Всемирный потоп

Джон Мартин (1789–1854)
Всемирный потоп
  • Дата создания: 1834.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 168×258 см.
  • В Библии: Быт.7:19-23.

Сюжет

На представленном полотне изображена сцена,  отсылающая нас к тексту Ветхого Завета, 7-й книге Бытия: «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» (Быт.7:19-23).

Описание

Данная картина является частью триптиха: «Накануне всемирного потопа» и «Успокоение вод». Изображая известный библейский сюжет, художнику мастерски удается передать атмосферу безысходности приближения неминуемой гибели. Огромные гигантские гребни волн со всей мощью обрушиваются на маленький островок суши. Небо затянутое черными тучами угрожающе нависает над головами тонущих людей.

Все пространство полотна занято изображением бушующей морской стихии, на фоне которой в ужасе мечутся оставшиеся на маленьком клочке суши жалкие человеческие фигурки: они еще пытаются спастись, но вода поднимается все выше и выше, образуя стремительные потоки, унося людей в бурлящую смертельную бездну.

В центре композиции две молодые женщины, взывающие о спасении, их обнаженные прекрасные фигуры похожи на застывшие античные статуи. Освещенные мертвенным светом бледной луны они символизируют хрупкость и эфемерность земного бытия. Мужчины и женщины изображены обнаженными не случайно – художник подчеркивает их греховное существование, привязанность к земным удовольствиям. Их позы и мимика выражают крайнюю степень отчаяния, тщетная мольба вырывается из их уст. Сцена внушает зрителю ужас перед свершившейся катастрофой.

Мастер демонстрирует мощь природной стихи, в напряженно-выразительной взволнованной форме. Для его стиля характерна повышенная динамика, с резкими объемно-пространственными эффектами, контрастами света и тени, теплых и холодных тонов.

История

В данном полотне художник развивает учение Хогарта о романтическом пейзаже, передающим особый психологизм и символизм. Примечательно, что написав картину, художник сделал гравированную копию, которую подарил русскому царю Николаю I.

Комментировать