Скрыть
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Святые отцы

Прочие

Нил Синайский, прп. (†430)

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности

Бог, изначала зная, что для нас полезно, жизнь человеческую разделил на две: на жизнь настоящую и будущую. И, желая показать, что настоящая жизнь существам разумным нужна для обучения, соделал ее исполненною скорби, печали, болезни, потому что всякое обучение и образование соединено с печалями и страданиями, от которых обучаемые делаются целомудреннее и совершеннее. Сему ясно научает нас действительный опыт. Ибо всякий, кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и в поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих. Сие же выражает и святый Павел, говоря: «всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздаст правды» (Евр. 12:11). А сим и нас научая с удовольствием переносить печальное и неприятное, но приводящее к какому-либо доброму концу, пишет: «сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай, от Него обличаемый, его же бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, его же приемлет. Наказание терпите», и так далее (Евр. 12:5–7).

Письма на разные темы. Антипату Созимиану

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью

Опять от общей мысли взял повод к убеждению и говорит: «всякое наказание», и Божие, и человеческое, «кажется не радостью, а печалью». Прекрасно говорит: кажется, ибо в действительности не печаль. Ибо как было бы оно собственно печалью, будучи матерью радости? Но по отношению к нам, с недовольством относящимся к воспитанию, сказано: кажется.

Но после наученным через него доставляет мирный плод праведности

Что значит: «мирный»? - то есть непоколебимый, легкий, приятный. Ибо печалящийся чувствует смятение, а радующийся чувствует некую легкость и спокойствие. Это же - плод правды, потому что Бог, будучи праведным, успокаивает там опечаленных в этом веке. Смотри же, что воспитание называет упражнением (γυμνασίαν), так как оно укрепляет верующих и делает их как бы атлетами и более твердыми. Итак, для чего вы избегаете того, что укрепляет души ваши?

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности

Буду же я утешаться представлением отрадных последствий временного наказания Господня, и стану я неослабно подвизаться на пути добродетели. Буду я жить в мире и святости со всеми.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности

Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти

Он снова повод к убеждению берет от общей мысли. И кстати сказал: «не мнится»; ибо наказание ведет к радости, является в последствии как бы матерью сердечнаго веселья но оно «не мнится» таким для тех, кто с тяготою переносит его.

Но печаль

Так как тяжело переносится оно в настоящей жизни и особенно в начале производить большую скорбь.

А под словом «всякое» Он разумеет и человеческое (телесное) и духовное.

Последи же плод мирен наученым тем воздает правды

А в конце, или после конца оно «плод правды мирен воздает», т. е. приносит безмятежный и приятный плод добродетели тем, которые путем наказания получили свое нравственное воспитание, которые в течение долгаго времени и с большим терпением переносили его, зная, что оно воспитывает подвижников и делает их более крепкими и более совершенными в добродетели.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности

Принимающие горькие лекарства сначала испытывают неприятное чувство, а потом чувствуют пользу. Такова и добродетель, таков и порок: в последнем испытывается сначала удовольствие, а потом скорбь; в первой - сначала скорбь, а потом удовольствие. И, однако, то и другое неравно; совершенно не одно и тоже - наперед испытать скорбь, а после - удовольствие, или - испытать наперед удовольствие, а после - скорбь. Почему? Потому что в последнем случае ожидание будущей скорби уменьшает настоящее удовольствие, а в первом - ожидание предстоящего удовольствия много ослабляет настоящую скорбь, так что иногда там не чувствуется даже никакого удовольствия, а здесь - никакой скорби. Впрочем, не в этом только отношении есть различие, но и в другом - в том именно, что неравны относительно продолжительности времени, но одно меньше, а другие - гораздо больше… Отсюда Павел и заимствует утешение… Вы скорбите? - говорит он. Это понятно: таково всегда наказание, с этого оно начинается…, кажется не радостью (следовательно, не есть на самом деле)…. за то после наученным через него, т.е. долго терпевшим и страдавшим, доставляет мирный плод праведности, слав. : плоды мирны (karpon eirhnikon) = выражая так великое их множество (Злат.).

священник Николай Рудинский (†1937)

Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Если плотских родителей наших мы принимаем в воспитатели себе, и будучи наказаны ими, питаем к ним уважение, боимся оскорбить их неисполнением их желаний, то не гораздо ли более мы должны, говорит святой Павел, подчиняться, быть послушными воспитывающему нас нашему Небесному Отцу, Богу, от Которого у нас душа, и все существо наше? Не гораздо ли с большею радостью мы должны воспринимать вразумления, скорби и наказания, от Того Отца, от Которого зависит не только наша земная, но и будущая небесная жизнь, для которой Он воспитывает нас, чтобы нам жить потом вечною, блаженною жизнью? Между плотскими родителями-воспитателями, и между Отцом Небесным, воспитывающим нас, разница не в именах только, но и в самой сущности дела воспитания. Земные родители наказывали нас по своему произволу, для немногих дней. Воспитание детей плотскими родителями ограничивается только несколькими годами, и то при благоприятных обстоятельствах здоровье родителей и детей, досугах и тому подобном. Притом плотские родители часто руководятся в деле воспитания своим произволом, имеют целью не на самом деле полезное, а только с их родительской точки зрения. Не таково воспитание Бога. Он воспитывает чад Церкви Христовой, соделывая всякого воспитываемого совершенным навсегда. Таким образом, Бог Отец воспитывает для того, чтобы нам иметь участие в святости Его. Плотские родители наказывают детей своих имея в виду, главным образом, свою пользу. Бог же не нуждается в пользе для Него, а имеет в виду нашу, исключительно, пользу в том, чтобы нам даровать Свою благость - святость. Когда христианин, перенося наказания от Бога, мало-помалу сосредоточится мыслию на своей душе, будет искоренять в ней злое греховное и насаждать доброе, тогда он привлечет на себя благодать Святого Духа, и при помощи благодатных средств, может достигнуть совершенной чистоты и святости и будущей блаженной жизни. Правда, говорит святой Павел, всякое наказание, человеческое и духовное (Златоуст), которому подвергается человек, в настоящее время кажется (хотя не есть на самом деле) печалью, но кто поймет его надлежащим образом и воспользуется им для исправления своей жизни, научится им долготерпению, тот впоследствии получит от него, или через него, мирный плод праведности - плод добродетели, оправдания перед Богом, Который даст мир долготерпеливой душе, обуреваемой греховными страстями и помыслами. Поэтому святой Павел увещевает палестинских христиан, устами их же древних пророков, укрепиться духом и твердо идти путем Евангельского учения.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible