Иисус Христос

Иисус Христос

Сюжет

Перед нами фрагмент многофигурной композиции «Успение». Как известно, момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:

После Вознесения Иисуса Христа Матерь Его прожила на земле ещё десять или двадцать два года. Она любила молиться на местах, связанных с земной жизнью Её Сына — плакала на Голгофе, вспоминая Крестные страдания Спасителя, радовалась на месте Его Славного Воскресения и на Елеонской горе, где Он вознёсся. Мария часто молилась о том, чтобы Христос поскорее взял Её к Себе на небо.

Однажды, когда Богородица так молилась на Елеонской горе, Ей явился Архангел Гавриил и сказал, что через три дня земная жизнь Её окончится — Господь возьмёт Её к Себе. Мария очень обрадовалась этой вести и стала готовиться к Своему Успению. Из Апостолов только Иоанн Богослов, который заботился о Божией Матери, был в Иерусалиме — другие проповедовали в разных странах. Богоматерь желала проститься с ними, и Господь чудесным образом собрал к Ней всех Апостолов, кроме Фомы, который прибыл позже. Когда Апостолы узнали, для чего Господь собрал их, они очень огорчились — ведь Матерь Божия была для них общей Матерью и Госпожой. Но Мария утешала их, говоря, что никогда не оставит их и всех христиан и после смерти будет молиться за них. Потом Богородица благословила всех Апостолов.

Иконография Успения поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.

Описание

Перед зрителем представлен фрагмент из многофигурной композиции «Успение». В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Божией Матери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа в золотисто-желтом одеянии. Выражение Лица Его строго и печально. Он держит в руках Ее святую душу, которая изображается в виде спеленатого младенца. Фигура Христа имеет S-образный изгиб, со склоненной вправо главой.

Над Спасителем и Богородицей представлены Архангелы и Ангелы с зажженными свечами — небесные свидетели этого торжественного события, которые образуют процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.

Это очень трогательный момент — когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги.

Фресковая роспись свидетельствует о высоком уровне исполнения. При полном внешнем спокойствии фигуры, и жесты, и взгляды персонажей обладают исключительной внутренней силой. Движения фигур свободны. Широкие, как бы надутые ветром одеяния оживляют некогда замкнутый контур, придавая ему особую живописность.  Кажется, что именно в Сопочанах была достигнута гармония античного реализма и христианской одухотворенности. В этом смысле сопочанский цикл фресок — вершина и завершение «классического стиля» XIII столетия, своеобразный переход от комниновского к палеологовскому Ренессансу.

История

Монастырь Сопочаны — сербский православный монастырь с церковью Святой Троицы; расположен близ города Нови-Пазар. Основан в живописной долине реки Рашки, рядом с древнем Расом — центром Сербского государства Урошем I до 1263 года как мавзолей короля и его семьи. Сохранилась церковь св. Троицы (1264—1265), однонефная постройка рашской школы, отличающаяся стройностью и композиционной цельностью. Около 1265 года церковь была  расписана фресками. Их расположение таково: в апсиде изображены Богородица с Младенцем и с двумя ангелами по сторонам, затем следует сцена  Причащения апостолов, далее — Поклонение Жертве, на стенах — Великие праздники, на западной стене — Успение Богоматери, на хорах — Сорок мучеников, Гостеприимство Авраамово и апостолы, в нартексе — Вселенские соборы, Притча о праведном Иосифе, Древо Иессеево, Страшный суд, портреты ктиторов, смерть Анны Дандоло, матери ктитора. В южном притворе — Житие святого Симеона Немани, в северном — Стефана Первомученика. В боковых пристройках сохранились фрески конца XIII века, начала XIV века и XVI—XVII веков.

В 1389 году после Косовской битвы монастырь был сожжен турками; восстановлен при деспоте Стефане. В 1689 году с сожжением обрушением кровли церкви монастырь опустел; реставрирован в 1929, 1948—1956 годах.

Критика

Как отмечал В.Н. Лазарев, « Фрески Сопочан с их крупными формами и большими плоскостями, с их ясными, легко обозримыми композициями, с их удивительной слитностью со стеной могут быть смело причислены к шедеврам средневековой монументальной живописи. Это искусство привлекает своей полнокровностью, своим подлинно эпическим характером, своей величавой монументальностью. Нигде больше не встретится столь же реалистическая трактовка лиц, в которых отображен славянский тип, нигде краски не достигают такой светосилы и прозрачности. В Сопочанах невольно вспоминаются фрески Пьеро делла Франческа. И эта ассоциация далеко не случайна, ибо и здесь палитра строится на предельно высветленных цветах: небесно-голубом, светло-зеленом, бледно-лиловом, синевато-стальном, фиолетовом, белом, золотисто-желтом».

Комментировать