Призвание боярина Михаила Федоровича Романова на царство

Призвание боярина Михаила Федоровича Романова на царство

Сюжет

20 августа 1612 года ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского подошло к Москве и, вступив в битву с войском гетмана Яна Ходкевича, отбросило его от стен Кремля. 22 октября русские заняли Китай-город и торжественно внесли туда икону Казанской Божией Матери, а 26 октября (5 ноября) засевший в Кремле польский гарнизон, измученный голодом, капитулировал. После этого за подписью князя Дмитрия Пожарского и князя Дмитрия Трубецкого, другого освободителя Москвы, были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. 21 февраля (3 марта) 1613 года на царство был избран Михаил Федорович Романов (1596–1645) – сын патриарха Филарета (в миру – боярина Федора Никитича Романова), занявшего патриарший престол благодаря Лжедмитрию II. С избранием царя кончилось Смутное время, которое привело страну к хозяйственному упадку и территориальным потерям.

Описание

Картина Шустова является одной из бесчисленных интерпретаций сцены призвания Михаила Федоровича Романова на царство. Художник в описательной манере, типичной для середины XIX века, дает сюжету камерную трактовку. Вместо интерьеров Троицкого собора зритель видит низкие своды монастырской кельи, под которыми изображена процессия из бояр и духовенства – зрелых мужчин и мудрых старцев, предлагающих смущенному юноше занять царский трон. Натуралистическая выписанность, академическая старательность в изображении каждой детали характеризуют творчество Шустова в период его учебы в Императорской Академии художеств, когда и было написано это полотно.

Художник стремится конкретизировать обстановку, где происходит действие, в раскрытии сюжета строго придерживается исторической достоверности. Михаил Фёдорович изображен с матерью, в монашестве инокиней Марфой, явно испытывая трепет, перед тем как принять ответственное решение. Художник показывает молодого отрока, воспринимающего свое избрание как непосильную ношу, возложенную на него судьбой.

Боярин Фёдор Шереметев, преклонив колена, подносит ему на атласной подушке державу и скипетр. За спиной Шереметева стоят представители духовенства и депутаты от народа.

Вся сцена носит несколько театрализованный характер, что было свойственно исторической картине эпохи классицизма. Главные герои стоят, как на сцене, их фигуры ярко освещены, жесты продуманно выразительны и эмоциональны. Люди, изображенные на заднем плане, исполняют роль статистов, призванных подчеркнуть и усилить значение главных персонажей.

Такая композиция чрезвычайно характерна для исторических полотен классицизма.

История

Шустов (Николай Семенович, 1838-1869) – исторический живописец и портретист, сын санкт-петербургского купца, получил образование в Императорской Академии Художеств. В 1856-1857 годах Шустов был награжден двумя большими серебряными медалями за успехи в рисовании и живописи с натуры, и в 1858 г. за написанную по программе картину «Великий князь Иоанн III разрывает ханскую грамоту» получил малую золотую медаль. В 1863 г., вместе с 12-ю своими товарищами, отказался от исполнения заданной академией программы на большую золотую медаль и, оставив академию со званием классного художника, участвовал в учреждении санкт-петербургской артели художников. В 1865 г. Академия за представленный ей портрет генерал-губернатора Восточной Сибири М.С. Корсакова присудила Шустову звание академика. Вообще это был художник с большим талантом, выказывавший в своих работах знание рисунка, чувство красок и редкую способность сообщать композициям драматизм и прекрасно характеризовать изображаемые лица. Картина была написана художником в 1859 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать