-
Дата создания: 1890-е гг.
-
Техника: масло
-
Материал: картон
Сюжет
Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (1507—1569), из рода бояр Колычевых, в 1537 г. принял постриг в Соловецком монастыре, где с 1548 г. был настоятелем. Годы его игуменства были отмечены расцветом монастыря и масштабным строительством. В 1566 г. назначен царем Иваном Грозным на кафедру митрополита Московского. Принял обязательство не вмешиваться в дела мирские, хотя не скрывал своего неприятия опричнины. Вскоре Филипп вызвал неудовольствие царя укорами за казни невинных. Святитель был схвачен во время службы в Успенском соборе, предан суду и после краткого заключения в Николо-Перервинском монастыре сослан в тверской Отроч монастырь. 23 декабря 1569 г. был задушен, приняв мученическую смерть.
Описание
Святитель представлен в архиерейском облачении, сотканного из темно-зеленого бархата с золотыми вставками, в митре c меховой опушкой и парчовом омофоре. В правой руке, поднятой вверх, он держит деревянный крест, а в левой Евангелие в тяжелом драгоценном окладе. Лик митрополита Филиппа суров и печален одновременно, с правильными чертами, большими глазами и высоко поднятыми бровями, обрамленный короткими волосами и седой бородой. На заднем плане представлен типичный среднерусский пейзаж с остроконечными верхушками зеленых елей, желтеющей листвой берез и кленов, возвышающихся над пологим берегом реки. Замерла в каком-то тревожном ожидании река. В зеркальной глади ее отражается осеннее небо, затянутое сизыми облаками.
В облике митрополита художник передает тревожное ожидание, готовность к жертвенному подвигу, предчувствие грядущих трагических событий. Эскиз написан широкими мазками, в сдержанной цветовой гамме, где преобладают коричневый, зеленый, серые цвета. Мастер стремился ориентироваться на иконописные образцы, но сам набросок написан в свободной манере в которой чувствуются черты нового направления в искусстве — стиля модерн с повышенной эмоциональной выразительностью. стремлением синтезировать черты древнерусского искусства с принципами академической живописи.
История
Котарбинский, Вильгельм Александрович, живописец, родился в 1851 г. в Петроковской губернии, двадцати лет уехал в Рим, окончив академию Святого Луки. В Италии писал картины на античные сюжеты. Из Италии был приглашен в Киев для работы в Владимирском соборе, где исполнил ряд религиозных композиций один и в сотрудничестве с П. Сведомским.
Комментировать