В недавнем прошлом в России не было детской поэзии как таковой. В дворянских семьях дети начинали читать очень рано, почти также рано, как и говорить, и одними из их первых опытов чтения становились взрослые стихи. В ХIХ веке родители доверяли воспитание своих чад поэту с чистым и прозрачным слогом – Афанасию Фету.
Примерно в середине ХIХ столетия набрали популярность детские журналы, а в них появились первые строки, адресованные именно юному читателю. До этого в ребенке не признавался маленький человек.
С первых осмысленных лет он был ценен для семьи почти как равный, как растущая и крепнущая душа, с которой самого начала можно говорить на взрослом языке, в том числе и на языке зрелой и одухотворенной поэзии.
Ведь кто как не ребенок с его чутким восприятием душевного и духовного мира может понять и расслышать красоту звучания стихотворения – его размера, мелодики и ритма, его дыхания, настроения и смыслов, часто прячущихся от нас за пределами обычного значения слов?
Поэзия Афанасия Фета никогда не попадала в первые строчки «рейтингов» великой, гениальной и суперизвестной, не стояла в одном ряду с поэзией Пушкина, Лермонтова и других представителей Золотого века.
При этом она – синоним всего чистого и прозрачного, простого и вместе с тем многозначного, что есть в стихотворном творчестве, а также в окружающей природе и в нашем сердце, отзывающемся на ее удивительную и богозданную красоту.
Зима в представлении этого истинного русского поэта научит маленького читателя тому, от чего отучают СМИ, компьютерные игры и даже новейшие педагогические технологии – а именно, включать работу воображения, не гнаться за яркой картинкой и сильным эмоциональным впечатлением, а различать нюансы и оттенки – вглядываться в тончайшее очарование времени года, его акварельные переходы, неброские романтические полутона.
И детям, и взрослым сегодня так недостает подобной фетовской деликатности чувств, впечатлений, переживаний, а ведь это так обедняет нашу внутреннюю жизнь. Стихи Фета полны гармонией, тишиной, благодарностью, ощущением присутствия Бога в мире.
Сегодня школьные учителя не очень-то любят А. Фета за его архаизмы и историзмы (ведь детям приходится лишний раз объяснять суть старинных названий ушедших предметов и явлений, отвлекаясь от материала), но, стоит признать, что на самом деле эти стихи вовсе не архаичны – то, о чем говорит автор, относится к вечным ценностям и близко и понятно современному человеку, взрослому и маленькому.
А всё потому, что стихи Афанасия Фета – отставного военного, доброго и рачительного помещика, человека практического ума – совершенно особое явление. В эту лирику не проникает злоба дня, невыносимая печаль и проза жизни, а быт и повседневные явления опоэтизированы и словно бы покрыты легкой дымкой очарования вечеров у семейного камелька.
Ее настроение никогда не бывает отчаянным – оно, как правило, радостное или с легким ореолом грусти. Именно это и роднит стихи Фета с детской поэзией, как особое явление явившейся гораздо позже.
Эти стихотворения никогда не выделялись автором в особую детскую серию. Они не посвящены конкретным детям. Возможно, эти тончайшие лирические строки созданы им из глубины памяти и собственного детства.
Кстати, лирика Фета чем-то схожа с творчеством гениального русского художника ХIХ века Федора Васильева, жившего чуть позже и ушедшего из земной жизни очень рано, но оставившего по себе несколько тончайших поэтических образов русской зимы.
Посмотрим картины Васильева и почитаем Фета вместе с детьми и создадим себе настроение уюта накануне последнего месяца зимы – прекрасного и одухотворенного белого времени года со множеством словесных и живописных оттенков.
* * *
Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
“Полно тут тебе валяться, –
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай”.
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
* * *
Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
“Ну, скорей гулять!”
* * *
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
* * *
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
Вечер
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
Учись у них – у дуба, у березы…
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Вместе с вами читала стихи А. Фета Валентина Киденко
В статье использованы репродукции картин Ф. Васильева
Комментировать