Голгофа

Голгофа

Сюжет

Перед зрителем предстает сцена Распятия на Голгофском холме Иисуса Христа, которая описана у всех четырех Евангелистов. Вот так повествует об этом событии Иоанн Богослов: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:17-19). Название Голгофа стало нарицательным, для обозначения вершины страданий человека. Сюжет Распятия — один из самых распространённых в религиозной живописи, каждый художник передавал его по своему, в зависимости от своего душевного устроения или сообразуясь с требованием заказчика.

Описание

Итальянский художник, представитель академизма Пьетро Сасси известен своими широкомасштабными полотнами: художника привлекали виды Древнего Рима, не меньшее внимание уделялось также библейским сюжетам. Одно из таких полотен – «Голгофа», раскрывающая самые тяжелый трагический момент – казни Иисуса Христа. Мастер представляет панораму древнего Иерусалима, на первый план поместив многофигурную композицию с изображением иудеев, римских воинов, учеников Христовых, взирающих издали на сцену Распятия. Каждая из групп по-своему реагирует на происходящее событие: мы видим ликование иудеев, охваченных чувством мести вперемешку со злорадством, любопытство римских воинов, для которых казнь является одним из множества увлекательных зрелищ, боль и глубокая скорбь учеников Христовых, оплакивающих гибель своего Учителя. Мы видим спускающихся с холма жен и юношу, охваченного отчаянием, опечаленных Апостолов, стоящих отдельной группой напортив фарисеев. На первом плане молодая девушка поддерживает опустившегося на колени старика, с ужасом взирающего на сцену казни.  Вдали виднеются стены Иерусалима, освященные кровавым светом закатного солнца. На город опускается глубокая тьма, вызывающая трепет у собравшихся на месте казни жителей.

Художник намеренно переносит сцену Распятия на дальний план, усиливая чувство трагизма и безысходности. Мы видим Крест, высоко поднятый над землёй, как бы отделенный от неё, вознесшийся к небу. На него падает сноп яркого света, исходящего из расступившихся облаков Вокруг головы Спасителя изображено сияние, а сверху показан прибитый лист с виной казнимого.

Рядом стоят другие два креста с распятыми разбойниками: один ближе к Распятию, другой поодаль от Него. Здесь же толпа людей, среди них  живописец изобразил верных учеников и жен – Божию Матерь, Марию Магдалину, Марию Клеопову и стоящего недалеко от них Иоанна Богослова.

В небе по обе стороны креста, показаны два облака: светлое, из которого исходит сияние и темное, заволакивающее город иссиня-черным покрывалом. Аллегорически они показывают, что Учение Христа, Его Распятие есть та истина, которая отделяет свет от тьмы.

 

Комментировать