Скрыть
Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-8 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

Поступает не по произволу души своей, но по совету тех, кои с ним находятся. И любит он не из-за благ (временных), но все благое. И сохраняешь святость, коей сподобился в крещении.

Послание к Титу

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-8 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

Учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и лечит.

Толкование на послание к Титу

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-8 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

[То есть] не легко поднимает руку для удара.

Комментарий на Послание к Титу


Что священник должен избегать любостяжательности, этому научает и Самуил, свидетельствуя перед народом, что он ни у кого ничего не брал, и нищета апостолов, которые, получая от братии средства к содержанию, хвалились, что, кроме пищи и одежды, они ничего другого не имеют и не желают.

Послания

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-8 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

Из этого ясно, что апостол пресвитеров назвал епископами; ибо, сказав: и поставил по всем городам пресвитеров (Тит 1:5), присовокупил: епископ должен быть непорочен. В каждом же городе обычно много пресвитеров, а не епископов.

Толкования на Послание к Титу

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 7-9 Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю; не себе угождающу, не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну: но страннолюбиву, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну: держащемуся вернаго словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящыяся обличати

Без порока быти, т.е. быть безукоризненным, это общее требование, обнимающее собою все, что будет затем сказано. – Якоже Божию строителю. Велико достоинство, необходима и великая бдительность. - Не себе угождающу (μὴ αὐθάδη – не дерзким). Кто не может господствовать над собою, каким образом будет господствовать над другими? - Не пиянице (μὴ πάροινον) не наглым, не обидчиком, – не бийце, не поражающим совести братий, – не скверностяжательну, вовсе не стяжательным, потому что всякое стяжание, хотя бы оно и казалось справедливым, для епископа – скверно, – преподобну, чистым от страстей, – воздержательну, не только относительно пищи, но и относительно всякой страсти, – держащемуся вернаго словесе, т.е. или истинного, или преподаваемого верою, а не соображениями разума; поэтому-то Апостол и прибавил: по учению, показывая этим, что и без внешней мудрости можно учить. Не умственные доказательства нужны здесь, как бы говорит он, а наставление и польза. - Да силен будет и утешати во здравем учении. Это будет зависеть и от его благоразумия, и от познания священного Писания; здравое же учение есть то, которое учит и догматам истинным, и жизни правой. - И противящыяся обличати. Кто не знает, как бороться с врагами и пленять всякий разум в послушание Христово, тот не сделает ничего из того, что должно.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель

Как он может быть беспорочен, если у него неверующие и невоспитанные дети? Бог поставил его над домом Своим, Божие занимает он место; поэтому во всех отношениях должен быть точным исполнителем воли Его.

Не дерзок (μη αυθάδη)

Гражданские начальники властвуют над подчиненными силой закона, посему могут проявлять дерзость и самолюбие. Епископ же управляет добровольно подчиненными ему, и он не должен доходить до такой дерзости, чтобы поступать самовластно, самовольно и не спрашивая мнения своих подчиненных; ибо это будет насильственно.

Не гневлив

За самолюбием необходимо следует гневливость, от которой также, само собой, следовательно, епископ должен воздерживаться. Ибо как он научит других обуздывать эту страсть, если не научил этому самого себя?

Не пьяница

То есть оскорбитель. Какая необходимость оскорблять? Непокорных следует приводить в страх геенной, а не оскорблять.

Не бийца

Ни руками не наносящим побоев, ни словами горькими и ожесточительными. Ибо он врач. А врач скорее врачует раны, но не наносит их сам.

Не корыстолюбец

То есть показывающий великое презрение к богатству. В епископе всякая стяжательность, даже и праведная, срамна.

Толкование на Послание к Титу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Каков должен быть епископ по нравам? (Ст.1,7 - 8)

Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю: не себе угождающу (не дерзу, не напрасливу), не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжательну

Подобает епископу Начал речь о пресвитерах, а здесь избираемого называет епископом. Это наводит на мысль, что в начале оба сии слова употреблялись безразлично и были прилагаемы вообще к предстоятелям христианских обществ или старейшинам, поставленным наблюдать за христианскими в них порядками. Но надо полагать, что Апостолы ставили епископов — архиереев, а епископы, когда требовала нужда, ставили пресвитеров — иереев.

Без порока быти, ανεγκλητον,— то же, что и пред сим: аще кто непорочен. «Это общее требование, объемлющее все, что имеет быть сказано: быть без порока есть быть безукоризненным» (Экумений).

Якоже Божию строителю, οικονομον,— эконому, приставнику. Этим Апостол или дает только особое побуждение к безукоризненности («быть Божиим экономом великое титло и достоинство, почему требует особого внимания и бдительной тщательности» (Экумений)), или указывает новую сторону, с которой епископ особенно должен быть безукоризнен. Прежде сказал, что он должен быть безукоризнен, как семьянин и гражданин; а здесь указывает, что он должен быть таковым в порядке церковной жизни, как Божий строитель, приставник и эконом. Церковь — общество верующих — есть дом Божий. Смотреть за сим домом и наблюдать за должными в нем порядками приставляется епископ. «Бог поставляет его над домом Своим, Божие занимает он место; почему во всех отношениях должен быть точным исполнителем воли Его» (блаженный Феофилакт). В другом месте святой Павел и Апостолов называет экономами Божиими и строителями тайн Его, прибавляя: а еже ищется в строителех да верен кто обрящется (ср.: 1Кор. 4:1—2). Это уже общий закон для всех Божиих строителей, а в числе их и для епископов, Апостольских наместников. Блаженный Иероним подает мысль, что святой Павел заимствовал сей урок из приточной речи Христа Спасителя о мудром и верном приставнике, поставленном над челядию даяти во время житомерие (ср.: Лк. 12:42 и далее); ибо пишет: «что требуется от строителей, это есть: да верен кто обрящется, — внушается быть ему не таким, чтобы ел и пил с пьяницами и бил рабов и рабынь, но чтоб, ожидая неизвестного пришествия Божия, раздавал в свое время сорабам своим житомерие. Между приставником и прочими то только различие, что он — сораб — поставлен над сорабами своими. Да ведает же епископ и пресвитер, что им вверяется народ, а не рабы». Судя по сему, требуемая Апостолом от епископа безукоризненность в церковном домостроении обязывает его, чтоб не погрешал в питании вверенных ему душ Божественными истинами, в освящении и укреплении их благодатию чрез преподание святых таинств, наипаче в руководстве всех по пути спасения — незаблудному.

Вслед за сим, общим, Апостол указывает и частные черты безукоризненности, — которые тоже приводят на мысль помянутую приточную речь Спасителя. — Не себе угождающу, μη αυθαδη, — не продерзу, который, увлекаясь своенравием, ставит свой произвол выше всего, не обращая внимания на справедливые желания и нужды управляемых. Славянский перевод перифразирует это слово еще другими двумя: не дерзу, не напрасливу. Святой Златоуст говорит: «кто имеет внешнюю гражданскую власть, тот, как управляющий силою закона и по необходимости, справедливо не всегда соображается с желаниями подчиненых; но, кто должен начальствовать над людьми, подчиняющимися ему добровольно и чувствующими благодарность за его управление, тот, если будет поступать во всем только по произволу, будто никому не имеющий давать отчета, сделает свое управление насильственным, — деспотическим». То же предписывает и святой Петр, говоря: старцы… пасите еже в вас стадо Божие, посещающе (назирающе) не нуждею, но волею и по Бозе… ни яко обладающе причту (наследию Божию) (см.: 1Пет. 5:1—3).

Не гневливу «Как может, — говорит святой Златоуст, — учить других обуздывать эту страсть тот, кто не научил этому себя самого? Власть поставляет человека во многие обстоятельства, которые делают и весьма кроткого тяжелым и суровым, подавая множество поводов к гневу. Посему, если он наперед не позаботился об укрощении этой страсти, то будет (для подчиненных) крайне тяжелым, повредит и погубит многое в делах своего управления». Прибавим и слова блаженного Иеронима: «гневливый всегда раздражается и, при малом неосторожном слове или какой погрешности, приходит в движение, как лист от ветра. И воистину ничего нет безобразнее ярящегося наставника, который, тогда как должен быть кротким и по следующему слову Писания: рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя (ср.: 2Тим 2:24—25), выступает, напротив, с грозным видом, с трясущимися губами, с наморщенным лбом и с лицом то бледнеющим, то краснеющим, поражает неистовым криком и погрешивших не к добру влечет, а низвергает своею свирепостию в большее зло. Почему и Соломон говорит: гнев губит и разумныя (Притч.15:1). А святой Иаков учит, что гнев мужа правды Божией не соделывает (ср.: Иак. 1:20)».

Не пиянице, μη παροινον, — собственно, не шумливым как от вина, не бранчивым и ругательным, придирающимся и с оскорбительными обращающимся словами. Святой Златоуст и говорит: «здесь он разумеет оскорбителя. Епископу следует все делать увещанием, а не порицанием и оскорблением; ибо какая, скажи, необходимость оскорблять? Надобно угрожать геенною и таким образом приводить в страх и трепет. Оскорбляемый же делается более дерзким и презирает оскорбляющего. Ибо ничто так не возбуждает презрения, как оскорбление, которое наносит более бесчестия самому оскорбляющему, лишая его должного уважения. Слово епископа должно быть исполнено великого благочестия, напоминать грешникам о будущем суде и быть чистым всякого оскорбления. Если же кто препятствует ему в исполнении должного, то нужно действовать с полною властию». То же Экумений и Феофилакт, которые перифразируют это слово так; μη παροινον — μη υβριστην.

Но блаженный Феодорит под пьяницею разумеет здесь «упивающегося», Так же и блаженным, который пишет: «запрещает также епископу быть любителем вина, что в Послании к Тимофею выражается: не многу вину внимающим (ср.: 1Тим. 3:8). Каково видеть епископа подвыпившим, когда он или под влиянием приятных чувств смех возвышает и хохочет не в меру, унижая свое достоинство, или, вспомнив о чем-либо скорбном, гудки начинает справлять и плакать. Впрочем, долго перечислять все непристойное, до чего доводит охмеление. И в Ветхом Завете заповедано, чтоб священники, когда приступают службу совершать Богу, не пили вина (см.: Лев. 10:9). Так же назореи должны были во все дни обета своего воздерживаться от вина и сикера и от всего, что делается от грозд винных, потому что это лишает ум свойственного ему здравомыслия (см.: Чис. 6:3). Пусть говорят, что кто хочет; я же по совести свидетельствую, что нарушение воздержания в сем не обходится без вреда, тогда как соблюдение его всегда полезно».

Не бийце — ни телесно, ни душевно, «ни руками не наносящим побоев и ран, ни словами горькими и ожесточительными (не разящим душ)» (блаженный Феофилакт). «Не биющим совести немощных братий» (Экумений). «Ибо учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и врачует» (святой Златоуст).

Блаженный Иероним, тоже совмещая и телесное и душевное биение, говорит: «после запрещения винолюбия повелевает еще — и не быть бийцею. Это и просто можно разуметь, как внушение — не давать воли рукам и не бросаться, подобно безумному, на другого, чтоб нанесть побои. Но лучше не бийцею назвать нам того, кто кроток и терпелив, знает, когда что сказать и когда помолчать, чтоб неуместною речью не поражать совести немощных. Апостол, начертывая образ доброго предстоятеля Церкви, не то, надо полагать, запрещает, чтоб он не был драчуном,— что и в простом народе, даже языческом, не одобряется; но то, как я сказал, чтоб неуместною бранчивостию не губил того, кого можно исправить и спасти кротостию и тихостию».

Блаженный Феодорит особую указывает при сем сторону дела, под бийцею разумея «не по разуму налагающего наказания».

Не скверностяжателъну Сим не только запрещается епископу неправедными средствами стяжание, но вообще всякое искание и желание прибыточества считается срамным в лице епископа, Сказывает Апостол, что он должен быть совершенно «нестяжателен» (Экумений), — «показывать полное презрение к богатству» (святой Златоуст). В епископе всякая стяжательность, даже и праведная, срамна (блаженный Феофилакт). И не только срамна, но и крайне вредна для дел епископства: ибо ничто так не кривит правого течения дел, как ожидание, желание и искание прибытка. Блаженный Иероним пишет: «также и желание скверноприбыточества должно быть чуждо того, кто имеет быть епископом. По Соломону, лучше малое приятие с правдою, нежели многая жита с неправдою (ср.: Притч. 15:29); и: лучше имя доброе, неже богатство много (Притч. 22:1). Епископ, желающий подражать Апостолу, имея пищу и одеяние, сими доволен должен быть (см.: 1Тим. 6:8). Служащие алтарю от алтаря пусть и живут (см.: 1Кор. 9:13), — живут, говорит, а не богатятся. Почему и медь при поясе для нас не полагается, и одною ризою должны мы довольствоваться и не заботиться о завтрашнем дне (см.: Мф. 10; Мк. 6). Желание скверностяжания и есть забота более чем о настоящем».

Толкование на послание к Титу

Евфимий Зигабен (†1118)

Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец

Подобает бо епископу без порока быти

Быть безукоризненным, особенно в отношении явнаго преступления.

Яко же Божию строителю

Дом Божий есть собрание верующих, а строитель в нем тот, кому вверено попечение о нем.

Не себе угождающу

Не должен быть самолюбивым, или безстыдным.

Не гневливу

Не должен быстро возбуждаться гневом, напротив должен быть чужд гнева.

Не пиянице

Не должен быть многопийцею, не должен иметь склонности к вину.

Не бийце

Вообще не должен поражать словом, никого не должен оскорблять, но может по временам пользоваться для увещания словом легкой укоризны. Поражать же рукою недостойно даже и верных, а тем более епископа.

Не скверностяжательну

Разумеется занятие корчемством и вообще постыдная корысть.

Толкование на послание к Титу

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,


Он был «Божий домостроитель». Этим указывается на его начальственное положение в отношении к приходу и на зависимость его не от изменчивой воли прихожан или общины, но от воли Бога, Которому принадлежит дом Церкви и Которому пресвитер некогда воздаст отчет в управлении своем (ср. Лук.16:2). Посему заблуждаются те, которые думают, что пресвитер (тем более епископ) должен представлять собою служителя церковной общины, ее представителя или ее уполномоченного: будучи таковым, он не был бы «домостроителем Божиим».

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан

Ибо епископ То же самое лицо, которое в пятом стихе названо пресвитером, здесь называется епископом. Отсюда видно, что здесь выражение епископ обозначает не высшую иерархическую степень священнослужения, а просто деятельность всякого пресвитера, который должен был наблюдать (episkopein) за церковной общиной, ему порученной, как епископы - например, Тимофей или Тит, - наблюдали за целыми церквами, состоявшими из многих церковных общин.

Остальное см. в Толковании на 1Тим. III:3 и сл.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:

6. если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, неукоряемых в распутстве или непокорности.

7. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,



Первое существенное поручение Титу: поставить по всем городам пресвитеров, причем указуются и те свойства, которыми должны отличаться избранные во пресвитера. Добрые свойства пресвитеров, как и епископов, указываются такие же, какие и в посланиях к Тимофею: непорочность (сравн. 1Тим. 3:2), единоженство, уменье воспитывать детей, кротость, воздержность, бескорыстие и т. подобное. «Видишь ли – говорит св. Иоанн Златоуст, – как у Апостола чиста душа от всякой зависти, как он всегда искал пользы поучаемым, не разбирая, будет ли она достигнута им самим, или кем-либо другим. Там, где была опасность и великое затруднение, он исправлял все сам личным присутствием; а что доставляло более чести или славы, то поручает ученику, именно: рукоположение епископов и все другое, что имело нужду в некотором исправлении, или, так сказать, в большем устройстве. Таким должен быть предстоятель, – искать не своей чести, но общей пользы». Об единоженстве он говорит: «Апостол заграждает уста еретиков, осуждавших брак, показывая, что это было так честно, что при нем можно даже восходить на священный престол; вместе с тем он укоряет людей невоздержных, не дозволяя, после второго брака, принимать эту власть. Апостол желает, чтобы начальствующий не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям... И если он не мог воспитать своих детей, то достоин великого осуждения за леность. Посему, кто не радеет о своих детях, тот как может пещись о чужих? И как может учить других обуздывать гнев, кто не научил этому самого себя? Власть поставляет человека в многие обстоятельства, которые делают и весьма кроткого тяжелым и суровым, подавая множество поводов ко гневу. Посему, если он наперед не позаботился об укрощении этой страсти, то будет крайне тяжелым, повредит и погубит многое в делах своего управления. Епископу всегда должно делать увещанием, а не порицанием и оскорблением. Учитель есть врач душ; а врач не наносит ударов, но наносящего удары исправляет и врачует».
​​​​«В епископе всякая стяжательность срамна» (блаж. Феофилакт). 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,

Ибо епископ, как домостроитель Божьей Церкви, должен быть и сам высоким примером для пасомых. Поэтому он должен быть не себе угождающим, не ставить свой произвол выше всего, не обращая внимания на справедливые желания и нужды управляемых, «таковой, если будет поступать во всем только по произволу, сделает свое управление насильственным – деспотическим» (Златоуст). Не гневлив. Гневливый всегда раздражается, и при малом неосторожном слове или какой погрешности приходит в раздражение. Ничего нет безобразнее ярящегося наставника с грозным видом, с трясущимися губами, с наморщенным лбом и с лицом, то бледнеющим, то краснеющим, с неистовым криком. Таковой влечет погрешающих не к добру, а своею свирепостью низвергает в еще большее зло (Иероним). «Как может учить других обуздывать эту страсть тот, кто не поучил этому самого себя?» (Златоуст). Епископу не подобает быть пьяницей, собственно, шумливым, как от вина, бранчливым и ругательным, придирающимся и обращающимся с оскорбительными словами. Ибо ничто, говорит Златоуст, так не возбуждает презрения, как оскорбление, которое наносит более бесчестия самому оскорбляющему, лишая его должного уважения, ибо оскорбляемый делается более дерзким и презирает оскорбляющего. «Епископу не следует также быть убийцей, ни телесно, ни душевно, ни руками, не наносящим побоев и ран, ни словами горькими и ожесточенными не разящим душ» (Феодорит), не бьющим совести немощных братий (Экумений). Епископ должен быть не скверностяжателен. Этим запрещается ему не только дурными средствами приобретать себе состояние, но вообще всякое искание и желание прибылей считается позорным в лице епископа. «Он должен быть совершенно нестяжателен» (Златоуст).

Указав, чем не должен быть епископ, святой Павел указывает, далее, чем он должен быть.

8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,

Страннолюбие святой Павел везде заповедует целым Церквам, для чего устроялись общие странноприимницы, попечение о которых лежало на епископе. Но чтобы он вернее и охотнее исполнял это, надо прежде избрания удостовериться, имеет ли он расположение к тому, почему святой Павел и выставляет первым качеством избираемого во епископы – страннолюбие его. Епископ должен быть благолюбцем – ревнителем всякого рода добрых дел. На нем лежит попечение о бедных и больных, вдовах и сиротах. Нужное для этого доставляет паства, но надо, чтобы у епископа или пресвитера лежало сердце к такого рода делам, тогда и паства больше будет усердствовать. Епископ должен быть целомудрен – чист от плотских грехов, возможных и при супружеской жизни. Епископ должен быть праведный – безукоризненно справедливый ко всем, воздавая каждому должное по закону справедливости. Епископ должен быть преподобен – свят, украшен всякими душевными и телесными добродетелями и всецелою преданностью Богу. Епископ должен быть воздержателен от всех видов страстей – бесстрастен. Таков должен быть епископ по своей жизни.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible