Искушение Христа

Искушение Христа

Сюжет

Перед зрителем представлена работа русского художника Василия Ивановича Сурикова, в основу которой положен евангельский рассказ об искушении Христа в пустыне. Тема искушения Христа является одной из популярных в библейской живописи. Есть мнение некоторых исследователей, что на сюжет картины также оказал влияние и знаменитый отрывок из романа известного писателя Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», где  диавол предлагает Спасителю обладание всеми богатствами мира и полнотой власти на земле взамен поклонения сатане. Царство Его будет основано на чуде, тайне и авторитете. Здесь мы видим изображение третьего искушения:  «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». (Мф. 4:8-9). Сам эпизод является непростым для изображения, поскольку требует от мастера тщательно продумать и проработать эмоциональную часть. Статичность иллюстрации, отсутствие внешней динамики призывает зрителя наблюдать за внутренними чувствами Христа.

Описание

Господь стоит на вершине, куда Его возвел дьявол, чтобы показать Ему те блага мира, которыми Он может обладать, если отречется от Своего мессианского служения.

Фигура диавола на картине утрирована: его  облик вызывает отвращение, в нем есть что-то звериное: косматые растрепанные волосы, безумные навыкате глаза, черные крылья, распростёртые над Спасителем. Правой рукой он показывает вперед, желая увлечь Христа в бездну.  Взгляд Христа серьёзен и спокоен. Руки Его скрещены, взгляд обращен в сторону — отвергнув искушение сатаны Спаситель остается верен, исполняя волю Пославшего Его Отца.

Сам эпизод является непростым, поскольку требует от художника непревзойденного мастерства в передаче философского содержания евангельского отрывка. Однако художник справился блестяще с поставленной задачей – передать противостояние Христа, при этом уйдя от трафаретной поучительности. Статичность иллюстрации, отсутствие внешней динамики призывает зрителя наблюдать за внутренними чувствами Христа. Картина написана в черно-белых тонах, для этого художник использовал белила и уголь. В композиции отсутствуют лишние детали, нет красочных пейзажей. Всё внимание сосредоточено лишь на двух фигурах – Боге и дьяволе. Молчаливая сцена держит в напряжении, но исход уже предрешен: победа будет за Христом-Спасителем, взошедшим на крест ради спасения всего человечества.

История

Произведение было выполнено молодым художником во время учёбы в Императорской Академии художеств в 1872 году. За основу  был взят сюжет из Нового Завета. Но уже в этой ученической картине виден незаурядный талант мастера, ставшего впоследствии знаменитым. Сейчас полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Рекомендуемая литература

Комментировать