою?
Я буду играть, а метель – напевать.
Снежинки – кружиться, луна – танцевать.
И музыка будет как добрая весть:
Ведь не было песни – и вот она есть!
Уши
Зеркала и витрины, и лужи
Далеко обхожу стороной.
Эх вы, уши, несчастные уши,
Что вы сделали с бедным со мной?
У других же обычные уши:
Чуть поменьше, побольше слегка…
Почему, почему, почему же
Вы растете, как два лопуха?
Все смеются над вами, ушами.
Видно, мне пропадать ни за грош!
Хорошо еще, нравлюсь я маме,
Потому что на папу похож.
Ну а мне бы понравиться лучше
В нашем классе девчонке одной…
Эх вы, уши, несчастные уши,
Что вы сделали, уши, со мной!
Варежкина сказка
За шкафом,
В углу, где темно и насорено,
Жила-была Левая Варежка Борина.
А где-то в сугробе
лежала под деревом
Правая Варежка,
Борей потеряна.
Правой – невесело,
Левой – не спится:
– Где ты, подруженька?
Где ты, сестрица?
Грустно на свете быть одиноким.
Кто бы их выручил?
Кто бы помог им?
И помощь примчалась!
И помощь нашлась!
Нет, не машина с красным крестом –
Скорая помощь лохматая, рыжая,
Прыгает, лает, машет хвостом!
Быстро сугроб разгребает, и вот,
Бережно Варежку в зубы берёт.
Скорая к дому бежит во весь дух!
Нюхает воздух она во весь нюх!
Вот он, подъезд. И квартира. И дверь.
Варежки Борины вместе теперь!
Встретились Варежки. Счастливы обе!
Так не теряй их больше в сугробе!
Встретились Правая с Левой, ура!
А Скорой помощи – дальше пора.
Вечерний трамвай
Холодно на улице, ветрено, темно…
Неуютно старому трамваю.
– Нн-нар-рисуй мнне что-нибудь! –
Дребезжит окно.
Я его, конечно, понимаю.
Нарисую рожицу,
А вокруг – лучи.
Подарю я солнышко трамваю.
Он, такой сияющий
Весело помчит,
Улицу немного согревая.
Бегемотик
Бегал-бегал бегемотик,
Бегал-бегал босиком.
По траве-
траве-
траве.
Да с ветром-
ветром-
ветерком.
А потом обул копытца
И пошёл воды напиться.
Чашку выпил,
Чайник выпил,
Бочку выпил…
Хорошо!
Колыбельная для бабушки
Баю-баю-баюшки,
Я пою для бабушки.
Баю-баю, бабушка,
Голубушка, лапушка.
Баю-бай, моя бабуля.
Спи, а я покараулю.
Засыпай, сомкни ресницы,
И пускай тебе приснится,
Как идёшь ты за водой –
Молодая девушка,
А навстречу – молодой
Раскудрявый дедушка.
Красавица
– Как тебя зовут, ворона?
– Карр-повна!
– Что ты делаешь, ворона?
– Карр-каю!
– Что ж кричишь, как на пожар?
– Нрра-вится!
Хорр-роша я!
Карр-роша!
Карр-расавица!
Любимый урок
Физкультура-физкультура,
Ты – любимый мой урок!
Тренируем-тренируем
Силу рук и силу ног!
Повисеть на шведской стенке –
Что приятней в жизни есть?
Или, словно обезьянка,
По канату вверх залезть.
Зайцем бегать, белкой прыгать,
Извиваться, как змея!
Физкультура, физкультура,
Физкультурочка моя!
Тик-Так
Не могу понять никак –
Где в часах сидит Тик-Так?
Разобрал я весь будильник,
Там деталей целый воз!
Стрелок, винтиков, пружинок,
Разных зубчатых колёс…
Нет Тик-Така! Где Тик-Так?
Не поймать его никак.
Починил часы мой папа,
Вновь будильник заходил…
Видно, он поймал Тик-Така
И на место посадил.
Прекрасная вещь
Один любознательный лещ
Увидел ПРЕКРАСНУЮ ВЕЩЬ.
И думает: – Ай да вещица!
На солнышке так и лучится!
Никто из соседей-лещей
Не видел подобных вещей.
Лещиха и Лешка-подлещик,
Небось, плавниками заплещут!
Эх, как повезло мне, лещу!
Схвачу и домой потащу!
Схватил,
Потащил…
Ай да лещ!
Печёный –
ПРЕКРАСНАЯ ВЕЩЬ!
Ясень
(Скороговорка)
Ясень светел,
Ясень ясен,
ясень ветром опоясан.
Семена-то – лётчики,
Ветро-ветролётчики!
Крутовертопереверто-
Ветро-вертолётчики!
Песенка
– Донн-донн! Динь-динь!
Пропел Звонок.
– Клик-кляк! Входи!
Сказал Замок.
– Скрип-скрип!.. – обрадовалась Дверь, –
Я так ждала тебя, поверь!
– Топ-топ? – спросили Туфли, –
А что у нас на кухне?
– Буль-буль! Я суп! Уже киплю!
Сейчас тебя я накормлю!
– Я – Чайник, на огне стоюууу!
Тебя я чаем напоюууу!
…Ах, песенка знакомая!
Как хорошо, что дома я!
Можно ли считать поэзию Гамазковой христианской и полезной для воспитания ребенка? – возможно, спросят родители. Высокий градус её радости, её сердечность, её доброе – по-настоящему благое – содержание позволяет интуиции положительно ответить на этот вопрос.
В своих стихах детский поэт полностью соблюла наставление, данное христианам апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь…, за всё благодарите» (1 Фес. 5: 16–18).
В новостных лентах этих дней можно было встретить фразу: «Не стало поэта Инны Липовны Гамазковой…», и этому безнадежному утверждению, памятуя о вечности души, хочется по-христиански возразить.
Прощание с поэтом состоялось на пятой седмице по Пасхе, в то благодатное время, когда длится пасхальное сорокодневье, когда, по преданию, Христос ходит по земле. Не этим ли пасхально-воскресным предчувствием надиктована пара её строчек: «…Ах, песенка знакомая! / Как хорошо, что дома я!»
Валентина Киденко
Комментировать