- Сщмч. Васи́лия, епископа Амасийского (ок. 322)
- Святых жен-мироносиц: Мари́и Магдалины, Мари́и Клеоповой, Саломи́и, Иоа́нны, Ма́рфы и Мари́и, Суса́нны и иных; правв. Ио́сифа Аримафейского и Никоди́ма (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе)
- свт. Стефа́на, епископа Великопермского (1396)
- Прав. Глафи́ры девы (322)
- прп. Иоанни́кия Девиченского (XIII) (Серб.)
- блгв. Тама́ры, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц)
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Священномученику Василию, епископу Амасийскому
Кондак, глас 4
Царе́во повеле́ние преоби́дев,/ Ца́рство Небе́сное получи́л еси́, Васи́лие,/ в не́мже лику́я,/ помина́й нас, чту́щих па́мять твою́,// священному́чениче.
Перевод: Презрев повеление царя ты получил Небесное Царство, Василий, в нем же торжествуя, вспоминай нас, почитающих память твою, священномученик.
Недели жен-мироносиц
Тропарь, глас 2
Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Перевод: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»
Ин тропарь, глас 2
Благообра́зный Ио́сиф с дре́ва снем Пречи́стое Твое́ те́ло,/ плащани́цею чи́стою обви́в,/ и благоуха́ньми во гро́бе но́ве закры́в положи́;/ но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2
Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.
Перевод: «Радуйтесь», - мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»
Святителю Стефану, епископу Великопермскому
Тропарь, глас 4
Боже́ственным жела́нием/ от ю́наго во́зраста, Стефа́не прему́дре, разже́гся,/ яре́м Христо́в взял еси́/ и люде́й олядене́вшая дре́вле неве́рием сердца́,/ Боже́ственное се́мя в них се́яв,/ ева́нгельски духо́вне породи́л еси́./ Те́мже пресла́вную твою́ па́мять почита́юще, мо́лим тя:/ моли́, Его́же пропове́дал еси́,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Устремлением к Богу с юного возраста, Стефан премудрый, ты воспламенился, поднял иго Христово (Мф.11:30) и людей, чьи сердца издавна заросли сорной травой неверия, посеяв в них Божественное семя, ты евангельски духовно породил. Потому, почитая твою преславную память, молим тебя: моли, Кого ты проповедал, о спасении наших душ.
Кондак, глас 8
Самозва́нен не и́щущим тебе́, святи́телю, обре́лся еси́,/ лю́ди, от и́дольския ле́сти свободи́в, ко Христо́ве ве́ре приве́л еси́/ и волхва́ пансо́тника посрами́л еси́,/ те́мже и пе́рвый епи́скоп и учи́тель Пе́рми был еси́./ Сего́ ра́ди духо́вная твоя́ ча́да,/ я́ко тобо́ю изба́вльшеся от и́дол, благода́рная тебе́ возопие́м:// ра́дуйся, Стефа́не, учи́телю прему́дрый.
Перевод: По своему призванию, к людям не желавшим тебя, святитель, ты явился и, освободив от идольского обольщения, привел ко Христовой вере и главного языческого жреца ты посрамил, потому и стал первым епископом и учителем Перми. Поэтому духовные твои дети, как избавившиеся благодаря тебе от идолов, вознесем тебе благодарственные молитвы: «Радуйся, Стефан, учитель премудрый».
Молитва
О, Богоосвяще́нный и равноапо́стольный Стефа́не, но́вый Богове́дения пропове́дниче и просвети́телю Креще́нием святы́м великопе́рмских во идолопокло́нстве живу́щих люде́й, ко и́стинному Ева́нгельскому све́ту путеводи́телю, па́стырю до́брый и учи́телю прему́дрый, Ду́ха Свята́го сосу́де избра́нный, Христоподража́тельный в Небе́сный Сио́н наста́вниче и руководи́телю, о́браз благонра́вия всем благоче́стно жи́ти жела́ющим, благоиску́сный мы́сленнаго корабля́, чрез мо́ре ми́ра сего́ к Небе́сному приста́нищу пла́вающаго, прави́телю, ди́вный во иера́рсех, уве́нчанный Боже́ственною благода́тию, всеросси́йский свети́льниче, вели́кий чудотво́рче и моли́твенниче те́плый! К тебе́ во умиле́нии души́ и сокруше́нии се́рдца моего́, аз окая́нный и гре́шный благонаде́жно притека́ю и вопию́, прося́ смире́нно по́мощи твоея́ и те́плаго ко Преблаго́му Бо́гу хода́тайства, да твои́ми богоприя́тными моли́твами испро́сиши ми от Него́ человеколю́бную ми́лость, оставле́ние мно́гих мои́х согреше́ний, души́ и телеси́ здра́вие со спасе́нием; и, я́ко Благ и Человеколю́бец, да благоволи́т безбе́дно в ми́ре сем ходи́ти ми до сконча́ния живота́ моего́, во вре́мя же разлуче́ния моего́ от жи́зни сея́ дух мой в покая́нии и ми́ре А́нгелом Свои́м святы́м ми́лостивно прия́ти, и да даст ми ми́мо мра́чных и злокова́рных и лю́тых духо́в де́монских на возду́се проити́ невозбра́нно и к Нему́ непосты́дно предста́ти поклони́тися, и безсме́ртныя и блаже́нныя жи́зни сподо́битися со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
