Сестра милосердия

Сестра милосердия

Описание

По характеру своего дарования Николай Александрович Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин. Художник любил изображать на своих полотнах людей, которые, сталкиваясь с суровыми испытаниями, стремятся их преодолеть, проявляя стойкость, мужество и милосердие. Одной из таких картин, повествующих о мужестве и силе духа, проявляемых на полях сражений, является «Сестра милосердия».

Перед нами женщина, посвятившая себя благородному делу – спасению раненых людей. Художник запечатлел ее в тот момент, кода она на минуту отлучилась от работы в госпитале, чтобы сделать небольшую передышку. В глазах женщины мы видим одновременно усталость и упорство. За день она помогла множеству раненых и больных, и еще столько же ждут ее помощи. Несмотря на свою усталость, она понимает, что ее долг идти к раненным, их жизнь зависит от нее, и в любую минуту днем или глубокой ночью она должна прийти страждущим на помощь.  Для нее служение является призванием, точно так же, как и для любого христианина, богоугодное дело, которое он выполняет, есть служение Богу. На лице нет ни тени ропота или сомнения – только упорство, готовность в любой момент прийти к ближнему на помощь. Прямая осанка и спокойное лицо подчеркивают твердость и силу ее характера.  Перед нами сильная личность, для которой первостепенное значение имеет идеал служения ближнему, как заповедовал Христос, и она неуклонно следует исполнению заповеди любви, милосердия, терпения по отношению к ближнему. То, что ее дело действительно нужно и полезно, придает ей сил, ее труд благороден и возвышен, ибо целью служения является следование Христу.

Стоит отметить, что Ярошенко интересовался именно такими сформированными, не имеющими сомнений насчет своего предназначения, людьми. Он сам говорил, что не изображает лица, которые не представляют для него нравственного интереса. Его привлекает не внешняя, а внутренняя красота человека: благородство духа, жертвенность, любовь к ближнему и стремление прийти к нему на помощь в любую минуту. Принадлежность человека к подлинному христианству не сводится к наличию у него и проявлению им поверхностных сентиментальных чувств.  Сила духа христианина проявляется, в частности, в самоотдаче и мужественном несении своего креста на протяжение жизненного пути.

Чтобы показать силу характера, упорство, стремление к благородному труду, художник, отходя от принципов академизма с его строгими правилами композиции, цветовой моделировки, определенных канонов в изображении персонажей, которые строились на идеализации изображаемого лица, отходит к прямо противоположному: здесь нет никакой поэтизации, нет пейзажного фона – в центре одна фигура. Грубые стремительные мазки красок, непрорисованность заднего плана, прямо падающий на усталое лицо свет создает некоторый эффект внезапности – художник как бы выхватывает момент, запечатлев минутное мгновение отдыха сестры милосердия. Остановившись на миг перед художником, набрасывающим ее черты лица на портрете, она пойдет дальше, к раненым, на поле боя, под грохот канонады и рвущихся снарядов.

 

История

Николай Александрович написал картину в 1886 году. Тридцать лет минули со времени Крымской войны, когда благодаря Н. И. Пирогову и великой княгине Елене Павловне сестры Крестовоздвиженской общины возродили традиции заботы женщин о раненых и больных воинах. В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. в эту благородную деятельность включились тысячи русских женщин, стремившихся милосердием и своим теплом исцелить раны страждущих. Многие из них были благородного звания, не имели нужды в средствах, но, несмотря на это, мужественно исполняли свой христианский долг на полях сражения. Перед нами показан собирательный образ сестры милосердия, но есть мнения некоторых исследователей, что художник, создавая картину, вдохновлялся светлым подвигом Даши Севастопольской (Дарьи Лаврентьевны Михайловой). Среди защитников Севастополя она была известна как отважная сестра милосердия.

Рекомендуемая литература

Милосердие

Комментировать