Скрыть
в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,

Святые отцы

Прочие

Климент Римский, сщмч. (†99)

в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен

В этой надежде да прилепятся души наши к Тому, Кто верен в обещаниях и праведен в судах Своих. Заповедовавший не лгать тем более Сам не солжет, ибо для Бога ничего нет невозможного - невозможно только солгать.

1-е послание к Коринфянам

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен

Поскольку представление о времени относится к нашей способности познания или предположения, нам, по действию человеческого рассудка, представляется вполне разумным сказать о какой-либо вещи: ее не было, пока она не возникла, - ибо началу всякой вещи предшествует некоторый промежуток времени. Но так как в вещах божественных - я говорю о рождении Божием - все имеет место прежде веков, Он неподвластен времени. Поэтому о Нем нельзя сказать, что Его не было до того, как Он был рожден, и к Нему не относится прежде веков данное Богом обещание вечной жизни, о котором говорит блаженный апостол Павел: в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен. Невозможно сказать, что Его когда-то не было, ибо нельзя помыслить, чтобы имел начало после чего-либо Тот, Кого должно признавать сущим прежде веков.

О Троице

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен

Павел, раб Божий, и Апостол Иисуса Христа, по вере избранных Божиих, то есть по вере, ради которой избраны были Апостолы, и по познанию не греха и лжи, но по познанию правды и истины, – и надежде жизни, не преходящей, но вечной, которую обетовал праведный Бог прежде времен вечных, то есть от дней Авраама, возлюбленного Своего.

Послание к Титу

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен

Богу не свойственно ни сомневаться, ни заблуждаться. Ведь сомневается тот, кто не знает, что будет в будущем, а заблуждается тот, кто предсказывает одно, а следует другое… Но Истинный не может солгать, ибо написано: Верен Бог (1Кор 1:9), Который не лжет.

Пять книг о вере (к Грациану Августу)

Августин Аврелий, блж. (†430)

в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен

Признаюсь, я не знаю, какие века прошли прежде сотворения рода человеческого, но не сомневаюсь, что решительно нет никакого создания, совечного Творцу. И апостол говорит о временах вечных, и притом не о будущих, а, что более удивительно, о прошедших. Вот его слова: в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил слово Свое (Тим 1:3). Таким образом, по словам его, прежде были времена вечные, которые, однако, не были совечными Богу. Если же Он прежде времен вечных не только был, но и обетовал жизнь вечную, которую явил во времена Свои, то есть в надлежащие, то что другое это означает, как не Слово Его? Ибо это Слово и есть жизнь вечная. Как же иначе Он обетовал, обещая, без сомнения, людям, которых еще не было прежде времен вечных, как не так, что в вечности Его и в Самом Слове Его, совечном Ему, уже было предопределено то, что имело быть в свое время?

О граде Божьем

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

С. 1-4 Павел раб Божий, Апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию: о уповании жизни вечныя, юже обетова неложный Бог прежде лет вечных, яви же во времена Своя Слово Свое проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога: Титу присному чаду по общей вере, благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего

Апостол безразлично употребляет выражения первого стиха: иногда он называет себя рабом Христовым и апостолом Божиим , а здесь наоборот. - По вере, т.е. для веры, – для того, чтобы избранные Божии поверили мне, чтобы я научил их; или так: Я – Апостол для того, чтобы избранные чрез меня уверовали и познали истину благочестия, т.е. Иисуса Христа; или еще так: то, что я – Апостол и что избранные поварили мне, – это случилось не по чему либо другому, а потому, что я познал истину благочестия. Что же это за истина? Иисус Христос. Не напрасно Апостол прибавил: познанию истины, яже по благочестию, потому что бывает познание истины и не по благочестию, напр. знание какого-нибудь искусства. - О уповании жизни вечныя. Познание истины могло бы служить само по себе достаточною наградою; оно даже лучше тысячи наград, но всещедрый Бог дарует за него еще и награду – вечную жизнь: к познанию истины, говорит Апостол, в надежде жизни вечной. Вечною он назвал ее по отношенью ко всему иудейскому, где было обетование только настоящей жизни. - Юже обетова неложный Бог. Если Он неложен, то исполнит конечно то, что обещал. - Прежде лет вечных. Не вследствие позднейшего какого-либо совета или раскаяния, говорит Апостол, Бог предопределил это, но от начала, – а быть возлюбленным от начала – величайшая честь. - Яви же. Что же Бог явил во времена своя, т.е. надлежащия? Обетованную прежде лет вечных жизнь, так как слово Его, или Христос, есть Жизнь и жизни Податель. Поэтому, сказавши, что Бог обещал нам жизнь, Апостол не присоединил потом: яви же во времена Своя обетованную жизнь, а: Слово Свое проповеданием, так как Слово Его, т.е. Иисус Христос, есть истинный Виновник и Податель этой жизни. - Проповеданием, т.е. явно, открыто. - Еже мне поручено бысть. Словами: еже мне поручено бысть, и: по повелению… Бога Апостол показывает, что он необходимо и неизбежно, хочет ли, или не хочет, должен проповедывать, – и как бы говорит: и ты, Тит, делай это. - Титу присному чаду. Мог он быть только чадом Апостола, так как был крещен им, но не присным, если бы стал грешником. Причиною же того, что ты истинный сын мой, говорит Апостол, служит общая вера. Он хвалит Тита, говоря, что и сам он не имеет в вере ничего более, чем Тит. Иначе: Тит – сын апостола Павла, потому что он был научен Павлом вере, а по общей вере, т.е. по крещению, он – брат Павла: один Отец у них – Иисус Христос и одна мать – купель крещения. - Благодать, милость, мир. Вполне естественно благопожелание благодати и милости для Тита, как учителя. Если ты, говорит Апостол ему, не будешь править народом при помощи этих кормил, т.е. благодати, милости и мира, то опрокинешь корабль Церкви.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

В надежде вечной жизни

Сказав, насколько облагодетельствовал нас Бог для настоящей жизни, говорит и о том, что Он даст в будущем. Уже и самое познание истины - величайшее благодеяние для нас, освобожденных от заблуждений. Но в награду за это Он даст нам еще и жизнь вечную. Так как мы познали Его, то мы и надеемся, говорит, на вечную жизнь. Видишь ли, как он тотчас же, с самого начала, указывает на благодеяния Божии, чтобы как самого епископа, так и тем более его учеников сделать более готовыми к тому, чтобы угодить Благодетелю? Словами в надежде вечной жизни он ниспровергает иудейские обряды, ибо они имели наградой настоящую жизнь.

Которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен

Если Он неизменен, то, несомненно, даст и после смерти то, что обещал. Издревле еще, говорит, Он предопределил это, а не вследствие раскаяния. Не потому, что иудеи не обратились к Нему, Он даст это нам, а потому, что издревле так было предопределено, - и Он возлюбил нас от века. Что Он возлюбил нас от начала, - это указывает на наше благородство.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

О уповании жизни вечныя, юже обетова неложный Бог прежде лет вечных

Этим дополняется состав проповеди, которая поручена Апостолу и к которой он приставлен. Читающему Послания святого Павла не трудно заметить, что в каждом Послании многократно и разнообразно упоминает он о жизни вечной,— последнем конце домостроительства спасения и последней цели взыскавших спасения в Господе. И чаяние ее, по нему, в духовном устроении верующих до того неотложно, что он не усумнился утверждать: наше житие на небесех есть (ср.: Флп. 3:20). И аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейшии всех человек есмы (ср.: 1Кор. 15:19). Так законоположил Сам Спаситель, сказав: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Христианство в духе и начинается отрешением от всего временного и устремлением к вечному. За тем уповательным созерцанием сего вечного христианин воодушевляется и подкрепляется во все течение притрудного шествия своего вслед Христа Господа. Крепость мучеников и подвижников на этом преимущественно утверждалась. Вкушение истинного и существенного нашего блага в последовании Христу Спасителю приходит после; но оно не отстраняет упования живота вечноблаженного, а возвышает, совершенно перенося уповающего во он век. Почему Апостол и сказал: επ` ελπιδι, — на уповании, в нем указывая основу и для веры, и для жизни в духе веры, или для благочестия. Я, говорит, Апостол есмь, вот к чему приставленный: веру поселять, к истинному благочестию настроивать, к тому и другому склоняя и воодушевляя упованием жизни вечной — всеблаженной. Блаженный Феодорит кратко совмещает все сие в следующих словах: «Апостол сказал, что на то он и поставлен, чтобы достойные избрания уверовали, познали истину благочестия и получили надежду жизни вечной».

Упование жизни вечной столь существенно в экономии (домостроительстве) спасения, что святой Павел, несмотря на то, что говорит о сем будто мимоходом, не счел излишним подтвердить его непререкаемыми доводами — истинностию Божиею и тем, что это входит в вечные планы Божии, говоря: юже обетова неложный Бог прежде лет вечных. Святой Златоуст говорит: «если Бог неложен, то несомненно исполнится то, что Он обетовал; если Он неложен, то не должно сомневаться, хотя бы это исполнилось после смерти. — И словами: прежде лет вечных — Апостол также доказывает достоверность обетования. Так, говорит, предопределено издревле. Не теперь за покаяние наше, но издревле предопределено это. То же говорит Апостол и в других местах, например: ихже предуведе, тех и предустави (ср.: Рим. 8:29), означая наше благородство, — то, что не ныне, но издревле Бог возлюбил нас; а быть возлюбленными издревле и от начала — не маловажно». И все наши толковники под словами: прежде лет вечных — разумеют предвечное определение Божие. Другим кажется лучше разуметь под сим времена, предшествовавшие пришествию Христову, в кои чрез Пророков было изрекаемо такое обетование, начиная со времени падения прародителей. Но и эти обетования были изрекаемы не вновь, а потому, что так определено прежде всякого времени в Вечных Советах Божиих о бытии тварей. Мир вещественный не имеет в себе цели. Он — поприще и место, в коем положено образовываться разумным тварям для вечной жизни. Для сей жизни и создан человек; для нее и воссоздается в Господе Иисусе Христе. Так положено в Совете Божием предвечно. Мир же видимый преходящ. Он прейдет, как средство, когда достигнуто будет то, что им посредствуется. Когда духовные твари восприимут свое благообразие, тогда преображен будет и он, в соответствие — с ними, и отбросит настоящее, грубое и тленное свое состояние. Так вечная жизнь стоит в Советах Божиих, как исходное начало и конечная цель бытия всего сотворенного. Как невозможно солгатися Вечному Совету Божию, так невозможно не исполниться обетованию жизни вечной. Столь крепка основа упования ее!

Толкование на послание к Титу

Евфимий Зигабен (†1118)

в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен

О уповании жизни вечныя

Благочестие соединяется с надеждою на будущую блаженную жизнь, потому что благочестно живущие надеются достигнуть ея, как сказано уже.

Юже обетова неложный Бог прежде лет вечных

«Юже», т. е. вечную жизнь обетовал Бог «прежде лет вечных», т. е. предызобразил ее и предопределил для нас. Выражение: «прежде лет вечных» означает: прежде начала времени, как изъяснено Златоустом во 2-м послании к Тимофею; но и там он прибавил, что «времена» можно понимать в смысле известнаго периода. Временами вечными в данном случае могут быть и семь тысяч лет, считающияся определенными на существование настоящаго мира: ибо и тысяча лет, обнимая собою большой период времени, может быть названа веком, и слова: «прежде времен вечных» могут означать, что тайна спасения нашего во Христе, а равно и вера во Христа, и вечная жизнь истинно верных определены прежде создания мира.

Толкование на послание к Титу

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен

В надежде вечной жизни Эти слова составляют приложение к выражению апостол Иисуса Христа. Павел выступает апостолом Христа потому, что имеет надежду на вечную жизнь, т. е. на вечное будущее блаженство (ср. 1Кор.XV:14 и cл.; 30 и cл.).

Прежде вековых времен Здесь имеется в виду Первоевангелие о Спасителе, как потомке жены (см. Быт. III:15).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2. в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,

3. а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, -

О надежде на вечную жизнь говорится, как об одном из важнейших предметов веры и жизни, стяжаемом верою же и жизнию о Христе. Иначе говоря, Апостол возвещает, что дело, порученное ему, касается не здешней только жизни, временной, но и вечной, с ее бесконечными благами, о которых всегда возвещалось многообразно, а теперь определенно, открыто, что эти вековечные блага откроются не иначе, как только чрез Господа Спасителя, о чем и возвещено и будет возвещаться Апостолом. Таким образом, Апостол сначала сказал о том, кто он такой (по отношению к Богу: раб и посланник), а потом раскрывает, что предметы его благовестия: Бог, спасение о Христе и вечная жизнь о Нем же. По словам преосвященного Феофана, Апостол как-бы говорит так: «я Апостол есмь, вот к чему приставляемый: веру поселять, к истинному благочестию настраивать, к тому и другому склоняя и воодушевляя упованием жизни всеблаженной... В каждом послании Апостол многократно и разнообразно упоминает о жизни вечной (Флп. 3:20; 1Кор.15:19). Христианство в духе и начинается отрешением от мира и устремлением к вечному, и подкрепляется во все течение в свете Иисуса Христа. Упование жизни вечной столь существенно, что Апостол не счел излишним подтвердить его непререкаемыми доводами – истинностью Божией и тем, что это входит в вечные планы Божии. Вечная жизнь стоит в советах Божиих, как исходное начало и конечная цель сего бытия всего сотворенного». «У Бога всему свое время. Пришло время явить Свои сокровенные советы – и явил. Но времена эти Он держит в Своей власти (Дан.1:7), как и самое течение событий. И они от века определены, и суть потому Божии. Господь Иисус Христос, совершив и устроив все потребное для получения живота вечного, послал Апостолов – звать всех к получению сего живота. Особая часть в сем труде отделена была на долю и св. Павла, чтобы призывал язычников к участию в наследии обетования. Все это и выразил он в словах: «проповеданием, еже мне поручено (в проповеди, вверенной мне)»... Счел он нужным выставить сие, чтобы расположить Критян к смиренному послушанию его словам и исполнению его распоряжений» (св. И. Златоуст).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,

2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,

3 а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога,

Уполномочивая Тита властью апостольскою над Критскою Церковью, святой Павел, в приветствии, подробно указывает на свою власть и право на такое полномочие. Он раб Божий, поставлен Иисусом Христом в Апостолы для того, чтобы предназначенные Богом к избранию, уверовали через его проповедь, в Господа Иисуса Христа, познали истину спасения, что нужно делать и как жить по истине, чтобы быть благочестивыми и получить жизнь вечную, обещанную в Предвечном Совете (прежде вековых времен) верующим по вере. Это обетование – слово, Евангелие возвещается теперь устами Апостолов и его, святого Павла, по повелению Спасителя нашего – Бога, Господа Иисуса Христа (ср.Тим.2:13).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible