Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Исход 12:29
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.
Святые отцы
Прочие
Василий Великий, свт. (†379)
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота
Рыл ров и выкопал его (Пс. 7:16). Мы видим, что в Божественном Писании слово ров употреблено не в очень хорошем смысле, а колодец с водой не в плохом. Ибо в ров был брошен Иосиф своими братьями. И когда Господь поражает, поражает от первенца фараона до первенца пленницы, которая во рве.
Максим Исповедник, прп. (†662)
И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения
Образы чего суть в книге Исхода Моисей и Фараон, чего — Египет, и почему на одних наводились казни, а на других — нет? Кто есть губитель, что есть смерть первенцев, и почему в Писании говорится то возвести из Египта (Лев. 11:45: LXX), то вывести (Исх. 3:12; 6:26; 12:42 и т. д.: LXX)?
Моисей есть образ благочестивых и цели, к которой они стремятся, фараон — нечестивых и присущей им цели. Насколько Моисей является послушным и податливым к запечатлению Божиих повелений, настолько фараон расположен к обратному. [Слово] Египет, с одной из точек зрения о нем, переводится как помрачение, понимается же как век сей. Географы говорят, что Египет — самая низменная область на всей земле. Потому в Писании и говорится не только «вывел», но и «возвел»: имеется в виду выведение идущих от пристрастия плоти к Духу, возведение же — возносящихся от вещественного к умственному.
Египтяне — это все сластолюбивые и любящие мир ское, при том, что они прекрасны телом. Израильтяне же — это все боголюбивые и ненавидящие мирское. Для первых вода — это кровь, а для вторых вода — [собственно] вода по природе. Ведь поскольку вода питательна и животворна, то ясно, что для всякого, кто добывает средства к жизни несправедливостью, хищением и лихоимством и тем самым является убийцей тех, кого притесняет, — для того водой [является] кровь. Для всякого же, кто добывает средства к жизни праведным трудом — для такого вода [является] водой жизни.
Первенцы египтян умерщвляются, поскольку косяки их [дверей] не помазаны кровью агнца. Первенцы же суть первые порождения и помышления ума, косяки [дверей] — чувства, губитель — диавол, который через посредство чувств приковывает душу к чувственно му и умерщвляет в ней всякое Божественное движение. Первенцы же израильтян сохраняются помазанием кро вью, то есть Божественные движения ума [сохраняются] умерщвлением чувств.
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота
Григорий Богослов первенцами Египта, то есть греха, называет страстные помыслы. Потому что от страстных помыслов рождаются вторые, третьи и четвертые дети греха, семя халдейское, то есть демонское. Потому что от этого семени помыслов зачинаются и рождаются лукавые дела – младенцы дщери Вавилона, то есть греха, рождающегося от смешения, согласно толкованию Никиты. Потому что эти младенцы помыслов возрастают и через дело становятся мужами: «Египет оплакивает первенцев своих помыслов и дел. Писание называет их возвышаемым семенем халдейским, а также младенцами вавилонскими, которых бьют о камень и разбивают» (Слово на Пасху).
Поэтому если ты, духовник, своим советом умертвишь страстные помыслы кающегося человека, то станешь вторым ангелом, истребляющим первенцев египетских, о котором написано в книге Исход. Ты становишься подобным Богу, Который говорит уничтожить семя халдейское: «Любя Тя сотворих волю Твою над Вавилоном, еже отъяти племя халдейское» (Ис. 48:14), - и становишься достойным того блаженства, о котором говорит божественный Давид. Как будто ты разбиваешь младенцев злых помыслов прежде, нежели они вырастут: «Блажен, иже имеет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс. 136:9). И не только ты, но и кающийся человек становится блаженным, потому что посредством исповеди сокрушает злые помыслы о камень, то есть о Христа, прибегая к Нему в молитве и призывая Его помощь.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 29 Какою смертию умирали первенцы мы не знаем, но, сравнивая с 2Цар. 24:15, где также деятелем является Ангел Господень, и где при этом положительно сказано, что Господь послал язву на Израильтян, полагаем, что смерть первенцев выразилась в какой-нибудь скороубивающей эпидемии, при чем чудесность этого явления открылась особенно в том, что умерли лишь первородные сыновья (и дочери, как говорит предание) Египтян, и умерли в ночь, назначенную Господом. Здесь при сравнении смерти первенца Фараонова, с смертию последнего из рабов его, как видим, употреблено еще сильнейшее выражение. В Исх. 11:5, сказано: «до первенца рабыни у жернова», здесь сказано «до первенца узника, находящагося в яме».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 24-29 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился. И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота
В полночь с 14 на 15-е нисана. В 5 ст. 11 гл. для обозначения объема казни употреблено другое выражение: «от первенца фараона до первенца рабыни, которая при жерновах». И то, и другое выражение ясно говорит об истреблении всех первенцев, и в самых высших, и в самых низших классах народа. Пленный раб также хорошо может служить образом самого низкого положения в обществе, как и рабыня, занимающаяся размалыванием хлеба жерновами.