Скрыть
к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства

И к церкви, которая на небесах, где вы написаны: в ней находятся первенцы, то есть первые и главные, и духи праведников, то есть древних отцов ваших, достигших совершенства.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но вы приступили

Те не приблизились, но стояли вдали: вы же приступили. Не видишь ли превосходство?

К горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму

Вместо Синая мы имеем мысленную гору Сион и мысленный город Иерусалим, то есть самое небо, а не пустыню, как те.

И тьмам Ангелов, к торжествующему собору

Вместо народа, у нас тьмы ангелов, вместо страха - радость, что и обозначено словом торжествующему. Ибо где торжество, там радость. Итак, это торжество происходит среди ангелов.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь, и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: «На сем камне создам Церковь Мою» (Мф.16:18). Также: «чтобы чрез Церковь создалась известною многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). «Он – глава Церкви, которая есть Тело Его» (Кол.1:18). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». (Евр.12:23). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к какому либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...

«Такой вещи, как вселенская Церковь на земле, заключающейся в одном большом обществе, вовсе не существует».

Православный ответ: У баптистов Церковь «умственное представление» – фантазия, выдумка, а у нас действительность со дня сошествия Святого Духа.

У баптистов она не имеет реального бытия, не действительна, у христиан – живые камни, возрастающее в дом духовный (1Пет.2:5) для созидания самих себя в любви (Еф.4:16).

У баптистов она без места, а у христиан – Иудея и Еллада (1Кор.12:13). Иерусалим и Македония, Россия и Япония исповедуют едиными устами Господа. У баптистов – нет ее во времени, а у христиан она приобретенная кровью страданий от сошествия Святого Духа «во все роды, от века и до века» (Еф.3:21) и «во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).

У баптистов не имеет «исторического факта», а у нас, по книге Деяний Апостольских, Церковь со дня сошествия Святого Духа и проповеди Петра, приложившей около 3,000.

У баптистов без организации, а у христиан на основании Апостолов и пророков на краеугольном камне – Христе, Церковь стройно организована во святой Божий храм (Еф.2:20-21;4:11-16; 1Кор.12).

У баптистов – «без действия», т.е. без жизни благодатной, а у нас вся жизнь Церкви во Христе и со Христом, «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

У баптистов, по их признанию, «без корпоративного бытия», т.е. без живых существ, а у нас со Христом, Богоматерью, Ангелами, угодниками и верующими, живущими здесь на земле и у Господа на небесах.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства

Торжеству

Здесь они постоянно торжествуют, ликуют, радуются, веселятся: ибо сказано в писании, «во гласе радования и исноведания, шума нразднующих» (Пс. 41:5), но не смущенных страхом, как те, которые были при Синае.

И церкви первородных

Там было собрание людей разнородных, a здесь первородных, т. е. сынов наилучщих, избранных. Таковы именно высшие и превосходнейшие из праведников. А так как и у тех были первородные, то Апостол и прибавил далее их отличие:

На небесех написанных

«Радуйтеся же, говорит, яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк. 10:20): ибо те (ветхозаветные) первенцы внизу на земле, написывались.

И судии всех Богу

Те не могли приступить даже к горе; а вы приступили к Самому Богу, т. е. ко Христу, Судии не только иѵдеев, но и всех прочих людей, верных и неверных: «Отец бо, говорит, не судит никому же, но суд весь даде Сынови» (Ин. 5:22). Ибо Слову (Сыну Божию) принадлежит власть как учить, так и судить. Это поселяло в них и страх.

И духом праведник

И к душам людей праведных, обитающих на небе вместе с Ангелами. Вы приступили к ним теперь мысленно, а по смерти будете с ними и самым делом.

Совершенных

Умерших, или же совершенных в добродетели. Здесь, очевидно, он или опять разумеет выше упомянутых первородных, усиливая этим похвалу им, или же тех, которые по порядку были после них. Можно пожалуй понимать и иначе: «первородные», это – души праведников, бывших до Божественнаго вочеловечения, а «духи праведник», это – души праведников по вочеловечении.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-24 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева

«Видишь, сколькими доводами он доказал превосходство Нового Завета пред Ветхим? Вместо земного Иерусалима - небесный; вместо Моисея - Иисус; вместо народа - все Ангелы…, все сонмы верных… Итак, не скорбите, говорит: вы будете с ними» (Злат.). Некоторые, делая сравнение, унижают все тогдашнее, чтобы более возвысить настоящее; но я считаю и то дивным, но вместе доказываю, что наше гораздо превосходнее и удивительнее. Оно вдвойне велико; как славное и важнейшее, и вместе с тем как более доступное и краткое… Те не удостоились того, чего мы… Они видели мрак и облако, слышали голос. Но и ты слышал голос Божий, только не через облако, а через плоть Христову, и при том не смутился и не устрашился, но стоял и беседовал с Ходатаем… Тогда и Моисей устрашился, а ныне - никто. Тогда народ стоял внизу, а мы не внизу, но выше неба, близ Самого Бога, как сыны Его, а не так, как Моисей; там была пустыня, а здесь город, и тьмы Ангелов… Те не подходили, а стояли вдали, равно как и Моисей; а вы приступили (Злат.). - «Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Ср. Евр 11:4; Быт 4:10). «Кровь Авелева еще и ныне прославляется, впрочем не так, как Христова, потому что эта очистила всех и издает глас тем славнейший и важнейший, чем больше свидетельствуют о ней самые дела» (Злат.). Если кровь говорит, то тем более находится в живых Сам Закланный. А что говорит она - послушай: «и Дух ходатайствует воздыхании неизглаголанными» (Рим 8:26). Каким образом говорит: входя в чистую душу, возвышая ее и побуждая говорить (Злат.).

священник Николай Рудинский (†1937)

Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

Новый же Завет заключен был на горе Сионе - прообразе мирного и славного жилища Господа на небесах, где в духовной столице Царства, духовном Иерусалиме, престол Бога живого, вечно сущего и источника жизни, окружаемый бесчисленным множеством ангелов и святых, первенцев Церкви Христовой и ветхозаветной, торжествующих в Небесном Царстве, имена которых записаны на небесах (ср. Лк. 10:20). Там Бог, Судия всех, но не неприступный и грозный, как в Ветхом Завете, а милостивый и оправдывающий, вследствие ходатайства Иисуса Христа, и пролитой за нас крови Его, вопиющей не о мщении, как кровь Авеля, а о прощении грехов верующих в Него и искренне кающихся. К Нему-то, Ходатаю Нового Завета, мы, христиане, и приступаем, потому что нам открыт доступ приступить к небесному - блаженному отечеству нашему.
Но зато большему наказанию подвергнутся противящиеся Небесному голосу в Новом Завете, чем в Ветхом.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible