Скрыть
но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-8 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

Поступает не по произволу души своей, но по совету тех, кои с ним находятся. И любит он не из-за благ (временных), но все благое. И сохраняешь святость, коей сподобился в крещении.

Послание к Титу

Василий Великий, свт. (†379)

но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

Вопрос. Что такое преподобное (οσιον), и что такое справедливое (δικαιον)?

Ответ. По моему разумению, преподобное есть приличное и должное со стороны низших по отношению к высшему, на основании его преимущества; а справедливое есть то, что воздается каждому по достоинству дел. И в рассуждении преподобного имеет место благопризнательность и воздаяние за одно прекрасное: а в отношении к справедливому имеет место и рассмотрение худых дел, и воздаяние за них.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-8 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

Учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и лечит.

Толкование на послание к Титу

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-8 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

[То есть] не легко поднимает руку для удара.

Комментарий на Послание к Титу

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-8 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

Из этого ясно, что апостол пресвитеров назвал епископами; ибо, сказав: и поставил по всем городам пресвитеров (Тит 1:5), присовокупил: епископ должен быть непорочен. В каждом же городе обычно много пресвитеров, а не епископов.

Толкования на Послание к Титу

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 7-9 Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю; не себе угождающу, не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну: но страннолюбиву, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну: держащемуся вернаго словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящыяся обличати

Без порока быти, т.е. быть безукоризненным, это общее требование, обнимающее собою все, что будет затем сказано. – Якоже Божию строителю. Велико достоинство, необходима и великая бдительность. - Не себе угождающу (μὴ αὐθάδη – не дерзким). Кто не может господствовать над собою, каким образом будет господствовать над другими? - Не пиянице (μὴ πάροινον) не наглым, не обидчиком, – не бийце, не поражающим совести братий, – не скверностяжательну, вовсе не стяжательным, потому что всякое стяжание, хотя бы оно и казалось справедливым, для епископа – скверно, – преподобну, чистым от страстей, – воздержательну, не только относительно пищи, но и относительно всякой страсти, – держащемуся вернаго словесе, т.е. или истинного, или преподаваемого верою, а не соображениями разума; поэтому-то Апостол и прибавил: по учению, показывая этим, что и без внешней мудрости можно учить. Не умственные доказательства нужны здесь, как бы говорит он, а наставление и польза. - Да силен будет и утешати во здравем учении. Это будет зависеть и от его благоразумия, и от познания священного Писания; здравое же учение есть то, которое учит и догматам истинным, и жизни правой. - И противящыяся обличати. Кто не знает, как бороться с врагами и пленять всякий разум в послушание Христово, тот не сделает ничего из того, что должно.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но страннолюбив

Не только не получать прибыль, но и все раздавать странникам.

Любящий добро

Так называет апостол кроткого, умеренного и независтливого.

Целомудрен

То есть чист.

Справедлив

Нелицеприятен в отношении к людям.

Благочестив

То есть благоговейный ко всему божественному, не опускающий ничего в отношении к Богу.

Воздержан

Воздержанному не только в пище, но и на язык, руки и постыдные взоры; ибо в том и состоит истинное воздержание.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Но страннолюбиву, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну

«Видишь ли, какой высокой требует он добродетели?» (святой Златоуст). — «Доселе, чего не должен иметь епископ или пресвитер, заповедывалось словом Апостола; теперь, напротив, излагается, что он должен иметь» (блаженный Иероним).

Страннолюбиву «Не только от других не прибыточествовать, но и свое иждивать на странников» (блаженный Феофилакт). «Прежде всего от имеющего быть епископом ищется страннолюбие. Ибо если всем желательно услышать оное, в Евангелии предуказанное слово: странен бех и введосте Мене (Мф. 25:35), не тем ли паче епископу, которого дом должен быть общею для всех странноприимницею? Мирянин, одного, или двух, или нескольких - не многих - прияв в дом и упокоив, исполнит долг странноприимства. Епископ же, если не будет принимать всех, — нечеловечен есть. И я боюсь, как бы , - подобно тому как царица южская, приходившая от конец земли послушать мудрости Соломоновой, осудит людей времени (первого пришествия Христова) и мужи ниневитские, покаявшиеся проповедию Иониною, осудят тех, кои по презорству и нерадению не восхотели слушать большего Ионы Спасителя, — так и многие из народа, которые устранились от церковного чина, но усердно творят дела, которые творить епископ не считает своим делом, не осудили епископов. О таковых, думаю, и Иоанн пишет к Гаию: Возлюбленне, верно твориши еже аще делаеши в братию и в странныя, иже свидетельствоваша о твоей любви пред церковию: ихже предпослав достойно Богу, добре твориши (ср.: 3Ин. 1:5-6). И поистине, он Святым Духом, в нем глаголавшим, еще тогда обличил то, что имело быть в Церкви впоследствии, говоря: писах церкви: но первенстволюбец их Диотреф не приемлет нас. Сего ради аще прииду, воспомяну дела его, яже творит, словесы лукавыми укоряя нас: и не доволен бывая о сих, ни сам приемлет братию, и хотящим возбраняет, и от церкве изгонит (ср.: 3Ин. 1:9—10). Истинно, ныне можно видеть это, предсказанное, — во многих городах, где бывает, что епископы или пресвитеры, видя мирян страннолюбивыми и благолюбцами, неблаговолительно смотрят на это, как будто мирянину нельзя уже делать того, чего не делает епископ. И такие-то миряне послужат в осуждение освященных лиц» (блаженный Иероним). Страннолюбие святой Павел везде заповедует целым Церквам; для чего устроялись общие странноприимницы, попечение о коих лежало на епископе. Но чтобы он вернее и охотнее исполнял это, надо прежде избрания удостовериться, имеет ли он расположение к сему.

Благолюбцу «Так называет Апостол кроткого (тихого, никого не смущающего), во всем мерного, независтливого» (блаженный Феофилакт). Или «раздающего все свое имущество нуждающимся» (святой Златоуст). Требуется сим, чтоб он был ревнитель всякого рода добрым делам, паче же благотворцем. На нем лежит попечение о бедных и больных, вдовах и сиротах. Потребное для сего доставляет паства; но надо чтоб у епископа или пресвитера лежало сердце к такого рода делам.

Целомудренну - чистому от плотских грехов, возможных и при супружеской жизни, или целомудренно и в свое время пользующимся супружеским ложем, или даже совсем от него воздерживающимся, как это потом и узаконено Соборами для епископов. Блаженный Иероним пишет: «надлежит быть епископу и целомудренным, σωφρονα, — как говорят греки. Если и мирянам повелевается ради молитвы воздерживаться от жен, то что сказать о епископе, который каждодневно должен приносить Богу за грехи свои и народа своего жертвы непорочные? Раскроем книгу Царств и найдем, что Авимелех-священник не прежде дал Давиду и отрокам его от хлебов предложения, как спросивши, чисты ли отроки от жены,— не чужой, а от своей супруги (см.: 1Цар. 21). И если б не услышал, что они вчера и завчера не имели супружеского дела, то, конечно, не уступил бы им хлебов тех. Но между хлебами предложения и Телом Христовым такое расстояние и различие, как между тению и телом, между образом и истиною или между прообразом будущего и тем, что предызображал прообраз. Посему как кротость, терпение, трезвость, умеренность, нестяжательность, страннолюбие и благолюбие должны быть в епископе в превосходнейшей степени, так и чистота или целомудрие священническое должно быть таково, чтоб не только от дела плотского воздерживаться, но чтоб у имеющего совершать таинство Тела Христова были чисты и ум от помышления о жене, и око от воззрения на нее».

Праведну, — то есть «нелицеприятну в отношении к людям» (блаженный Феофилакт). Требуется, чтоб сам никого не онеправдывал в своих делах и чтоб, когда приходится разбирать дела пасомых, безукоризненно соблюдал закон справедливости. Блаженный Иероним пишет: «также и праведным должно быть епископу, чтоб, предстоятельствуя пред народом, соблюдал правду, воздавая каждому, что заслужил, и в суде нелицеприятствуя. Между праведностию мирянина и епископа то различие, что мирянин может являться праведным в меньшем круге, а епископ должен соблюдать правду в отношении к стольким лицам, сколько у него пасомых».

Преподобну, — то есть «благоговеинствуюшу пред всем Божественным, не опускающему ничего, что обязательно в отношении к Богу» (блаженный Феофилакт). Епископу надлежит быть святу, то есть украшену всякими душевными и телесными добродетелями. Но преподобие есть высший вид святости, когда «она соединена бывает с благочестием и освящаема благоговеинством к Богу и Ему всего посвящением» (блаженный Иероним).

Воздержателъну «Разумеет здесь Апостол не постящегося только, но воздерживающегося от всякой страсти, обнаруживаемой и языком, и рукою, и бесстыдным взором; ибо в том и состоит воздержание, чтобы не предаваться никакой страсти» (святой Златоуст). «Воздержательным должен быть епископ не от похоти только плотской и от объятий жены, но от всех душевных страстей: не воспламеняться гневом, не впадать в печаль, не поражаться страхом и не увлекаться неумеренно радостию. Воздержание поставлено у Апостола в числе плодов Святаго Духа. Если таким образом воздержание требуется от всех, не тем ли паче от епископа, который терпеливо и кротко должен нести немощи немощных и грехи грешащих, утешать малодушных, поддерживать слабых, никому злом за зло не воздавать, но побеждать благим злое» (блаженный Иероним).

«Сказанное доселе о добродетелях епископа к жизни его относится; а что за сим следует, относится к познанию его» (блаженный Иероним).

Толкование на послание к Титу

Евфимий Зигабен (†1118)

но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

Но страннолюбиву, благолюбиву, целомудренну

О мудрости здесь он говорит потому, что кто познал единую жену, тот целомудрен в отношении супружества.

Праведну

Должен быть справедлив в отношении к людям.

Преподобну

в отношении к Богу.

Воздержательну

Относительно действий ума и движений сердца, относительно всякой страсти, выражаемой языком, взором, руками: ибо сказано: подвизаяйся от всех воздержится (1Кор. 9:25), т. е. должен быть воздержен во всем.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

Ибо епископ То же самое лицо, которое в пятом стихе названо пресвитером, здесь называется епископом. Отсюда видно, что здесь выражение епископ обозначает не высшую иерархическую степень священнослужения, а просто деятельность всякого пресвитера, который должен был наблюдать (episkopein) за церковной общиной, ему порученной, как епископы - например, Тимофей или Тит, - наблюдали за целыми церквами, состоявшими из многих церковных общин.

Остальное см. в Толковании на 1Тим. III:3 и сл.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

8. но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен,

9. держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

 

Положительные свойства епископов (как и пресвитеров): страннолюбие (Мф. 25:35), нищелюбие (попечение о вдовах и сиротах, больных и бедных), целомудрие, нелицеприятие, преподобие (благоговеинство к Богу, и посвящение Ему всего), верность преданному учению, уменье действовать на верующих (убедительность) и обличать противников веры.

«Как слово Божие верно и всякого приятия достойно, так и епископ таким да являет себя, чтобы все, что говорит, было почитаемо достойно веры и слова его были правилом истины. Если у епископа только жизнь свята, то, живя так, он себя только пользует: но если он и учителен, то себя и других созидает» (блаж. Иероним). «Прочие качества можно находить и в подчиненных, как-то: непорочность, воспитание детей в послушании, страннолюбие, благочестие; но епископа и пресвитера особенно отличает то, чтобы он оглашал народ учением. Кто не умеет бороться со врагами, пленять всякий разум в послушание Христово и низлагать мудрования (1Кор. 10:5), тот да будет далек от учительского престола» (св. Иоанн Златоуст). «В конце поставил Апостол учительство, в исчисление того, чем должен быть украшен епископ, потому что в епископстве учительство завершает все прочие качества, составляя его отличительную черту» (преосв. Феофан).

