Обзор пособий по Гомилетике

Гомилетика как наука о методах, правилах, формах христианской проповеди возникла достаточно поздно. Однако нельзя говорить, что в первые века существования христианства этому направлению деятельности не уделялось внимания.

В IV веке названной тематики касался ряд отцов Церкви, и среди них святитель Григорий Богослов. Его творения «Слово 27.Против евномиан и о богословии первое, или предварительное», «Слово 28. О богословии второе», «Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое», «Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе», «Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе» затрагивают, в частности, вопросы о том, каким должен быть богослов, пред кем, когда, как и сколько уместно любомудрствовать.

Не обходил молчанием вопросы о правилах проповедничества и другой великий святитель, Иоанн Златоуст. Он поднимал их в разных своих сочинениях. Например, в Толковании на послание к Титу он указал, что проповедник должен проповедовать с дерзновением, в Беседе о том, что говорить к народу с угодливостью опасно, предостерег потенциального проповедника от льстивых речей и от склонения слушателей к беспечности.

Довольно системно основы учения о проповедничестве были изложены блаженным Августином, в произведении: «Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия». Здесь, во-первых, обозначены некоторые методы и приемы извлечения подлинного смысла из текстов Писания, во-вторых, – методы передачи смысла другим. Этому же автору принадлежит сочинение «Об обучении оглашаемых», содержащее наставления пастырям о правилах осуществления катехизации.

Святитель Григорий Двоеслов рассмотрел ряд вопросов о проповедничестве в сочинении «Правило пастырское или о пастырском служении». Помимо вопросов общего характера он коснулся и более частных, например: «Каким образом должно наставлять тех, кои, не понимая надлежащим образом священного Писания, мечтают о себе, что они постигают его, как следует, и должны быть руководителями других; как – тех, кои хотя и понимают его хорошо, но, высокомудрствуя о себе, тщеславятся своим знанием пред слушателями своими: общий их недостаток, который должен иметь в виду проповедник, есть недостаток смирения», «Каким образом должно наставлять тех, которые могли бы хорошими быть проповедниками, но, по излишнему смирению, боятся и уклоняются; как – тех, коих должна бы удержать от принятия на себя этого служения мысль о их несовершенстве или молодости, но которые по своей опрометчивости домогаются этого».

Некоторые важнейшие принципы проповедничества были изложены отцами (Пято-)Шестого Вселенского Собора в «Правиле 19 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора». Сам факт того, что сей вопрос находился в фокусе внимания участников «Вселенского» Собора и нашел отражение в одном из соборных определений (правил) свидетельствует о его высочайшей значимости для Церкви.

Внимание преподаванию методов и правил проповедничества уделялось и в российских духовных школах. Одним из первых пособий, в России, касающихся правил церковного проповедничества, был труд ректора Киево-Могилянской коллегии архимандрита Иоанникия (Галятовского): «Наука, альбо способ зложеня казаня». Этот труд был написан под влиянием средневековых риторических руководств; большое значение здесь придается форме проповеди.

Серьёзный вклад в развитие богословской науки и, в частности, в то её направление, предметом которой является методология проповедничества, внёс архиепископ Феофан (Прокопович). Отчасти методологические идеи Феофана о проповедничестве представлены в «Риторике» (написана в период преподавания им риторики в КДА); отчасти – в «Духовном регламенте», в сочинении «Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедати должен...»; а также в иных его сочинениях. Архиепископ не раз обнажал негативные стороны католической схоластики. Эта позиция нашла отражение и в его творениях, затрагивающих проблематику проповедничества.

Заметным событием в области богословско-литературного творчества стало создание святителем Георгием (Конисским) произведения: «О должностях пресвитеров приходских». Собственно, это творение касается проблематики пастырских обязанностей вообще, однако пастырскому учительству здесь уделено особое внимание, как «первой обязанности священнической».

Очередную попытку систематизации правил красноречия предпринял М. М. Сперанский. Плодом этого опыта стал труд «Правила высшего красноречия».

Важным вкладом в развитие Гомилетики как науки и как образовательной дисциплины можно назвать труд проф. КДА Я. К. Амфитеатрова «Чтения о церковной словесности, или гомилетика». Здесь дано определение Гомилетики как науки, раскрыт ряд важнейших положений этой науки. Выход в свет оного труда способствовал укоренению термина «гомилетика» в российском научно-богословском пространстве и в сфере российского духовного образования. Он служил методологическим ориентиром для ряда авторов пособий более позднего времени.

Значительным вкладом в развитие Гомилетики считается творение протоиерея Назария Фаворова «Руководство к церковному собеседованию, или Гомилетика», и по праву (за этот труд автор удостоился степени доктора богословия). Несколько сокращенное «Руководство...» долгое время использовалось в качестве учебного пособия по Гомилетике в духовных семинариях.

Очередным шагом вперед в развитии Гомилетики стало издание пособия архимандрита Афанасия (Линицкого?): «Записки по богословию собеседовательному, или гомилетике, составленные в духе Православной Христовой Церкви». Издание «Краткой гомилетики» протоиерея М. А. Поторжинского способствовало популяризации этой науки.

