Женщина

Литература по теме

Же́нщина

1) человек, личность; лицо, обладающее всей совокупностью общечеловеческих сущностных свойств (свойств, присущих каждому человеку именно как человеку – как обладателю человеческого естества), но отличающееся от лиц мужского пола наличием комплекса исключительно женских и отсутствием комплекса исключительно мужских половых (в широком смысле) особенностей;
2) повзрослевшая девочка (девушка);
3) лицо женского пола, состоящее или состоявшее в браке.

Что Библия говорит о сотворении женщины?

В книге Бытия о создании женщины говорится следующее: «Сотворил Бог человека… мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Потом приводится более подробное описание: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2:18-23). Этот текст библейские толкователи относят к одному из самых трудных для объяснений мест Священного Писания. Он, по слову свт. Иоанна Златоуста, «превосходит всякий разум человеческий», так что понять его можно «не иначе… как только рассмотрев… очами веры».

Женщина была создана позже мужчины – она низшее существо?

Мнение о том, что женщина – низшее в сравнении с мужчиной существо, не является церковным. Женщина такой же человек, как и мужчина: не в большей и не в меньшей степени человек. Согласно первому правилу Гангрского Собора, того, кто осуждает женщину как существо, которое не может войти в Царство Небесное, следует предать анафеме. И среди мужчин, и среди женщин есть причисленные к лику святых. При участии женщины произошло Боговоплощение – рождение Спасителя (от Богородицы). Будь женщина существом низшего порядка, такого бы не случилось. Богородица почитается как достигшая высшей святости и близости к Богу, несопоставимой со святостью не только других людей, но и Ангелов: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». Первым человеком, которому явился Христос после Своего Воскресения, тоже была женщина: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине» (Мк.16:9).

В «Домострое» написано, что можно бить женщин. Почему?

В XVI веке, когда был составлен «Домострой», детей, женщин и слуг, к сожалению, били все, кому позволял статус (бить других, в том числе мужчин, могли и сами женщины, если были выше по статусу). Парадокс, но для своего времени «Домострой» был прогрессивным произведением: чтобы хоть как-то смягчить суровые нравы, в книге запретили бить женщин кулаком, палкой и металлическими предметами.

Библейской аналогией можно считать заповедь «перелом за перелом, око за око, зуб за зуб…» (Лев.24:20), которая была призвана вытеснить традицию кровной мести и стать ступенью к заповеди Христа «Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5:38-41).

В наше время адекватному человеку, а тем более христианину, не придет в голову пользоваться Домостроем как руководством по наказанию домашних. Да и вообще, «Домострой» – это в основном про ведение хозяйства, а не про насилие.

В Православии женщина не может стать священницей. Справедливо ли это?

Священство – это не привилегия, а служение. Сан не дает дополнительных благ в земном или загробном мире. Спасительнее для души женщины не подвергаться искушениям, ожидающим пастыря. Подробный ответ на этот вопрос см. в статье священство.

Необходимо ли женщине рожать, чтобы спастись?

Апостол Павел пишет: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие» (1Тим.2:14-15). Было бы неверно понимать эти слова как а) обязательное условие для спасения всех женщин; б) то, что естественный процесс родов как-то приближает женщину к спасению. В данном случае, речь идет о том, что основным средством для спасения верующей женщины (если она находится в браке) служит труд материнства, предполагающий не только рождение, но и христианское воспитание детей. Поэтому эта фраза завершается так: «…если они пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием». Свт. Иоанн Златоуст поясняет эту мысль: «Бог дал ей немалое утешение, именно – рождение детей. Но это есть (дело) природы, – скажешь ты. И то (произошло от влияния) природы; ей даровано не только то (что зависит от природы), но и то, что относится к воспитанию детей. «Если пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием», то есть, если после рождения сохранят себя в любви и чистоте. В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу. Святынею он называет праведную жизнь, а целомудрием пристойность».

Может ли женщина приходить в храм, если она в брюках и с непокрытой головой?

Может, хотя желательно не игнорировать традиции без особых на то причин. Тем более платки есть почти в каждом храме при входе. Что касается покровения головы, то это предписано лишь замужним женщинам.

***

  1. В дохристианском мире существовало представление о том, что женщина – существо низшего порядка в сравнении с мужчиной. В Православной Церкви дискриминации женщин нет и быть не может, потому что Церковь прежде всего руководствуется словом Божиим.
  2. В Священном Писании Нового Завета впервые в истории человечества делается акцент на равноправии полов: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).
  3. Православная Церковь во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное обоснование; вершиной почитания женщины в Церкви является почитание Пресвятой Богородицы.
  4. Из Священного Писания и Священного Предания мы знаем о евангельских женах-мироносицах, многочисленных ликах христианок, прославленных подвигами мученичества, исповедничества и праведности, которых высоко чтила и чтит Православная Церковь.
  5. С самого начала существования церковной общины женщина деятельно участвует в ее устроении, в литургической жизни, в трудах миссии, проповедничества, воспитания, благотворительности.
  6. Проповедниками христианства были не только мужчины-апостолы, но и женщины, такие как жены-мироносицы и Сама Пресвятая Богородица, Церковь никогда не запрещала и не мешала женщине благовествовать о Христе человечеству.
  7. Православная Церковь всегда говорила, говорит и будет говорить о том, что человек – существо свободное. Христианство не отрицает возможности активного участия женщин не только в церковной и семейной жизни, но и в сфере внутренней и внешней светской политики, экономики.
  8. Зачастую у людей вызывает затруднение правильное понимание слов апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф.5:22-23; Кол.3:18). Здесь идет речь не об узаконении тираничного и деспотичного поведения мужа по отношению к жене, не о закрепощении жены, но о первенстве в ответственности за семью. Муж должен любить жену как «своё тело, самого себя и как Христос возлюбил Церковь".
  9. Церковь противостоит распространенной тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери: равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает полного тождества их призваний как в семье, так и в обществе.

Цитаты о женщине

«Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».
1Пет.3:7

«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением… чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие».
Тит.2:1, 3-5

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям».
1Пет.3:1-5

«Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его».
Прит.12:4

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы».
Прит.31:30

«Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем».
Сир.25:24

«Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа».
Сир.26:2-3

«Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе».
Сир.26:17

«Да не будет позволено женщинам говорить во время Божественной литургии, но, по слову апостола Павла, да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих (1Кор.14:34-35)».
70 канон Трулльского собора

«Женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока. Она погубила Авессалома; она – Амнона; она намеревалась – Иова; но она же избавила Навала от смерти; она спасла целый народ. Так, Деввора и Иудифь выказали доблести мужей – военачальников. Таковы же и многие другие жены».
свт. Иоанн Златоуст

«На арабском Востоке женщина – лишь тень мужчины. За нею обычно признаются лишь две роли: быть предметом наслаждения и производительницей. В обоих случаях мы имеем дело с женщиной-вещью. «Роль жены сводится к тому, чтобы давать мужу наслаждение, на которое она сама не вправе претендовать». На место предмета наслаждения и наложниц древнего мира и Востока христианство ставит жену – сестру во Христе (1Кор.9:5), сонаследницу благодатной жизни (1Пет.3:7). Всякое отношение к женщине или мужчине (вне брака или даже в браке) лишь как к источнику только плотского наслаждения с христианской точки зрения есть грех, ибо оно предполагает расчленение триединого человеческого существа, делает часть его вещью для себя».
прот. Глеб Каледа

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka