Скрыть
взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия

Да взираем не на людей, так как из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг, но да взираем на виновника веры, Иисуса Христа, Который соделался вождем и совершителем веры нашей: то есть тем, что начал Он на Иордане борьбу с врагом, происходившую в пустыне (Мф. 4:1 сл. и парал.), и окончил ее в Иерусалиме на кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями. Итак, будем подражать Ему и терпеть за Него гонения, как и Сам Он пострадал, поелику радость имел о нас и претерпел муки креста от распинателей, пренебрегши посрамлением, и потом возсел одесную престола Божия.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса

То есть если мы желаем научиться подвигу терпения, то будем взирать на Христа, как и учащиеся искусствам - на учителей, о чем Он и Сам говорил: научитесь от Меня (Мф. 11:29), и снова: если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его; и: ученик не выше учителя (Мф. 10:24-25). Что же значат слова: начальника и совершителя? То есть Сам Он и веру изначала внедрил в нас: ибо не вы Меня, говорит, избрали, но Я избрал вас (Ин. 15:16): Сам же и усовершает, чтобы вы обладали верой совершеннейшей.

Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление

Ибо Ему можно было и не пострадать, и не умереть: будучи безгрешным, Он не подлежал смерти, что и Сам говорит: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин. 14:30). Итак, если бы Он не желал, то не был бы распят, о чем и Сам говорил: имею власть отдать (жизнь Мою) (Ин. 10:18). Однако Он претерпел крест, то есть не просто смерть, но постыдную, и пренебрег позор такой смерти. Не сказал: пренебрег печаль, ибо Он без печали понес это.

И воссел одесную престола Божия

Видишь ли конец терпения, куда оно ведет, что и в другом месте сказал: посему и Бог превознес Его (Флп. 2:9), говоря относительно плоти. Итак, Он может и вам воздать за притеснения ради Него. Ибо престол одесную показывает равенство Его с Отцом.

Евфимий Зигабен (†1118)

взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия

Взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса

Взирая на Него и на Его спасительныя страдания, как на высший пример. способный возбудить даже и весьма лениваго. Он есть начальник веры, так как Сам привел к ней Апостолов и учителей. «Совершитель» же как помощник верующим, без котораго никто не может совершить ни единаго подвига добродетели.

Иже, вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест

Вместо предлежащей Ему радости, как Богу безстрастному и блаженному, «претерпе крест» , как человек. Или и иначе: хотя Ему и как человеку возможно было радоваться, т. е. жить без страданий и печалей, как безгрешному, и так как в Его власти было положить душу Свою, однако Он не это избрал, а добровольно принял смерть, научая нас подвизаться и бороться, а не падать.

О срамоте нерадив

Пренебрегши посрамление со стороны иудеев и других неверующих, которые думали посрамить Его за немощь и уничижение. Или: «о срамоте» от глумления, посмеяния и издевательства во время страданий. Но какая же Ему за это награда? Самая высшая и преестественная.

Одесную же престола Божия седе

Даже и по человечеству. И в другом месте сказано: «Темже и Бог Его превознесе» и т. д. (Флп. 2:9). А посему и вы за терпение удостоитесь величайших наград.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 1-2 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия

Под облаком свидетелей Апостол указывает на то множество подвижников веры и благочестия, о которых он говорил впереди, которые своим примером свидетельствовали о важности и необходимости жизни по вере и неизменного постоянства на пути благочестия. Св. Златоуст говорит: как облако своею тенью защищает того, кого палят пламенные лучи; так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями.

Под бременем разумеются земные заботы и привязанность к земным благам, или страсти – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин. 2:16 сл. Лк. 21:34; Рим. 13:13; Тит. 2:11, 12).

Удобь обстоятельный или запинающий грех – это всякий грех и всякая наклонность ко греху, близкая нам, на каждом шагу готовая препятствовать нам в делах веры и благочестия, и всякий повод или случай ко греху.

Предлежащее нам поприще – это вся земная жизнь христианина, которую он должен проводить в борьбе со всеми врагами его спасения, как воин Христов.

С терпением будем проходить предлежащее поприще, то есть не будем ослабевать, не будем предаваться малодушью в подвигах благочестия.

Взирая на начальника веры и совершителя Иисуса. Иисус Христос называется начальником веры, потому что Он – виновник нашего спасения; только чрез веру в Него и можем мы вступить на путь спасения и достигать его. Иисус Христос называется совершителем – потому, что Он, благодатью своею, приводит спасаемых к последней цели, к вечному блаженству. Он есть мздовоздаятель, воздающий или награждающий за все подвиги, понесенные верующими в Него на поприще земной жизни (2Тим. 4:7–8). Апостол изображает подвижническую жизнь христианина, сравнивая ее с подвигом на ристалище. Он как бы так говорит: после того, что мы видели, воспоминая примеры древних подвижников веры, и представляя такое неисчислимое множество праведников, которые так ясно свидетельствуют о могуществе и благотворности веры, и мы отвергнем все житейские заботы и всякое пристрастие к земным благам, избегая всякого случая ко греху, и с неослабным постоянством и мужеством будем проходить путь земной жизни в благочестии и добродетелях, всегда устремляя взоры на Начальника нашей веры, совершителя нашего спасения и праведного мздовоздаятеля Господа Иисуса.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия

Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после - Христа… взирающе, говорит, т.е. чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа (Злат.). - Вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест…, т.е. Он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что Он беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис LIII:9; Ин 14:30; 10:18). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам переносить все мужественно? (Злат.). - «Пренебрегши посрамление…» «Пусть Он умер: но для чего поносной смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы изучить нас ставить ни во что славу человеческую» (Злат.). - «Возсел одесную Престола Божия…» Замечаешь победную награду? То же говорит Павел и в другом послании (Флп. 2:9-10). Это говорит он о Христе по плоти« (Злат.).

Толковая Библия

священник Николай Рудинский (†1937)

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Святой Павел, описав сперва действия веры и чудесные добродетельные дела святых мужей, и заметив, что они доселе еще не получили полной награды за них от Бога, выводит отсюда, как для палестинских христиан, так и вообще для всех христиан, наставление. «Итак, говорит, имея такое множество, по густоте подобное облаку, свидетелей о силе веры, служащих нам примером веры и добродетели, оставим тщеславие, высокомерие, надменность и прочие виды гордости, презрим удобосоставляемые и производимые грехи, которые незаметно овладевают нами, сковывают нас, легко и хитро окружают нас, кругом опутывая, и делают нас своими пленниками и рабами, но и такие грехи, при помощи дарованных нам благодатных средств, мы можем легко препобедить и даже вовсе искоренить» (Златоуст). Нам недостает терпения в продолжительной борьбе с грехом, запасемся же им, и будем преуспевать в прохождении предлежащего нам подвига, назначенного Богом, а для одушевления в терпении будем живо представлять в уме нашем образец терпения и страданий - Иисуса Христа, Начальника и Совершителя веры, положившего начало нашей веры в Него, и Своей благодатной помощью укрепляющего ее и доводящего до совершенства. Он, приняв ради спасения нашего, человеческую природу, должен был бы испытывать на земле радость и потому, что это так свойственно невинному и безгрешному, и кроме того, от благодарности людей за их спасение, а Его подвергли позорной смерти на кресте, как злодея, ругались над Ним, поносили Его, как немощного, срамили Его побоями, заплеваниями, но Он пренебрег всем этим унижением, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Почему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Он Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:8-11). Слава Его в том, что Он воссел одесную престола Божия как Богочеловек.
Этот образец терпения в страданиях и прославления, святой Павел и завещает христианам всегда иметь в своих мыслях.
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible