Глава 1
Тит.1:1. Павел, раб Божий, и Апостол... Иисуса Христа, по вере избранных Божиих,
то есть по вере, ради которой избраны были Апостолы,
и по познанию
не греха и лжи, но по
познанию правды и истины, и
Тит.1:2. надежде жизни,
не преходящей, но
вечной,.. которую обетовал
праведный
Бог прежде... времен вечных,
то есть от дней Авраама, возлюбленного Своего.
Тит.1:3. Явил же нам слово... проповеди... во времена свои,
по домостроительству обетования, которое во всех (прежних) родах было сокровенно и никому не открывалось, нам же, Апостолам, открыто в пришествии Его, чтобы мы были проповедниками его. Итак,
это Евангелие вверено мне было
не от людей, но
по повелению... Бога... Спасителя мира.
Тит.1:4. Титу возлюбленному сыну,
не по плотскому рождению, ибо он язычник, а я еврей, – но
по общению веры
Божией, посредством коей я родил тебя от заблуждения к познанию истины.
Благодать с тобою и мир от Бога Отца
нашего за все, что ты совершаешь,
– и от Господа Иисуса Христа,
а не чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Тит.1:5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы недостающее,
во всех церквах,
ты исправлял и поставлял пресвитеров
не в одном каком-либо городе, но
по разным городам, как я и заповедал тебе.
Итак, то самое, что я заповедал тебе на словах в присутствии своем, вот теперь я написал тебе в послании, в отсутствии своем.
Тит.1:6. Если кто невинен,
по человечески судя,
одной... жены... муж, имеет... детей... верных,
так что не подвергнется богохульству и посмеянию то таинство, которое полагается в доме его.
Поступает не по произволу души своей, но по совету тех, кои с ним находятся. И любит он не из-за благ (временных), но все благое. И сохраняешь святость, коей сподобился в крещении (Тит.1:7–8).
Кроме того, он должен держаться верного слова учения (согласного учению),
Тит.1:9. чтобы он... силен... был... и увещать,
то есть чтобы при утешении слушателей наставлял их в учении истины,
– и тех, кои противоречат
сей истине,
обличать.
Тит.1:10. Ибо есть много
таких, кои
не покоряются
тому, чтобы вести духовную жизнь, но предпочитают исполнять закон (ветхий);
– суесловы,
поскольку нет истины в них, ни знамени и чудес не совершают эти пустословы, – но хотя так бедны они (истиною и делами), однако
прельщают умы
людей,
– особенно те, кои от обрезания суть.
Тит.1:11. Каковых должно изобличать,
не одними только делами нашими, кои столь отличны от их поступков, но также и сильными словами, при всех, на собрании, – и знамениями и чудесами, – особенно же посредством поступков ихних, ибо не имеют стыда.
– Все домы развратить
сумели они, научая не истине, но
чему не должно.
Не ради жизни обетованной учат они, но
ради... постыднаго стяжания
собственного, – нечисты все их стяжания, поскольку они получают себе пользу посредством смерти (духовной) людей.
Тит.1:12. Сказал же некто из них где-то, собственный их пророк: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы праздныя".
Тит.1:13. Свидетельство это истинно.
Сказавший эти слова назван «пророком из них» или потому, что он сказал о них нечто такое, что исполнилось над ними как бы чрез пророчество, но не так, чтобы он предсказал о сем, прежде чем они были, – поскольку он написал то, что видел в них, и порицает их, нисколько их не боясь. Или же это сказал один из пророков Нового Завета, порицая их, – и Апостол это написал им как бы в поношение.
По сей причине,
говорит, и ты, по подобию пророчествовавшего о них,
обличай их сурово, да будут здравы в вере,
в коей состоят.
Тит.1:14. Да не внимают Иудейским басням и заповедям людей,
разумей, священников их, – и да не отвращают они, посредством теней прешедших, умы свои от истины, которая чрез нас проповедуется.
Тит.1:15. Все чисто,
все то есть яства чисты
для чистых.
А для Иудеев, коих намерения нечисты, и они не веруют слову Господа нашего, Сказавшего: «не то, что входит в... человека... оскверняет его» (Мф.15:11, Мк.7:15), – нет для них ничего чистого, кроме написанного в законе их. Но осквернены они
и умом и совестию,
– совестью своею – в отношении к браку, а своим умом – в отношении к яствам.
Тит.1:16. Они утверждают, что знают Бога, а делами отрекаются.
Но таковые
мерзостны [суть],
поскольку не веруют новому Евангелию, пребывают в том же неверии и
ко всякому делу... доброму... неспособны.