2-я Молитва
О, равноапо́стольный святи́телю Христо́в Стефа́не! К тебе́ мы, окая́ннии, благонаде́жно притека́ем и пред святы́м твои́м о́бразом вопие́м, прося́ще по́мощи твоея́ и к Бо́гу хода́тайства, да твои́ми моли́твами испро́сиши нам, раба́м Бо́жиим (имена), от Него́ ми́лость: оставле́ние мно́гих на́ших согреше́ний, душа́м и телесе́м здра́вие со спасе́нием; да благоволи́т же Госпо́дь твои́ми моли́твами безбе́дно в ми́ре сем ходи́ти нам до сконча́ния жития́ на́шего, во вре́мя же разлуче́ния на́шего от жи́зни сея́ дух наш А́нгелы Свои́ми в покая́нии и ми́ре ми́лостивно да прии́мет, я́ко да от мра́чных и злокова́рных и лю́тых духо́в де́монских на возду́се проше́дше невозбра́нно, к Нему́ непосты́дно предста́нем и поклони́мся, и безсме́ртныя и блаже́нныя жи́зни сподо́бимся, со все́ми святы́ми, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: (имена)
Преподобному Иоанникию Девиченскому, Сербскому
Тропарь, глас 1
Поще́нием, моли́твами и благода́тию Боже́ственною просвети́вся,/ земны́я концы́ све́тло озаря́еши благоче́стно,/ чуде́с благода́ть от Бо́га прие́м,/ исцеля́еши неду́ги, ду́хи же лука́выя от челове́ков отгоня́еши,/ и́же с ве́рою притека́ют к ра́це моще́й твои́х святы́х,/ преподо́бне о́тче наш Иоанни́кие./ Сла́ва Да́вшему ти благода́ть,/ сла́ва Укрепи́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Перевод: Пощением, молитвой и благодатью Божественной просветившись, ты ярко озаряешь концы земли, с благоговением приняв благодать чудотворений от Бога, исцеляешь болезни, духов же бесовских отгоняешь от людей, прибегающих с верой к раке с твоими святыми мощами, преподобный отче наш Иоанникий. Слава Давшему тебе благодать, слава Укрепившему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления.
Кондак, глас 8
От ю́ности, Богому́дре, возлюби́в а́нгельское житие́,/ вся кра́сная оста́вил еси́,/ за́йде бо, я́коже звезда́ от ми́ра,/ восте́к к разу́мному и пра́ведному со́лнцу, Христу/ от Него́ же прие́мь благода́ть исцеле́ния,/ разли́чныя неду́ги врачу́еши притека́ющих к свяще́нней ра́це твое́й./ Те́мже и мы, соверша́юще любо́вию всечестну́ю твою́ па́мять, вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче Иоанни́кие.
Перевод: С юности, Богомудрый, возлюбив ангельскую жизнь, все земные блага ты оставил, взошел как звезда от мира, поднялся к духовному и праведному солнцу, Христу, от Него же принял благодать исцеления, излечиваешь различные болезни прибегающих к священной раке твоей. Потому и мы, празднуя с любовью почитаемую всеми память твою, взываем к тебе: «Радуйся, отче Иоанникий».
Благоверной Тамаре, царице Грузинской
Тропарь, глас 8
Вы́шния красоты́ жела́я,/ ни́жния сла́сти теле́сныя дале́че от себе́ отгна́ла еси́/ и, в черто́зе ца́рском пребыва́ющи,/ а́нгельское житие́ препровожда́ла еси́,/ цари́це Тама́ро блаже́нная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Желая небесной сладости, ты отогнала далеко от себя низменные, плотские наслаждения и, пребывая в чертоге царском, проводила ангельскую жизнь, царица Тамара блаженная, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Ин тропарь, глас 4
Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в них моле́ния возсыла́ют ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Удивительная среди святых, светило Грузии, правоверная царица Тамара, воздвигшая храмы на высоких горах, чтобы в них воссылались молитвы ко Господу, молитвами твоими даровавшая силу любящим Христа воинам страны Грузинской, своей правой рукой низвергнувшая полчища мусульманские, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Молитва
О, свята́я вели́кая благове́рная цари́це Тама́ро! Мы́, гре́шнии (имяре́к) и смире́ннии, я́ко к те́плой защи́тнице и ско́рой помо́щнице усе́рдно прибега́ем, прося́ще по́мощи и заступле́ния в бе́здне бе́д погружа́емых, и́же на вся́к де́нь и ча́с на́м от челове́к лука́вых приключа́ющихся, и разли́чными боле́зньми одержи́мых, да твои́м заступле́нием, ко́ль вели́кое дерзнове́ние к Бо́гу име́еши, помоли́сь о на́с в печа́лех, ну́ждах и напа́стех су́щих, и заступи́ на́с от все́х враго́в ви́димых и неви́димых, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, на́глых нападе́ний и льсти́вых подступов, да не бу́дем и́м в поруга́ние и посмея́ние, и твое́ю кре́пкою по́мощию и́х от на́с отгони́, я́коже отгна́ла от страны́ И́верстей и ве́рную любо́вь к Бо́гу в сердца́х на́ших утверди́ и досто́йну соде́лай.
Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности переселе́ние, ско́ро в по́мощь на́м предста́ни, и от наси́лий вра́жиих свободи́, я́ко име́еши жи́знь ве́чную, и приведи́ сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию, да и мы́ нескве́рными усты́ и чи́стой со́вестию предста́нем Пресвяте́й Тро́ице, прославля́я и воспева́я Ю́, со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
Скрыть переводы
Мысли свт. Феофана Затворника
Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидали и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28), и уже ничто не могло разлучить их с Господом.
Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства – жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.
Развернуть
Притча дня
Один монах так объяснял, что такое молитва:
– Представь, что с неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, полагаешь, будто притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней, ибо она поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы.
Проповедь дня
- Прот. Григорий Дьяченко. Святой Стефан, епископ Пермский.
- Прот. Родион Путятин. В Неделю святых жен-мироносиц.
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в Неделю жен-мироносиц
- Свт. Димитрий Ростовский. Слово в неделю святых жен мироносиц, Мк.16:6.
- Прот. Валериан Кречетов. Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Мк.15:43–16:8.
- Свящ. Иоанн Павлов. Неделя святых жен-мироносиц.
- Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский. Святые жены мироносицы.
- Митр. Сурожский Антоний. Воскресенье жен-мироносиц, Мк.15:43–16:8.
- Прот. Димитрий Смирнов. Память жен-мироносиц, в неделю 3-ю по Пасхе.
- Митр. Макарий (Булгаков). Слово в неделю св. жен мироносиц.
- Прот. Евгений Горячев. Слово в Неделю жен-мироносиц.
- Прот. Вячеслав Резников. О безрассудной верности. Неделя жен-мироносиц.
- Прот. Василий Михайловский. Неделя жен-мироносиц.
- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя жен мироносиц.
Развернуть
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
И. В. Нарусевич.
Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского.
Развернуть
Основы православия
Тема 129. Четвёртая заповедь Нового Завета: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
В Библии правда Божия – верность Бога Своим обещаниям (обетованиям), Своим словам, а правда для людей – верность крещальным обетам.
Правда, Истина – это одно из имён, и, соответственно, качеств Бога. Правда Божия, как верность Бога Своим обещаниям о победе над силами зла, была в полной мере явлена Боговоплощением. Церковная гимнография поэтому именует Христа Солнцем Правды. Нет многих истин, Истина предельно конкретна и единственна – Истиной является Сам Бог – «Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6).
Под правдой Божией также понимают Божественную справедливость. В течение нашей земной жизни Господь милосердно ожидает нашего покаяния и направляет нас к нему, невзирая на тяжесть наших грехов, по окончании же нашей земной жизни нас ждёт Суд Божий, т.е. Его правда.
В нравственном понимании алчущие и жаждущие правды – это совестливые. Жажда правды свидетельствует о живой совести.
От слова правда происходят термины праведник и праведный. Праведники – исполняющие заповеди Божьи. А праведные – это и праведники, и тип святости (подвижники, которые, достигли святости, живя в браке, например, св. праведный Иоанн Кронштадтский).
Что значит насытятся? Здесь разумеется насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести.
Случайный тест
Календари
Поминальные дни 2038
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Цитата дня
«История человечества полна всяческих преступлений, но нет большего греха, чем войны, особенно нашего времени, «мировые», когда все люди так или иначе вовлечены в «братоубийство»; сегодня одни «радуются», что убиты сотни тысяч, и даже миллионы «одной стороны»; завтра пострадавшие радуются, что совершилась месть над убийцами. И так вся земля окутывается мраком адской ненависти, и Дух Святой покидает души людей, и отчаяние вселяется в сердца их…».
Архимандрит Софроний (Сахаров)
Фото дня
Этот день в истории
1922 год. Взят под домашний арест патриарх всея Руси Тихон.
1945 год. День победы Красной армии и советского народа в Великой Отечественной войне.
Потери СССР с 22.06.1941 г. по 02.09.1945 г. составили порядка 26,6 млн человек.
Потери Германии с 01.09.1939 г. по 8.05.1945 г., составили от 4,6 до 8,3 млн человек. (Источник)
День за днем
Пролог в поучениях
Об Ангеле-Хранителе