Смерть старшего сына фараона

Смерть старшего сына фараона
  • Дата создания: 1872
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 77×124,5 см.
  • В Библии: Исх. 12:29-30

Сюжет

В ветхозаветные времена двенадцать еврейских племен переселились в Египет. В то время Иосиф, бывший сыном ветхозаветного патриарха Иакова, был соправителем фараона. Но после того как покровитель израильского народа умер, евреи оказались в невыносимых условиях. Египтяне стали использовать переселенцев в качестве рабов и не позволяли покинуть страну. Трудности жизни иудеев усложнялись тем, что им не позволялось совершать жертвоприношения Единому Богу. Сотни лет плена стали следствием того, что народ стал утрачивать веру в единого Бога. Одним из тех немногих, кто сохранил благочестие, был пророк Моисей. Господом на него была возложена миссия – вывести еврейский народ из Египта. Моисей просил фараона отпустить его соплеменников. Но властитель ослушался, и разгневанный Господь наслал на Египет десять бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев на египтян обрушивалась новая казнь.

После того как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет.

Описание

На полотне изображено десятое и последнее бедствие, обрушившееся на Египет: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота» (Исх. 12:29). Действие разворачивается в покоях фараона. Перед нами кульминационный момент противостояния фараона Богу, когда кара за неповиновение обрушивается и на его собственную семью, в результате чего у египетского правителя умирает его сын.

Альма Тадема это печальное событие передает с глубоким психологизмом. Фараон представлен с голым торсом, на его голову надет традиционный головной убор – немес, в руке его цветок лотоса. На руках правителя, застывшего, словно каменная статуя сфинкса, в неподвижном безмолвии, бездыханное тело горячо любимого им сына, первенца, к которому прильнула, исполненная горя и отчаяния мать. Рядом с фараоном подобно застывшим статуям замерли погруженные в глубокий траур слуги.

Эта полная трагизма сцена происходит в дворцовых покоях. Детали изображенных мастером бытовых предметов верны и изысканы: на переднем плане мы видим курящиеся благовония, рядом с ними ящичек с маслами, приготовленными для бальзамирования тела, трон из темного лака с инкрустацией из слоновой кости.

Горе фараона безгранично, оно – следствие его греховной гордости, противоборства Богу, отсутствия какого-либо раскаяния. Безмолвие погруженных в траур людей воцарившиеся во дворце со смертью старшего сына фараона, передаются через их жесты – в нижнем углу мы видим раба в правом, обхватившего голову левой рукой, а правой как бы отстраняясь от происшедшего. Слева сидит слуга, обнявший колени руками, погруженный в глубокую печаль. Эмоциональное состояние усиливает полумрак, мерцание огней, дым благовоний.

История

Художник известен как мастер салонной живописи. Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта, истории Меровингов (первая династия франкских королей). За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Его работы являются по-настоящему уникальными. Для того чтобы воссоздавать каждую деталь, он реконструировал то, что хотел изобразить, в тщательно спланированных декорациях, где размещал людей. Данная картина была создана в 1872 году, когда художник увлекся историей Древнего Египта, воплотив ее в своих картинах.

Рекомендуемая литература

Комментировать