Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 9:39
чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли
Суди сиру и смирену, да не приложит ктому. Когда, говорит, сотворишь отмщение за нищих, тогда не приложит ктому величатися человек.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 38-39 Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо твое. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли
«Желание убогих Ты услышал, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое». Другой переводчик говорит (Акила): намерение сердца их услышало ухо твое. Третий (Симмах): устроишь, что сердца их услышит ухо твое. «Оправдай сироту и смиренного, дабы не продолжал более человек величаться на земле». Другой (Акила): суди сирому и угнетенному. Видишь ли, как много пророк говорит и печется о самих людях порочных? Ведь они-то особенно и терпят зло. Несправедливо обижаемый терпит только потерю имущества, а обижающий подвергается крайней опасности. В самом деле, не важно ли то, что такие люди даже не чувствуют болезни, в которой находятся? Это – высшая степень бесчувственности, и потому они особенно достойны сожаления; это – знак несовершенного ума. Дети считают за ничто предметы опасные; они часто протягивают руки в огонь, а между тем боятся и пугаются, видя пустые маски. Подобно им и корыстолюбцы боятся бедности, которая нисколько не страшна, но еще доставляет безопасность, и высоко ценят неправедно собранное богатство и любостяжание, которое страшнее всякого огня. Подлинно любостяжание всегда есть зло. Поэтому и пророк постоянно увещевает воздерживаться от него, и, угрожая, и устрашая, и умоляя Бога – восстать для наказания такой бесчувственности. «Исчезните», говорит он, «язычники с земли Его!»; угрожает им погибелью, а для несправедливо обижаемых просит Бога быть помощником и защитником, чтобы и последние ободрились, и первые вразумились. Итак, пусть никто не гоняется за обилием богатства. Отсюда происходит много зол для невнимательных: гордость, леность, зависть, тщеславие, и другие гораздо большие. Но чтобы вам освободиться от всего этого, вырвите сам корень их (корыстолюбие). Когда нет корня, тогда не растут и дурные растения.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли
«Суди сиру и смирену». Сего, говорит Пророк, желает каждый из обидимых.
«Да не приложит ктому величатися человек на земли». Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно; будет от того великая польза для других людей, потому что, взирая на них, не осмелятся и сами поступать подобно им. Пророк же не просто присоединил сие к настоящему псалму, но во-первых с намерением показать, в каком состоянии был древле человеческий род, и как Единородное Божие Слово, вочеловечившись, благовременно приложило к язвам потребныя врачевства; а сверх сего Пророк учит, что не восхотевших сколько либо воспользоваться сим благодеянием Бог всяческих предаст тягчайшим казням в день втораго пришествия.
Евфимий Зигабен (†1118)
Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли
Суди сиру и смиренну (уничиженному)
Ты, говорит, услышал его (бедного) и выслушал со вниманием, чтобы быть судьею для сирого и уничиженного и наказать гордого.
Да не приложит ктому величатися человек на земли
Дабы всякий человек, видя наказание Божие, постигшее тех, которые наносили обиды другим, не осмеливался еще далее величаться, то есть гордиться и превозносить себя пред низшими себя. Выражение на земли значит вообще между людьми, или среди людей.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.
Понеже рекл, что Господь услышит желание убогих, а желание их в том состоит, дабы защитил их от гонителей: сего ради, заключая псалом, молит о сем Бога, аки бы тако глаголя: понеже Ты, Господи, к бедным и утесненным яко Отец милосердый являешися, подая им помощь и молитвы их приемля, и желания исполняя, – суди убо сиру и смирену, сиречь: сотвори правосудие всем бедным и смиренным рабам Твоим. Защити их от гонящих, отмсти обиды, наносимыя им от злодеев, да не приложит к тому бренный человек, сущий на земли, величатися пред Тобою, Богом, сущим на небеси, и да не дерзает превозноситися брение противу скудельника.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.39 Чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле
«Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно: будет от того великая польза для других людей; потому что, взирая на них, не осмелятся и сами поступать подобно им» (Бл. Феод.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 37-39 Господь Царь во век и в век века: погибнете, языцы, от земли его. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо твое. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли
Так как власть над всем миром принадлежит Богу, а Он - покровитель благочестивых, то Давид уверен, что Господь уничтожит всех язычников на земле и о частичном осуществлении этого будущего Давид молит Бога и сейчас: пусть Господь услышит молитву смиренных евреев и защитит их, и эта защита ясно покажет всем людям, чтобы они боялись только Бога, а не человека («да не устрашает более человек на земле»).
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Сотвори правый суд сироте и смиренному, да не превозносится впредь человек на земле!
Жела́ние убо́гих услы́шал eси́, Го́споди, угото́ванию се́рдца их внят у́хо Твое́.
Суди́ си́ру и смире́ну, да не приложи́т ктому́ велича́тися челове́к на земли́.
Девятый Псалом, довольно обширный по объему (39 стихов), не весь одинаков по содержанию. Первая – бо́льшая половина (стихи: 2–21) имеет характер главным образом хвалебно-благодарственный; вторая половина – сетующе-просительный.
В девятом Псалме, как и в ряде соотносительных других, Псалмопевец созерцает, уже с первых же псалмов Псалтири очерченное, расслоение рода человеческого на праведных и грешных, как и страдает сердцем от того засилья нечестивых и злых, которое постоянно наблюдается в истории людской, а равно и от терпения нищих и убогих. И характеристика этих злых и гордых нечестивцев в данном псалме отличается особенною жизненностью и яркостью. Как, в свою очередь, и помощь обижаемым и защита их от Бога также оттеняются с особенной силой, а грядущий суд Божий изображается так, что его можно сопоставлять и с пророчеством Даниила, и с новозаветными речами о страшном Суде – в Евангелиях и в Апокалипсисе.
«Будучи в восторге, прошедшее Давид полагает за будущее, аки бы рек: верую, что услышишь Ты молитву убогих, и оком веры вижу, что Ты услышал уже... «Желание и уготование сердца» – «одно и то же: ибо и то, и другое являет усердное расположение к молитве» (Архиепископ Ириней).
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли
По переводу с еврейского: «Чтобы дать суд сироте и угнетенному, чтобы перестали гнать человека с земли», или иначе, – «да не устрашает более человек на земле». По связи с предыдущим все это можно выразить так: Ты, Господи, услышал желание убогих, а желание это состоит в том, чтобы защитить их от гонителей. Поэтому сотвори праведный суд всем бедным и смиренным рабам Твоим: защити их от притеснителей, отомсти обиды, наносимые им от злодеев. Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно, будет от того великая польза для других людей; потому что, взирая на потерпевших наказание, другие не осмелятся поступать подобно им: бренный человек на земле не приложит величатися пред Тобою, Высочайшим и Всемогущим Богом.
«Во всех делах смотри на конец, смотри, как станешь пред строгим Судьею, от Коего ничто не скрыто: Его не умилостивишь дарами, и извинений Он не принимает, но по правде будет судить. О жалкий и безумный грешник, какой дашь Ты ответ Богу, ведующему все твои беззакония, когда боишься иной раз человеческого гневного взгляда! Для чего не готовишь себя на день судный, когда нельзя будет никому оправдывать или защищать себя чрез другого, но всякий сам за себя понесет свое бремя? Тогда ни один порок не останется без своей казни. Там гордые исполнятся всяческого стыда и скупые стеснены будут самою жалостною бедностью. Тогда бедный и смиренный получит великую уверенность, а гордого страх обымет» (О подражании Христу Фомы Кемпийского, по переводу К. П. Победоносцева. Гл. XX1V. С. 79, 81).