Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 9:35
Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник
Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши. Все знаешь Ты, Господи, не скрыто от Тебя не только совершаемое на деле, но и приходящее в ум и мысль. В точности знаешь и болезни их, и ярость оскорбителей, и раздражение людей. Ибо в помыслы всякого проникаешь Ты, испытуяй сердца и утробы (Пс. 7,10). И взирая на все это, долготерпишь, зная, что все под Твоею рукою и некуда бежать человеку. Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник, то есть, от Тебя ожидает он помощи.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 33-35 Воскресени, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник
«Восстань, Господи, Боже мой! Да вознесется рука Твоя, не забудь убогих Твоих до конца». Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: возвысь руку твою. «Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет». (Но) Ты видишь, ибо Ты смотришь на страдание и озлобление. Да предан будет он в руки Твои: Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником». Другой (Акила): ты, видел (eÏdeV), потому что на болезнь и гнев ты будешь взирать, чтобы предать в руку твою. Третий (Симмах): чтобы они были преданы в руки твои. Так говорит беззаконник, похититель, корыстолюбец, пока он не испытал наказания; а пророк, опровергая его суждения, распространяется о долготерпении Божием. Тот говорит: Бог отвратил лице свое, и не увидит никогда; он же напротив говорит: Ты видишь, взираешь, и долготерпишь, пока нечестивые не впадут в руки твои. Что значит: пока не будут «преданы они в руки Твои»? Пророк выразился человекообразно; а смысл слов его следующий: Ты долготерпишь, ожидаешь до тех пор, пока они не предадутся крайнему нечестию; хотя Ты мог бы в самом начале остановить и истребить их, но беспредельно море твоего долготерпения: Ты видишь – и не отмщаешь, но ожидаешь от них покаяния; если же они упорствуют, то наказываешь, когда они не получают никакой пользы от Твоего долготерпения. Сказав многое о людях притесняемых, пророк, послушай, как раскрывает тоже и в следующих словах: «Тебе предоставлен нищий, сироте Ты будь помощником». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) переводчик говорит: ты был. Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): ты будешь. Смысл слов его следующий: это – Твое дело, это – особенно свойственно Тебе. А что принадлежит Богу, того Он не оставит и не выдаст. Как художнику свойственно строить, кормчему – управлять кораблем, солнцу – светить, так Тебе свойственно защищать сирот, простирать руку помощи бедным; никто так не помогает им, как Ты один. Это выражается словом: «предоставлен». Некто другой, говорит, но Ты один – заступник сирых и бедных.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник
«Видиши, яко Ты болезнь и яросшь смотряеши, да предан будет в руце Твои». Так разделил слова сии и Симмах: видишь, потому что призираешь на труд и раздражение, и Акила: знаешь, потому что обращаешь взор на труд и раздражение. Хотя преданные злочестию, говорит Пророк, тысячу раз будут утверждать, что не взираешь Ты на дела человеческия, но мы знаем, что смотришь и призираешь на их беззакония, и подвергнешь их достойному наказанию. Ибо «Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник». Посему умоляю Тебя.
Евфимий Зигабен (†1118)
Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник
Видиши, яко Ты болезнь (страдание) и ярость (озлобление) смотряеши (разумеешь), да предан будет в руце, твои
К слову видиши здесь надобно добавить слова: чрез себя, или сам собою, и затем поставить наконец знак препинания, так чтобы получился следующий смысл: хотя бы нечестивец и тысячекратно так думал, как сказано выше, повергаемый в безумие по причине Твоего долготерпения; но Ты, Боже, видишь все, всюду проникая своим взором. Потому-то Ты с величайшим тщанием рассматриваешь и ту болезнь или страдание, которому подвергаются терпящие обиду, а равно и ту ярость или страх, который испытывают сами наносящие им эту обиду. Ибо смотрение или разумение есть именно подробное рассматривание известного предмета и по частям. Рассматриваешь же тщательно, как бы так говорит пророк, для того, чтобы в будущем веке предать Тебе их наказаниям определенным Тобою. ЭТО именно обозначают здесь руки, по слову апостола: страшно есть, еже впасти в руце Бога живаго (Евр. 10,31).
—Тебе, оставлен есть (предоставлен) нищий
Так как все отступили от бедного, то он достался только Teбе единому и одному для заступления.
—Сиру Ты буди помощником
Ты будешь, говорит, помощником сироте, как творец и владыка его. Как эти слова, так и предыдущие должны быть относимы не просто к беднякам и сиротам, но собственно к народу языческому, который был бедняком по изъясненной выше причине, а равным образом был и сиротою, по причине неведения своего Отца и Творца - Бога.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник.
Аки бы сказал: нельзя тому статься, чтоб Ты оставил злодея без наказания. Нет, Ты видишь злодеяния и дерзость его, видишь также и злострадание гонимых. Убо да предан будет в руце Твои, когда исполнится мера злодеяний его. Зане Тебе, Отцу всех, принадлежит пещися о нищих, особенне же о тех, кои лишены всякия иныя помощи, каковы суть сироты. Убо Ты буди помощник сироте.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать рукою Твоею. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои. Симмах перевел: «Видишь, потому что призираешь на труд и раздражение». «Знаем, что смотришь и призираешь на беззакония нечестивых, и подвергнешь их достойному наказанию» (Бл. Феод.). «В точности знаешь и болезни их (нищих, угнетаемых), и ярость оскорблений и раздражение людей» (Св. Афан.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 33-35 воскресени, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник
Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых
Давид молит Бога восстать на защиту угнетенных евреев, чтобы покарать высокомерие врага, уверенного, что «Ты не взыщешь», не сможешь защитить теперь свой угнетенный и сиротливый народ, который предан Тебе.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник
Враги его так бесстыдны, что публично хвастаются своими неправдами, беззаконничают против праведников, невзирая на Бога и Его суды и считают себя непоколебимыми в своем счастии. У них нечестивые уста и они высматривают только, как бы погубить невинный народ, убеждены, что Бог не отмстит. Затем псалмопевец снова молит Бога не терпеть более такого нечестия; да не будет Он слеп, как говорят, но да ведает ясно, что страдает Его народ (болезнь и ярость); Он знает это, чтобы взять в Свои руки (болезнь и ярость, а не врагов), т.е. сохранит их (Пс. 55, 9); чтобы язычникам не забыты были все бедствия, какие они приготовили Его народу; да будет Он единственным помощником угнетенного; пусть Он поэтому накажет врага.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Ви́диши, я́ко Ты боле́знь и я́рость смотря́еши, да пре́дан бу́дет в ру́це Твои́, Тебе́ оста́влен eсть ни́щий, си́ру Ты бу́ди помо́щник.
Девятый Псалом, довольно обширный по объему (39 стихов), не весь одинаков по содержанию. Первая – бо́льшая половина (стихи: 2–21) имеет характер главным образом хвалебно-благодарственный; вторая половина – сетующе-просительный.
В девятом Псалме, как и в ряде соотносительных других, Псалмопевец созерцает, уже с первых же псалмов Псалтири очерченное, расслоение рода человеческого на праведных и грешных, как и страдает сердцем от того засилья нечестивых и злых, которое постоянно наблюдается в истории людской, а равно и от терпения нищих и убогих. И характеристика этих злых и гордых нечестивцев в данном псалме отличается особенною жизненностью и яркостью. Как, в свою очередь, и помощь обижаемым и защита их от Бога также оттеняются с особенной силой, а грядущий суд Божий изображается так, что его можно сопоставлять и с пророчеством Даниила, и с новозаветными речами о страшном Суде – в Евангелиях и в Апокалипсисе.
«Аки бы сказал: нельзя тому статься, чтобы Ты оставил злодея без наказания. Нет. Ты видишь злодеяния и дерзость его, видишь также и злострадание гонимых. Итак, да предан будет он в руце Твои, когда исполнится мера злодеяния его. Ибо Тебе, Отцу всех, принадлежит пещись о нищих, особенно же о тех, кои лишены всякой иной помощи, каковы суть сироты. Итак, Ты буди помощник сироте» (Архиепископ Ириней).
Но впрочем, по строю речи 35-го стиха, которому противопоставлен следующий (36-ой стих – уже о грешных: «преданным в руце Твои» мыслится здесь сирый и нищий, а не злодей, как передается смысл сего 35-го стиха у Архиепископа Иринея, как и в существующем русском переводе.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник
Словами сего стиха пророк как бы отвечает на безумные слова нечестивого, заключающиеся в предыдущих стихах 32 и 25, где он, т.е. нечестивый, отвергая всевидящий Промысл Божий, говорил: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда и не взыщет, – и в надменных помыслах своих дерзал даже говорить: нет Бога. В опровержение этой безумной речи нечестивого пророк, обращаясь к лицу Божию, говорит: я знаю, что Ты видишь, что ничто не может укрыться от Твоего всевидящего ока: Ты видишь скорби и страдания (болезнь) бедных, равно как смотришь на обиды и притеснения (ярость), причиняемые им со стороны нечестивых, и не избавиться им от рук Твоего правосудия. Нищий же и бедный, не видя ниоткуда защиты себе и помощи, сами предают себя под Твое всесильное покровительство: сироте Ты помощник! Тяжело жить в сиротстве – сирота везде чувствует себя лишним, чужим человеком; но это самое воспитывает в нем чувство смирения, кротости, послушания, побуждает его не на себя надеяться, а все упование возлагать на Бога, у Него искать милости и помощи себе. Никто так не может быть скоро обижен, как сирота; но зато ничья слеза не может так скоро дойти до Бога, как сироты; никто так скоро не может найти защиты у Бога, как сирота.