Скрыть
Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 2, 4 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим… Внегда возвратитися врагу моему вспять

Объясняет, в чем состоит его исповедание. Врагом же называет смерть, обратившуюся вспять, то есть небытие. Изнемогут и погибнут от лица Твоего. Когда смерть обратится вспять, тогда ведена будет в бездействие и вся сопротивная сила. Ибо если истребляется последний враг смерть (1Кор. 15, 26), то явно, что еще прежде сего истреблены уже сопротивные силы.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего

Другой переводчик (Сииммах) говорит: так как обрати­лись враги мои назад, преткнулись и исчезли от лица твоего. И это особенно свойственно любящему, – чтобы постоянно говорить о благодея­ниях любимого и восхищаться ими; это происходит от любви и опять возбуждает любовь. Не погрешит тот, кто скажет, что пророк говорит здесь и о невидимых врагах, потому что и они обращаются назад, когда встречают душу мужественную. Как копье, ударяясь о щит слабый, проби­вает его, а, ударяясь о твердый и упругий, не причиняет ему никакого вреда, но затупившись отражается назад, так точно бывает и с душою. Если диавол находит душу слабую и беспечную, то бросаемые им стрелы проникают в глубину ее; когда же находит крепкую и сильную, то удаляется без успеха, не причинив ей никакого вреда, так что происходит двоякая, или – лучше – троякая польза: душе он не причиняет никакого вреда, но еще делает ее более крепкою, и сам от того становится более слабым. Смотри, как пророк возве­щает силу Божию. «Изнемогут и погибнут», говорит, от «от лица Твоего». Слыша опять о лице Божием, не подразумевай ничего телесного. Здесь он выражает деятельность и явление Бога, и легкость, с какою действует сила Его, как говорит он в другом месте: «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись» (Пс.103:32). Тоже самое он выражает и здесь. Одного взгляда Его достаточно для того, чтобы погубить нечестивых. Если присутствие святых делает силу бесов бессильной, то тем бо­лее – присутствие Божие; если молния Его, являясь, устрашает всех, то представь, как нетленная сила Его устрашает и по­губляет злых. Видишь ли свойство песнопений? Видишь ли способ славословия, как пророк возвещает силу Божию? Не маловажный урок любомудрия он преподает нам и здесь, в словах: «воспою имени Твоему, Вышний, при обращении врага моего вспять». Какой же именно? Тот, что он не только во время бедствий, но и во время благоденствия не забывался. Многие, бу­дучи смиряемы бедствиями, делаются более ревностными в до­бродетели, а наслаждаясь благами, становятся нерадивыми и беспечными, как говорит он далее об иудеях: «когда Он умерщвлял их, они искали Его» (Пс.77:34). Но не таков был псалмо­певец: он и во время благоденствия не забывался и бодрство­вал.

Беседы на псалмы. На псалом 9

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего

Симмах перевел сие так: буду петь имени Твоему, Вышний, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего. Ибо увидев, что неприязненные мне сокрушены и обращены в бегство, а потом взяты в плен и преданы конечной гибели, буду песнословить Тебя, и не престану воспевать Твои благодеяния. Сие говорит Пророк о человеческом естестве, как избавившийся от губителя, и по благодати Божией приобретший свободу. Ибо псалом сей не от лица Самого Спасителя, как предполагали некоторые, но к Нему паче, как к Благодетелю, произносится ощутившими на себе Его благодеяния, что показывают самые выражения псалма.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего

Изнемогают демоны, когда чрез исполнение заповедей уменьшаются в нас страсти: погибают, когда в силу бесстрастия души совершенно исчезают из нее, не находя в ней того, чем держались в ней, и чем воевали против нее. Сие-то значит: изнемогут и погибнут от лица Твоего.

Главы о любви

Евфимий Зигабен (†1118)

Внегда возвратитися (при возвращении) врагу моему вспять (назад), изнемогут и погибнут (враги) от лица Твоего

Пророк начинает исчислять наконец роды благодеяний Божиих, долженствующих служить предметом настоящего его исповедания или благодарения. Враг, тиран рода человеческого—сатана некогда имел дерзость искушать Самого Спасителя, и, как какому-нибудь обыкновенному человеку, предлагать свое содействие; но когда услышал от Него следующие слова: иди за Мною, сатано (Матф. 4, 10), тогда он тотчас почувствовал присутствие пред собою непобедимого могущества и со стыдом оставил Спасителя. А как скоро побежден и обращен был в бегство этот начальник темных сил, то вместе с тем, конечно и все, находящиеся у него под властью эти силы изнемогли или признали себя слабыми и погибли, лишившись своей власти, как бы некоторой своей души. И так как Иисус Христос остался затем до самой смерти своей безгрешным, то этим способом Он уничтожил самого диавола, а нас облачил во оружие спасения, то есть в божественное крещение, и даровал нам сверх того упражнение и оплот в божественном своем учении, оставил нам пример для жизни в собственном жительстве и указал нам путь, возводящий на небо. Демоны после всего этого сделались пред нами совершенно бессильными и не имеют теперь никакой власти над нами, если только мы сами добровольно и по нерадению нашему не подпадаем под эту власть их чрез нерадение об исполнении заповедей Божиих. Далее, от лица Твоего, то есть от страха Твоего. Ибо в сражениях именно лицо неустрашимого победителя становится страшным для побеждаемого врага.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего.

Отсюду начинает повествовать о победе Христовой над диаволом, и над всеми сообщниками его, присовокупляя первую причину, чего ради исповедуется Богу всем сердцем, повествует чудеса Его, веселится и радуется, воспевая песни имени Всевышняго. Понеже де Господь силою креста Своего обратил врага моего диавола в бегство, низвергнул его во ад, откуду он вышел, а за сим и скверные сообщники его, познав бегство вождя своего, изнемогли, разсыпалися, исчезли и погибли. О котором бегстве диавола тако глаголет Сам Господь во Евангелии: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12:31). Примечай же, како проповедует Божию силу. Изнемогут, глаголет, и погибнут, но от чего? От лица Твоего. Слыша лице, ничтоже да возмниши телесное; Пророк показывает здесь действие и явление силы Его, и якоже инде глаголет: призираяй на землю, и творяй ю трястися (Пс. 103:32): тако и здесь то же вещает, един бо взор Божий довлеет погубить нечестивых. И ежели присутствие Святых творит силу бесов немощною, кольми паче Божие (Деян. 16). Ежели блистающая Его молния поражает всех ужасом: помыслы об оной вседействующей силе, како поражает, како злых погубляет.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.4   Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего.

Ст.4   «Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим,»
 

 Симмах перевел так: «Буду петь имени Твоему Вышний, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего». «Ибо, увидев, что неприязненные мне сокрушены и обращены в бегство, а потом взяты в плен и преданы конечной погибели, буду песнословить Тебя и не престану воспевать Твои благодеяния» (Бл. Феод.). Некоторые из толковников разумеют врагов Давидовых – внутренних (Саула, Авессалома и других) и внешних. В духовном смысле, одни под врагом разумеют диавола, который возвратился вспять – во ад, отколе исшел, прогнан и побежден силою креста Христова, и сообщники его диаволы, потому что и они возвращаются назад, когда встречают мужественную душу, потеряли свою прежнюю силу, – изнемогли, как бы погибли (Бл. Феод.). Другие разумеют смерть, обратившуюся вспять, т.е. «в небытие» (св. Афанасий), или – антихриста (Бл. Иероним.).

Толкование на Псалмы

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

9:4-5. Внегда́ возврати́тися врагу́ моему́ вспять, изнемо́гут и поги́бнут от лица́ Твоего́.
Я́ко сотвори́л eси́ суд мой и прю мою́, сел eси́ на Престо́ле, судя́й пра́вду.


Девятый Псалом, довольно обширный по объему (39 стихов), не весь одинаков по содержанию. Первая – бо́льшая половина (стихи: 2–21) имеет характер главным образом хвалебно-благодарственный; вторая половина – сетующе-просительный.
В девятом Псалме, как и в ряде соотносительных других, Псалмопевец созерцает, уже с первых же псалмов Псалтири очерченное, расслоение рода человеческого на праведных и грешных, как и страдает сердцем от того засилья нечестивых и злых, которое постоянно наблюдается в истории людской, а равно и от терпения нищих и убогих. И характеристика этих злых и гордых нечестивцев в данном псалме отличается особенною жизненностью и яркостью. Как, в свою очередь, и помощь обижаемым и защита их от Бога также оттеняются с особенной силой, а грядущий суд Божий изображается так, что его можно сопоставлять и с пророчеством Даниила, и с новозаветными речами о страшном Суде – в Евангелиях и в Апокалипсисе.

Здесь отчетливо выявляется характерная для Давида, и вообще для Псалмопевцев, благочестивая тенденция их – всегда усматривать в отрадных и успешных моментах жизни своей, в особенности в победе над врагами, не своей силы иль искусства проявление, как и не свою заслугу, а всецело действие всемогущей и помогающей Силы Божией, как потом и восклицает Псалмопевец, видимо после большой победы: «не нам, не нам, а Имени Твоему даждь славу»...

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего

По изъяснению некоторых из св. отцов, пророк Давид разумеет в этих словах внутренних, домашних врагов, как-то: Саула, Авессалома и других, и внешних, делавших нападения на царство еврейское; а другие, под именем врага, в духовном смысле разумеют невидимого врага – дьявола, который возвратился вспять, назад – в ад, откуда исшел, будучи побежден и прогнан силою креста Христова, и сообщники его – злые духи, потому что и они возвращаются назад, когда встречают мужественную душу, и они потеряли свою прежнюю силу, изнемогли, как бы погибли. А потому, выражая радость свою о победе над врагами, пророк говорит так: «Буду петь имени Твоему, Вышний Господи, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible