Глава 3
1) И бысть слово Господне ко Ионе вторицею глаголя.
С евр.: «И было слово Иеговы к Ионе в другой раз, и сказано»:
2) Востани и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем по проповеди преждней, юже аз глаголах тебе.
С евр.: «Встань, поди в Ниневию, в большой город оный; и проповедуй ей слово, которое Я скажу тебе».
3) И воста Иона и иде в Ниневию, якоже глагола Господь. Ниневия же бяше град велик Богу, яко шествия пути триех дний.
С евр.: «И встал Иона, и пошел в Ниневию по слову Иеговы. Ниневия же была большой у Бога город, на три дня пути».
Господь Бог не только спасает от погибели Иону, освободив от чрева кита, не только не лишает его Своей милости, но снова возводит на высокую степень пророческого служения. Господь является Ионе и повелевает ему идти в великий град Ниневию и проповедовать ниневитянам по проповеди преждней, т. е. он должен был проповедовать то, что возвещено ему было в первое откровение. Из последующих же слов (Ион. 3:4) видно, что Иона должен был проповедовать гибель Ниневии. Наученный опытом, как пагубно противиться воле Божией, и вместе одушевленный ревностью загладить свою вину, наделенный новыми силами, Иона поспешил в Ниневию, а Ниневия была град велик Богу, т. е. город величайший, славный. Так евреи обыкновенно называли великие и замечательные предметы, наприм. река Божия (Пс. 64:10), кедры Божии (Пс. 79:11), т. е. славные, великие. «Слова же яко шествие пути триех дний иные разумели, – говорит блаж. Феодорит, – об области, подчиненной городу и простиравшейся в длину и ширину на три дня пути; а другие понимали так, что проповедующий в три дня мог обойти весь город... Мне кажется более верным последнее разумение». Так разумеет и блаж. Иероним. «Ниневия, – говорит он, – имела такую обширность, что едва в три дня можно было обойти ее»46.
4) И начат Иона входити во град, яко шествие пути дне единого, и проповеда и рече: еще три дни, и Ниневия превратится.
С евр: «И начал Иона ходить по городу. Прошел путь одного дня, и возглашал, и говорил: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена».
Т. е. Иона начал входить в город, ибо (нужно полагать) жил вне города и обходил такое пространство, какое мог пройти в один день. «Пророк, – говорит блаж. Феодорит, – не прямо идет городом, но обходит торжища, улицы, переулки и проповедует». Что же проповедует? Еще три дня, и Ниневия превратится; с евр.: «еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Толковники не оставляют без замечания разность здесь в числе дней, после которых Ниневия должна была погибнуть, и обыкновенно большая часть их принимает сорокадневный срок, полагая, что у 70 толковников в греческом тексте переписчиками ошибочно поставлено вместо сорока – три47; потому что «Акила, Симмах и Феодотион сказали (говорит бл. Феодорит) сорок дней, с ними согласны сирский перевод и еврейский текст... Вероятно, и семьдесят (толковников), согласно с прочими переводчиками, поставили число сорок, но первые переписчики сделали погрешность в числе, а потом так изданы и все списки; потому кажется мне, что вернее сорокадневный срок» (блаж. Феодорит). Трудно в самом деле представить, чтобы Иона успел в три дня обойти все городские места, проповедуя притом изнеженным язычникам, чтобы все успели узнать содержание проповеди, убедились и покаялись, и чтобы сам Иона, так скоро кончив многотрудное дело проповеди, ожидал исполнения пророчества, сидя у градских врат, подвергаясь и здесь сильным искушениям (Ион. 4:5–9). А потому действительно более вероятным представляется не трехдневный, а сорокадневный срок, объявленный Ионою.
5) И вероваша мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их даже до мала их.
С евр.: «Люди Ниневии поверили Богу; и объявили пост, и оделись во власяницы, от большого до малого».
Поверили Богу, т. е. поверили словам Ионы, что Ниневия погибнет, как словам Божиим. К этой вере в слова пророка, кроме силы проповеди и помощи свыше, могла расположить весть о чудесных событиях в жизни Ионы, о пребывании его во чреве китове и о его чудесном спасении. Это они могли узнать от самого Ионы и от других48. Ниневитяне видели посему в Ионе необыкновенного человека, посланника Господня, воистину пророка Божия, что подтверждается словами Спасителя, что Иона был знамением Ниневитянам (Лк. 11:30), т. е. Иона пребыванием своим во чреве китове, своим спасением был для ниневитян чудом, которое убедительно говорило, что он воистину пророк Божий, слова его – слова Господни. Значит, события в жизни Ионы были известны жителям Ниневии; в противном случае он не был бы для них и знамением. Вполне поверив пророку, ниневитяне, по обычаю восточных народов49, во изъявление своей скорби о грехах, своего раскаяния о беззакониях прежней жизни назначили всеобщий пост – все облеклись во вретища, от взрослых до детей. Какое чудное зрелище должна была представлять в это время пышная Ниневия! Какая разительная перемена в жизни роскошных и сластолюбивых ниневитян! Так могущественна была проповедь Ионы, или, лучше, слово Божие!
6) И дойде слово к царю Ниневийскому, и воста с престола своего и сверже ризы своя с себе, и облечеся во вретище и седе на пепеле.
С евр.: «И когда дошло сие до царя Ниневии, то и он встал с престола своего, скинул с себя одежду свою, покрылся власяницею и сидел на пепле».
К царю Ниневийскому, т. е., вероятно, к Сарданапалу, как сказали мы выше50 и как думают некоторые из толковников51. Какой бы то ни был этот царь, но он показал собою пример удивительной веры и такого же раскаяния. Когда до сего царя дошла проповедь св. Ионы о разрушении Ниневии, конечно, с вестью о случившемся с Ионою на море, тогда царь восстал со своего престола, сложил с себя знаки царского достоинства, снял свои великолепные одежды, облекся во вретище, в эту печальную одежду скорби и раскаяния, и сидел на земле, во прахе. Надобно представить всю пышную обстановку восточных царей, их недоступность, деспотизм, требовавший себе почти божеского почитания, чтобы вполне оценить глубокое смирение ассирийского царя, сидящего в пепле, плачущего о грехах своих и о грехах своих подданных. Это было своего рода чудо.
7) И проповедася и речено бысть в Ниневии от царя и вельмож его глаголющих: человецы и скоти, и волове и овцы да не вкусят ничесоже, ни да пасутся, ниже воды да пиют.
С евр.: «И провозгласили, и объявили в Ниневии, по воле царя и вельмож его: люди и скот, крупный и мелкий, пусть ничего не едят, не пасутся и воды не пьют»
Ассирийский царь, чрез вельмож своих, назначает всеобщий и необыкновенный пост – не только для взрослых людей, но и для детей. Дети должны были поститься и плакать «как бы вдобавок, – говорит св. Василий Великий52,– дабы печаль овладела всяким возрастом». Пост назначен был даже для бессловесных животных. Последние не должны были есть, не должны пастись и пользоваться попечением и уходом за ними, даже не должны были пить, томиться должны были голодом и жаждою, дабы вопли их располагали самих ниневитян к наисильнейшему сокрушению об их грехах, «дабы, проливая горячие слезы, ниневитяне тем скорее отверзли для себя источники небесного милосердия» (блаж. Феодорит). «Какое стройное покаяние, – восклицает св. Василий Великий, – какая мудрая совокупленная скорбь!» Поистине чудный пост! Были посты у евреев очень строгие (Иоил. 2:9, 10), но такого поста, который бы простирался и на бессловесных животных, мы не видим. Сам Господь Иисус Христос похвалил покаяние ниневитян, присовокупив, что они своим покаянием, своею верою в проповедь Ионы осудят нераскаянных и неверных иудеев на Его последнем и страшном суде (Мф. 12:41).
8) И облекошася во вретища человецы и скоти и возопиша прилежно к Богу, и возвратися кийждо от пути своего лукавого и от неправды сущия в руках их, глаголюще.
С евр.: «И пусть покроются власяницами люди и скот, и крепко взывают к Богу, и да отступят все от пути своего худого и от обид, которые на руках их».
9) Кто весть, аще раскается и умолен будет Бог, и обратится от гнева ярости Своея, и не погибнем?
С евр.: «Кто знает, может быть, Бог и обратится, умилосердится, и утолит жар гнева Своего, и не погибнем».
Как в праздничные дни жители Востока имели обыкновение покрывать лошадей и мулов богатыми попонами, так во дни скорби и печали покрывали их вретищами, самыми грубыми попонами, дабы все гармонировало с общим покаянием и постом, все носило на себе печать скорби и печали. Ниневитяне не довольствуются переменою внешнею; раскаяние их было нелицемерно, глубоко. Они очень хорошо понимали, что навлекли на себя гнев Божий своими беззакониями, а потому прилежно53 возопили ко Господу о помиловании, решились изменить саму жизнь, оставить неправды и пороки, какие допускали доселе. С трепетною надеждою они думали и говорили про себя, что, может быть, Господь Бог, по человеколюбию, раскается, т. е. отменит свою угрозу о погибели Ниневии, не погубит, будет умолен, или умилостивлен, их слезными прошениями, всеобщим постом, а более решимостью вперед не делать зла, и, таким образом, отвратится гнев Божий, и они не погибнут во грехах своих. Ниневитяне говорили это с некоторою боязнью, ибо сознавали всю глубину своего падения, знали, что вопль злобы их дошел до небес и вопиет об отмщении. Тем не менее в приведенных словах выражается крепкая вера в Бога и глубокая надежда на милосердие Божие. Такой вере и надежде, конечно, научила ниневитян проповедь Ионы, которая, как видно по плодам ее, была весьма сильна, поразительно подействовала на умы и сердца ассириян, произвела в них чудную перемену, по крайней мере на некоторое время.
10) И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаялся Бог о зле, еже глаголаша сотворити им, и не сотвори.
С евр.: «И Бог увидел дела их, что они отстали от пути своего худого, и отменил Бог беду, которую предположил было сделать им, и не сделал».
Надежда ниневитян не осталась тщетною. Господь Бог, видя их истинное раскаяние, их добрые дела – молитву и пост, а более решимость оставить прежние пути нечестия, смилостивился над ними, простил. Сказано: раскаяся54 о зле. Собственно говоря, Бог никогда и ни в чем не раскаивается, не изменяет Своих определений как Существо вечное и неизменное, премудрое и всеведущее. «Богу не бывает, – поясняет блаж. Феодорит, – угодно ныне то, а завтра другое; напротив того, отменение угрозы (о погибели Ниневии) нарек пророк раскаянием... А угрозу назвал злом не потому, что в самом естестве она зла; ибо как ей быть злою, когда ведет за собою прекращение зла и стяжание добродетели и правды? Но Божественное писание, употребляя наименования, у нас вошедшие в общее употребление, угрозу наказанием наименовало злом, потому что она может встревожить и огорчить». И не сотвори, т. е. не погубил Ниневию, пощадил ее жителей ради раскаяния. Итак, пророчество Ионы о погибели Ниневии не сбылось? Нет, сбылось, – отвечает бл. Августин: «Что предсказал Бог, то исполнилось: порочная Ниневия разрушена, создана (новая) благочестивая, какой не было»55.
* * *
"Erat tanti ambitus, ut vix trium dierum posset itinere circumiri». У Корнел. Но другие толковники, основываясь на свидетельствах Диодора Сицилийского (который говорит, что Ниневия уже по основании Нином имела 480 стадий, что Вавилон был менее Ниневии), слова шествия трех дней так разумеют, что нужно было три дня, чтобы только пройти Ниневию из конца в конец. Если будем иметь в виду, что древние столичные города заключали в своих стенах сады, поля, пастбища, крепости и пр., то последнее мнение о величине Ниневии не покажется преувеличенным. См. у Корнел. Калм.
Т.е. ошибочно поставили вместо буквы (с. 26), означающей сорок, – (с. 26) – три, как думает Корнелий a Lapide и др. Трехдневного срока держатся: Ориген, Златоуст, Сульпиций, Север, Проспер и Иустин-мученик. Но в рукописных списках сочинений последнего читают:"через три дня, а по другим – сорок». Замечание это сделано переписчиками. См. сочинен, св. Иустина-мучен. в разговоре с Трифоном. 1864. Москва, гл. 107. стр. 323.
См. толк, на 1, 16.
См. «Внешний быт народов» Вейса. Т. I. стр. 208. 1873 г.
См. наше введение к толк. св. прор. Ионы.
Сарданапала признают: 1) 6л. Иероним, который свидетельствует, что при св. прор. Амосе в Ассирии царствовал Сарданапал, а св. Иона и Амос – современники; 2) бл. Августин, который говорит, что Иона, Амос и Осип пророчествовали под конец Ассирийской монархии (т.е. древней); 3) Евсевий в своей хронике обозначает Иону при Сарданапале. Основываясь на сих свидетельствах, и другие толковники признают Сарданапала. См. введен. Но есть и такие, которые нерешительно думают, что Иона был в Ниневии при Фуле или Фулбелохе (напр. Друзий, см. synops. s. critic, t. iv.) или при Деркиле или Дерцилии, как уверяет «История религий древн. мира». Стр. 199. 1870 г. С. П.
См. Твор. св. Василия Вел. т. 4. стр. 126.
Прилежно (с. 30) – напряженно, с великим усилием.
Раскаяся (с. 31) раскаялся; но в Компл. изд. LXX (с. 31) был умолен, умилостивлен. Различие это в свое время замечал еще Ориген.
"Factum est, quod praedixit Deus: eversa est Ninive, quae mala erat, et bona aedificata est, quae non erat. Август, у Калмета в толк. на Иону. По Шлоссеру, Ниневия, разрушенная мидянами и вавилонянами (ок. 600 до Р.X.), впоследствии вновь была построена на том же месте или близ него; развалины этого последнего города и сохранились до сих пор. Всеоб. ист. т. 1. стр. 48.