Моисей и неопалимая купина

Моисей и неопалимая купина
  • Дата создания: 1615-17
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 168×112 см.
  • В Библии: Исх. 3:2.

Сюжет

На картине мы видим эпизод из книги Исход. В ней повествуется о том, как Моисей пас овец в пустыне близ горы Синай, когда увидел горящий терновый куст. Когда Моисей подошёл, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Таким образом Господь хотел избавить свой избранный народ от страданий и притеснений. Неопалимая купина — один из ветхозаветных прообразов, указывающих на Богоматерь.

Описание

Картина Доменико Фетти изображает момент, когда Моисей увидел несгорающий терновый куст, повергший его в изумление и трепет. Пророк изображен сидящим на большом валуне: бросив посох он замер перед возникшим перед его взором чудесным видением.

На заднем плане синеет небо, освещенное лучами рассветного солнца, слева на переднем плане вспыхивает ослепительное пламя, исходящее от куста — оно кажется чрезвычайно ярким, что подчеркивает его неземную, божественную природу.  Моисей, испытывая глубокое чувство благоговения перед возникшим видением, снимает обувь. Традиционная красная накидка через левое плечо символизирует горячую веру и ревностное служение Богу. Лицо пророка изображено в профиль, в нем изумление и трепет перед открывшимся чудом Богоявления. На контрасте с этим смятением выступает образ кроткой овцы, мирно пасущейся в горном лесу и не замечающей произошедшего чуда.

Фигура Моисея является центром композиции, его движения, передающие волнение, противопоставлены спокойствию и невозмутимости окружающего мира — земной мир — природа и животные как будто бы не замечают чудесного явления, которое воспринимается зрителем неким фантомом, воплощением воображения, плодом фантазии. Еще одна черта художественной манеры Фетти — это использование цветовых переходов, где светотень превращена в главный, воистину психологический фактор картинной фабулы. Подобный прием впоследствии будет использоваться в живописи Рембранта.

Комментировать