Одобрительные отзывы со стороны критики встретило, в своё время, сочинение преподавателя Владимирской семинарии, М. А. Чепика «Опыт полного курса гомилетики». Данное пособие заключало практические указания и правила относительно составления проповедей и их произнесения.

Огромную роль в деле развития отечественной гомилетической науки сыграл профессор СПбДА Н. И. Барсов. Этот ученый является автором множества трудов, известных как в среде научного собщества, так и в среде учащихся духовных школ. Среди его сочинений выделяются: «Первый опыт гомилетической хрестоматии на русском языке», «История первобытной христианской проповеди до IV в.», «Малоизвестные западные проповедники IV века», «Св. Григорий Богослов как проповедник», «Св. Ефрем Сирин как проповедник», «Святой Григорий Нисский, как проповедник» и др.

Весьма оригинальны по содержанию и изложению «Лекции по гомилетике», читанные проф. Н. К. Никольским студентам СПбДА в 1903–1904 учебном году (на правах рукописи). «Лекции...» представляют откровенную беседу наставника духовной школы с питомцами. В процессе изложения материала помимо вопросов строго гомилетического характера здесь поднимаются и раскрываются вопросы на тему религиозно-нравственных проблем современного автору общества.

Определенный интерес представляет работа (речь, читанная в СПбДА 17 февраля 1900 года ) Н. К. Никольского: «Исторические особенности в постановлении церковно-учительного дела в Московской Руси и их значение для современной гомилетики».

Широтой охвата видов проповеднической деятельности отличается труд священника Александра Юрьевского «Гомилетика, или Наука о пастырском проповедании слова Божия». Он состоит из объёмного введения и четырех частей: проповедь педагогическая, проповедь церковно-богослужебная, проповедь внебогослужебная, проповедь миссионерская.

Труд ученого-гомилета проф. КДА В. Ф. Певницкого «Церковное красноречие и его основные законы» занимает почетное место в отечественной науке о проповеди. Он принципиально отличен от сочинений по схоластической риторике. Основу материала составляют вопросы о внутренней идее церковной проповеди, ее содержании, характере и методах проповедничества. В соответствии с этим замыслом весь материал распределяется по следующим отделам: 1) Церковное красноречие и его основные законы; 2) О содержании проповедей; 3) О характере проповедей; 4) О приготовлении проповедей. Достойны внимания и другие труды В. Певницкого, написанные на частные гомилетические темы: «Образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как учителя», «Из истории гомилетики», «Св. Григорий Двоеслов – его проповеди и гомилетические правила», «Св. Иоанн Креститель, как проповедник покаяния» и пр.

Своеобразием содержания и схемой изложения материала отличается сочинение преподавателя Екатеринославской ДС И. П. Триодина: «Принципы красноречия и проповедничества». В первой части работы автор подвергает критике возражение Канта против красноречия, затем освещает вопросы, связанные с личностью проповедника, его проповедническим «стилем и действованием». Вторая часть разделена на главы: «О сущности проповеди», «Богослужение и жизнь как источники проповеднической производительности», «Различные виды проповеди со стороны ее содержания».

В сочинении «Теория православно-христианской пастырской проповеди» преподавателя Курской ДС Г. Булгакова курс Гомилетики представлен системно, хотя и в форме очерка. В небольшом по объему произведении довольно обстоятельно освещены вопросы общей и частной методологии пастырской проповеди.

Особенный интерес для проповедников представляет «Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества» проф. МДА прот. Александра Ветелева (1949 год). В «Настольной книге священнослужителя» (1986 год) этот труд назван «подведением итогов почти двухвековых исканий русской гомилетики». Автор анализирует процесс зарождения и развития содержания проповеди в душе пастыря, рассматривает влияние пастырского слова на души слушателей. Учебник состоит из вводной, теоретической и практической частей, приложения. Долгое время он использовался в качестве руководства в духовных образовательных учреждениях. Этим же автором был подготовлен краткий «Конспект по гомилетике» (1958 год).

Значительный вклад в развитие современной православной Гомилетики внес проф. Софийской ДА Тодор Тодоров (Болгарская Православная Церковь). В его обширном труде «Омилетика» (1950), состоящем из двух частей, с большой обстоятельностью и подробностью разобраны вопросы, относящиеся к теории и истории церковной проповеди. В первой части изложено учение о личности проповедника, содержании проповедей, об источниках и пособиях, о духе церковной проповеди, ее формах, видах в зависимости от пастырских задач и жизненных обстоятельств, о языке и стиле, подготовке и произнесении проповеди, об организации проповеднической деятельности в Церкви, о руководстве и контроле за ней со стороны церковной власти, о благовестии вне храма. Вторая часть посвящена истории гомилетики.

«Руководство по гомилетике» епископа Аверкия (Таушева) представляет конспективно изложенный курс лекций, прочитанных автором в 1951–1959 годах в Свято-Троицкой ДС при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США).

В 1999 году вышел в свет труд «Гомилетика. Теория церковной проповеди» еп. Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко). Сочинение включает обширное введение, где представлены основные понятия о Гомилетике, а также сведения об истории развития гомилетической науки. Основная его часть представлена разделами: Учение о проповедниках слова Божия; Учение о церковной проповеди; Общая методология пастырской проповеди; Частная методология пастырской проповеди; виды проповеди по содержанию.

Комментарии для сайта Cackle