История первобытной христианской проповеди до IV в.

Источник

Содержание

Предисловие

Введение § 1. Содержание введения § 2. Понятие о проповеди § 3. Христианское учительство, как предмет исторического изучения вообще § 4. История проповедничества, как отрасль истории христ. цивилизации § 5. История проповедничества, как отрасль истории церковной и как наука самостоятельная § 6. Понятие о типе проповеди § 7. Понятие о генезисе и о генетическом развитии типов проповеди § 8. Главные деятели генетического образования типов проповеди § 9. Программа прагматической истории проповеди § 10. Программа генетической истории типов проповеди § 11. Материалы, источники и пособия для истории проповедничества Часть первая. Первооснования и основоположения христианского учительства: проповедь и учение о проповеди И. Христа и св. апостолов. Глава I. Проповедь и учение о проповеди Иисуса Христа (первооснования христианского учительства). § 12. Значение учительного слова в христианстве § 13. Сущность христианского учительного слова и его родовые признаки § 14. Взаимное отношение общего и частного содержания в учительстве Иисуса Христа § 15. Внутренние (субъективные) основания христианского учительного слова, по учению и примеру божественного учителя § 16. Основная черта метода и частные формы учительства Иисуса Христа § 17. Наименования учения и учительства Иисуса Христа в евангелии Глава II. Миссионерская проповедь св. апостолов и их учение о ней (раскрытие и уяснение основоположений христианского проповедничества и начало исторического развития христианского учительства) § 18. Приготовление апостолов к проповедническому служению. Относительное достоинство их проповеди § 19. Основоположения христианского учительства в учении апостольском Глава III. Внутреннее церковное учительство при апостолах и в век апостольский § 20. Места и времена внутреннего церковного учительства в век апостольский. Лица, имевшие право учительства § 21. Специальная история глоссолалии, профитии и дидаскалии § 22. Второй период в истории глоссолалии, профитии и дидаскалии § 23. Третий период. Окончательное возвышение дидаскалии над другими видами учительства § 24. Теоретические наставления апостола Павла относительно проповеди: зачатки гомилетической теории § 25. Следы влияния общественного церковного учительства на мысль и жизнь христиан в век апостольский Часть вторая. История христианской проповеди II и III веков Глава I. Проповедь в церкви Восточной в век мужей апостольских, до Оригена (70–250 г.) § 26. Вопрос о существовании проповеди во II веке § 27. Положение и взаимное отношение глоссолассии, профитии и дидаскалии в век мужей апостольских § 28. Вопрос об отношении способов учительства христианских к иудейским во II веке § 29. Различие способов учительства у христиан из иудеев и христиан из язычников § 30. Общие замечания о содержании проповеди во II веке § 31. Метод учительства во II веке § 32. Внешний вид проповеди II века и её терминологические обозначения § 33. Места проповедования во II веке. Внешнее положение проповедника и слушателей во время проповеди. Времена проповеди § 34. Почему лишь весьма немногое сохранилось до нас из проповедей II века § 35. Влияние проповеди на жизнь христиан в век мужей апостольских Глава II. Проповедь на Западе в век мужей апостольских, до Киприана (70–250 г.) § 36. Общий характер первоначальной проповеди на Западе § 37. Лица учащие, место и время проповеди на Западе во II веке § 38. Влияние проповеди во II веке на мысль и жизнь христиан на Западе Глава III. Фактическая история проповеди II века § 39. Учение св. двенадцати апостолов § 40. Климент, епископ Римский § 41. Климент Александрийский § 42. Тертуллиан § 43. Валентин Гностик Глава IV. История проповеди в III веке на Востоке § 44. Лица проповедующие, их подготовка к проповеди. Начало записывания проповедей. Места и времена проповеди. Объем проповедей. Внешнее положение проповедника и слушателей во время проповеди. Κροτος. Теория проповеди на Востоке в III веке § 45. Видоизменения в проповеди III века по форме и содержанию. Монологизация проповеди и отсутствие формы диалогической. Гомилия оригеновская и её особенности. Аллегория, как господствующий метод учительства. Догматический и нравоучительный элементы в содержании проповеди. Новые виды проповеди: речи похвальные и на освящение храмов. Элемент тематизации и ораторской искусственности в них Глава V. Состояние проповеди на Западе с половины III века до половины IV века (от Киприана до Илария 250–350 г.) § 46. Общие замечания о состоянии и характере проповеди Западной за это время § 47. Лица, проповедовавшие в западной церкви в период 250–350 г. § 48. Влияние проповеди на жизнь и нравы христиан в III веке Глава VI. Фактическая история проповеди III века I. Ориген § 49. Черты его жизни и личного характера § 50. Был ли Ориген «оратором». Влияние общих начал его мировоззрения на его проповедь. Внешняя история его проповеднической деятельности § 51. Характер экзегетического метода Оригена вообще и в частности экзегесиса его проповедей § 52. Несколько фактических подробностей из гомилий Оригена; анализ II беседы на книгу Левит, V беседы на книгу Бытия и беседы на слова Иеремии 11:21 § 53. Общие замечания о значении Оригена в истории проповеди § 54. Современные Оригену проповедники § 55. Св. Григорий Чудотворец (211–270 г.) § 56. Ипполит § 57. Дионисий Александрийский († 264 г.) § 58. Пиерий, пресвитер и катехет († 283 г.) § 59. Св. Мефодий Тирский § 60. Киприан Карфагенский († 258) § 61. Арнобий († 325) § 62. Лактанций († 330) § 63. Знаменитые учители церкви II и III в., произведения которых не сохранились до нашего времени  

 

Сочинение Николая Барсова Э. О. Профессора С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре Гомилетики, почетного члена Археологического института, действ. члена Императорского русского археологического общества, Киевского церковно-археологического общества и др.

Предисловие

Настоящее сочинение составляет часть моих чтений по истории христианской проповеди в С.-Петербургской Духовной Академии, в несколько сокращенном и упрощенном изложении, что сделано в виду назначения книги быть руководством по истории христианской проповеди для изучающих этот предмет, и в тоже время книгой для чтения в обществе, которому в настоящее время еще присущ тот интерес к первобытному христианству вообще и в частности к первобытной проповеди, который недавно возбужден был особенно деятельностью г. Пашкова, штундистскими и другими сектантскими движениями. Хотя настоящее сочинение представляет совершенно законченное самостоятельное целое, тем не менее, в виду многих наших мнений, которые могут быть найдены своеобразными, мы сочли полезным предпослать «истории проповеди трех первых веков» наше общее введение в курс истории христианской проповеди, в котором мы выясняем свою точку зрения на задачи и метод истории проповеди, доселе, в гомилетической литературе совершенно неизвестную, составляющую наше личное воззрение.

Как в первом на русском языке опыте методического изложения истории проповеди, в нашем сочинении, пред судом строгой критики, окажется, конечно, немало пробелов и слабых сторон, которые мы сами отчасти замечаем. К нашим критикам, замечания которых выслушаем с полным вниманием, мы обращаем слова древнего русского книжника: «возлюбленнии о Христе отцы и братия и честнии господие: аще что обрящете поползновенно, или безместно быти, Бога ради молим, покрыйте вашею мудростию и исправите, якоже вас умудри святый Параклит. О потрудившемся же в деле сем молите всеблагого Бога, а не кляните, да и сами прощения и благословения сподобитесь от Вседержителя».

Выход в свет совершенно приготовленной для напечатания «Истории христианской проповеди в IV веке» последует в непродолжительном времени.

11 сентября 1885 г. Н. Барсов.


Источник: Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди (до IV века). Типография С. Добродеева, 1885.

Комментарии для сайта Cackle