Битва израильтян с амореями

Битва израильтян с амореями
  • Дата создания: 1624-1625 гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 134×96 см
  • В Библии: Иис.Нав.10:12-13

Сюжет

Перед зрителем представлен сюжет из Книги Исход, иллюстрирующий сражение израильтян под предводительством Иисуса Навина против армии царя иерусалимского Адониседека, состоявшееся под Гаваоном. Царство амореев в то время было одним из могущественных. Сначала амореи начали наступать и в результате сражение затянулось. Тогда Иисус Навин помолился Господу, чтобы солнце не зашло, и чтобы продлился день. Он сказал перед израильтянами: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» Бог услышал его просьбу. «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим… Стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день!» (Иис.Нав.10:12-13).

Описание

Перед нами разворачивается грандиозная сцена сражения израильтян под предводительство Иисуса Навина с неприятельскими войсками. Как известно, амореи обладали свирепым нравом и были жестоки в бою.
Все пространство картины заполнено фигурами сражающихся воинов, чьи тела переплелись друг с другом в непримиримой схватке так, что сложно разобрать где свои, а где чужие. Израильтяне узнаются по доспехам: художник изобразил их в облике римских легионеров, сражающихся за свою веру.
Следуя традиции академизма, он использует полотно в качестве театральных кулис, где разворачивается главное действие. Изображая батальную сцену, живописец не показывает искалеченных тел, здесь нет также изувеченных, истекающих кровью. Но, тем е менее, на ожесточенную битву указывает присутствие красного цвета, символизирующий войну, точнее Бога войны Марса, облаченного обычно в алый плащ. Однако обилие оттенков красного наводит на мысль о множестве пролитой крови.
На переднем плане – воины идут в наступление, выстроившись в ряд, они преследуют противника, который с остервенением сопротивляется. Но исход победы явно на стороне Иисуса Навина и его храброго войска — Небо с рваными клочьями облаков и сияющее солнце предвещают скорую победу израильтян.
Необычный стиль исполнения, проявившийся в перегруженности композиции и динамики планов, ближе скорее работам французских мастеров второй школы Фонтенбло.

История

Перед нами одно из ранних произведений мастера, выполненное около 1624-1625 года, вскоре после прибытия художника в Рим. Известно о двух батальных полотнах: «Битве израильтян с амалкитянами» (Государственный Эрмитаж) и «Битве израильтян с амореями» (ГМИИ им. А. С. Пушкина).
В 1685 году обе картины находились в парижском собрании маршала Франции герцога Анн-Жюля де Ноая и после его смерти были унаследованы его сыном Адрианом-Морисом. В 1766 году они уже принадлежали собранию Жозефа фон Дюфрена в Мюнхене, где в следующем году были выставлены на распродажу, окончательно состоявшуюся в 1770 году в Амстердаме. Там они были куплены по заказу императрицы Екатерины II для Эрмитажа . Картина «Битва израильтян с аморреями» в 1927 году была передана из Эрмитажа в ГМИИ А. С. Пушкина.

 

Комментировать