Имея в виду отношение свойств епископов к пресвитерам, должно понять, что эти названия в начале не были так определенно различны, как они различаются ныне. У Греков епископом называлось лицо, посылаемое для надзора за подчиненными городами. Так было и в Церкви. Но так, как епископами были старцы, или вообще люди почтенные, то их могли называть и пресвитерами, по возрасту. Однако вскоре же все яснее и яснее стала означаться великая разность этих названий (см. о сем подробнее в сочинении И. Троицкого, стр. 149–165). И вне всякого сомнения было то, что Апостолы поставляли епископов (наприм. Тимофея, Тита); епископы поставляли пресвитеров (иереев); но пресвитер нигде не упоминается поставляющим епископа. «Апостолы знали от Господа нашего Иисуса Христа о епископском достоинстве», говорит св. Климент, епископ Римский. А св. Игнатий, епископ Антиохийский, писал к Филадельфийцам, «чтобы они находились в единении с епископом, его пресвитерами и диаконами», ясно выражая подчиненность последних первому».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,

Ибо епископ, как домостроитель Божьей Церкви, должен быть и сам высоким примером для пасомых. Поэтому он должен быть не себе угождающим, не ставить свой произвол выше всего, не обращая внимания на справедливые желания и нужды управляемых, «таковой, если будет поступать во всем только по произволу, сделает свое управление насильственным – деспотическим» (Златоуст). Не гневлив. Гневливый всегда раздражается, и при малом неосторожном слове или какой погрешности приходит в раздражение. Ничего нет безобразнее ярящегося наставника с грозным видом, с трясущимися губами, с наморщенным лбом и с лицом, то бледнеющим, то краснеющим, с неистовым криком. Таковой влечет погрешающих не к добру, а своею свирепостью низвергает в еще большее зло (Иероним). «Как может учить других обуздывать эту страсть тот, кто не поучил этому самого себя?» (Златоуст). Епископу не подобает быть пьяницей, собственно, шумливым, как от вина, бранчливым и ругательным, придирающимся и обращающимся с оскорбительными словами. Ибо ничто, говорит Златоуст, так не возбуждает презрения, как оскорбление, которое наносит более бесчестия самому оскорбляющему, лишая его должного уважения, ибо оскорбляемый делается более дерзким и презирает оскорбляющего. «Епископу не следует также быть убийцей, ни телесно, ни душевно, ни руками, не наносящим побоев и ран, ни словами горькими и ожесточенными не разящим душ» (Феодорит), не бьющим совести немощных братий (Экумений). Епископ должен быть не скверностяжателен. Этим запрещается ему не только дурными средствами приобретать себе состояние, но вообще всякое искание и желание прибылей считается позорным в лице епископа. «Он должен быть совершенно нестяжателен» (Златоуст).

Указав, чем не должен быть епископ, святой Павел указывает, далее, чем он должен быть.

8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,

Страннолюбие святой Павел везде заповедует целым Церквам, для чего устроялись общие странноприимницы, попечение о которых лежало на епископе. Но чтобы он вернее и охотнее исполнял это, надо прежде избрания удостовериться, имеет ли он расположение к тому, почему святой Павел и выставляет первым качеством избираемого во епископы – страннолюбие его. Епископ должен быть благолюбцем – ревнителем всякого рода добрых дел. На нем лежит попечение о бедных и больных, вдовах и сиротах. Нужное для этого доставляет паства, но надо, чтобы у епископа или пресвитера лежало сердце к такого рода делам, тогда и паства больше будет усердствовать. Епископ должен быть целомудрен – чист от плотских грехов, возможных и при супружеской жизни. Епископ должен быть праведный – безукоризненно справедливый ко всем, воздавая каждому должное по закону справедливости. Епископ должен быть преподобен – свят, украшен всякими душевными и телесными добродетелями и всецелою преданностью Богу. Епископ должен быть воздержателен от всех видов страстей – бесстрастен. Таков должен быть епископ по своей жизни.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible