Рассу́док —
1) способность рассуждать, осмыслять действительность; способность логически мыслить;
2) ум, здравый смысл, определяющий поведение человека.
Ум (nous) отнюдь не адекватен рассудку, ибо значение его может быть передано такими понятиями, как «сущностное ядро», «личность» или библейский «внутренний человек».
Познанием вещей видимых и осязаемых занимается рассудок, стоящий в услужении собственно души, забота которой вся направлена на устроение быта земного. Материал же для рассудка собирают низшие силы познавательной способности, которые так или иначе, связаны с телесными органами. Это такие силы как ощущение, воображение, память и другие. Рассудок неспособен к созерцаниям мира духовного (2Кор.12:4).
Что значит иметь трезвый рассудок?
Духовное трезвение — одно из важнейших понятий христианской аскетики. С этим понятием близко соотносится другое — «бодрствование». Оба эти понятия связаны с обозначением верующих как сынов света и дня, в противовес сынам ночи и тьмы (1Сол.5:5).
Как в обыденной жизни днём не принято ни спать, ни упиваться (1Сол.5:7), так и в жизни духовной ходящим во Свете принято бодрствовать и не упиваться соблазнами грехов.
По аналогии с физической трезвостью, подразумевающей свободу душевных и телесных сил от помрачения дурманом вина, духовное трезвение подразумевает свободу духовно-нравственных качеств от влияний греха и воздействий со стороны демонических сил (состояние обльщения, прелести также сопоставляется с опьянением; см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).
Как в рамках обыденной, обывательской жизни не затуманенный алкоголем, способный к правильному осмыслению действительности рассудок именуется трезвым, так и в рамках духовной жизни трезвым может быть назван рассудок, способный к здравому осмыслению и оценкам в духовно-нравственном отношении.
Стало быть, трезвый рассудок подразумевает трезвенный контроль разума как над внешними факторами, так над внутренними движениями душевных и плотских начал (контроль над помыслами, мыслями, чувствами, движением воли, побуждениями плоти).
Духовное трезвение требует наличия таких христианских добродетелей как вера, надежда, любовь (1Фес.5:8). Оно осуществимо лишь при содействии благодати Христовой (Ин.15:5).
Литература по теме
- Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции прот. В. Леонов
- Состояние рассудка свт. Феофан Затворник
- Рассудок иерей Вадим Коржевский
Комментировать