Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 12:13
и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 12-13 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось
А опустившияся руки и разслабевшия колена расправьте (Ис. 35:3); то есть стези ног ваших, во время гонений на вас со стороны преследователей, да не будут кривы, дабы хромое, то есть кто погрешает вследствие отрицания (веры), не падало (Притч. 4:26) и не радовало грех, но исцелялось, так чтобы чрез исцеление его грех подвергся бы болезни.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И ходите прямо ногами вашими, (Притч. 4:26) дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось
Здесь как бы к скороходам говорит, как и выше сказал: с терпением будем проходить. Итак, говорит: «стези правы сотворите» (в русском переводе - ходите прямо ногами вашими). «Стезя» же - или след бегущей колесницы, отпечатлевающийся на земле (колея, - Прим.Ред.), или место, находящееся под ногами бегущих. Итак, говорит, да будут стези ваши, или пути ваши легкими и ровными, то есть да не будет ничего грубого и скорбного и неровного в душах ваших, но прямо, без печали и легко ходите, дабы хромая, то есть по природе будучи настроены слишком малодушно, как иудеи, ибо таков этот народ, или хромая относительно веры в будущее, не были принуждены блуждать, и чрез то не были бы совращаемы с пути ноги ваши, то есть не сделались бы вы совершенно лукавыми. Ибо тот, кем овладевает естественное или в начале случайно приключившееся малодушие, не укрепляя себя, но все более и более поддаваясь ему, совершенно незаметно доходит до крайней степени отчаяния, так что отсюда трудно становится удержать его. Но постарайтесь, чтобы скорее исцелилась хромота ваша, то есть если вы и доселе имеете какое-либо неверие, то скорее исправьтесь. Ибо разве место неверию в терпеливом? Смотри же, как явно вводит мысль о покаянии, и заметь, что это ради новациан.
Евфимий Зигабен (†1118)
и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось
И стези правы сотворите ногами вашими
Это выражение взято у Соломона, «стезями» называющаго пути, по которым можно и бежать и идти (Притч. 4:26). Идите, говор. Апостол, прямо, не колеблясь сомнениями.
Да не хромое совратится
Чтобы хромота ваша не обратилась к худшему: ибо движуицийся при хромоте усиливает недуг и делает его трудно излечимым или же и совсем неизлечимым.
Но паче да исцелеет
И здесь по совокупности с предыдущим предложением употреблено «да». Но пусть лучше хромота исцелится, так чтобы можно было идти правильно, не колеблясь помыслами, увлекающими к нерадению, легкомыслию и разслаблению, но шествуя неуклонным и неизменным путем веры.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-13 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось
Говорит как бы скороходам, бойцам и ратоборцам. Видишь ли, как он вооружает их, как возбуждает их… Если наказание происходит от любви и благопопечительности и ведет к доброму концу, - как доказал он и делами, и словами, и всем, - то для чего вы ослабеваете? Так делают только отчаявшиеся, не подкрепляемые надеждою на будущее. Идите, говорит, прямо, чтобы хромающее не кривилось более, но пришло в прежнее состояние… Видишь, что от нас зависит совершенно исцелиться… (Злат.).
священник Николай Рудинский (†1937)
Ввиду многочисленных примеров праведников, с терпением переносивших страдания, и увенчанных за это великою наградою от Господа - святостью, ввиду терпеливого страдания Богочеловека, Иисуса Христа, увенчанного Божескою славою и честью, ввиду того, что Бог посылает страдания тем, кого любит, и желает увенчать их святостью, святой Павел увещевает и палестинских христиан терпеливо переносить бедствия и страдания, и для большей убедительности, приводит пророческие слова Исаии: укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена (ср. Ис. 35:3). Печаль при страданиях нередко расслабляет силы душевные, что отражается на расслаблении и всего организма, и руки опускаются, и ноги как бы расслабевают, не ходят. Так как причина этой слабости в малодушии, в расслаблении сил душевных, то и пророк, и святой Павел, как бы говорят: перестаньте малодушествовать, укрепите силы ваши своим терпением. Другим изречением - Соломона (см. Пр. 4:26-29) святой Павел увещевает их ходить, или поступать прямо, не виляя, не сворачивая в сторону на путь сомнений и греха, потому что, как при искусственной (нарочно увеличенной) хромоте при больной ноге, можно только усилить болезнь ноги, так и при душевной болезни, малодушием, сомнением, можно еще больше причинить вреда душе. И как хромота и слабость ног исправляются прямым правильным хождением, так и душевная болезнь исцелится жизнью душевной по Евангельской правде, по Евангельскому учению.
А Поскольку в искушениях ничто столько не делает нас удобопобеждаемыми и удобоуловляемыми, как разделение, то и святой Павел предписывает далее мир и любовь со всеми, и, следовательно, единение (Златоуст).