- В чём выражаются границы Церкви?
- Можно ли понимать слова Христа «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8) как свидетельство о возможности спасения вне границ Церкви?
- Можно ли судить о количестве приверженцев христианской конфессии, как о показатели её истинности?
- Каков наиболее очевидный показатель отпадения католицизма от Церкви?
- Цитаты о границах Церкви
Грани́цы Це́ркви – границы догматического, канонического, мистического, духовно-нравственного характера, обособляющие членов Единой и Истинной Церкви Христовой (Вселенской Православной) от иных представителей видимого и невидимого мира; совокупность законов, норм, правил, условий, определяющих принадлежность лица или общности церковному единству.
В чём выражаются границы Церкви?
Первым условием, необходимым для причисления человека к Истинной Церкви, является принятие Крещения и Миропомазания, что, в свою очередь, подразумевает свои условия – наличие у желающего креститься начатков веры и его раскаяние в прежних грехах (разумеется, если речь идёт о младенцах, то от них не требуется знания основ веры и раскаяния; за их будущее христианское воспитание отвечают родители и восприемники).
Но принятие Крещения ещё не означает непременного пожизненного пребывания человека в границах церковной ограды. Важнейшими условиями его принадлежности к Церкви служат вера и соответствующие истинной вере богоугодные дела, участие в общецерковной жизни: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16); «вера без дел мертва» (Иак.2:26).
Если человек упорно искажает хотя бы один христианский до́гмат и, таким образом, искажает догматическое учение, он может быть отсечен от общецерковного единства официально, судом церковной иерархии, или невидимым судом Божьим.
Отсекается от церковного единства и тот человек или община, который (которая) хотя и правильно разумеет предметы веры, однако допускает грубейшие нарушения канонических норм, например, занимается раскольнической деятельностью (заметим, что единство Церкви созидается по образу того абсолютного единства, которое существует между Божественными Лицами (Ин.17:21); естественно, что раскольничество совершенно не соответствует этому возвышенному образу).
Фактором, отсекающим человека от церковного единства, может служить и упорное, сознательное игнорирование храмовых богослужений, Таинств Церкви (прежде всего Покаяния, Евхаристии).
Можно ли понимать слова Христа «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8) как свидетельство о возможности спасения вне границ Церкви?
Следует различать границы Церкви с точки зрения возможности спасения находящихся в них христиан, границы действия Церкви на внешний к ней мир и безграничность действия Святого Духа.
Дух дышит где хочет в том смысле, что благодать Духа Святого может призывать любого иноверца, просто богоборца, любого атеиста. Есть свидетельства, что любой человек, даже закосневший грешник, может почувствовать прикосновение благодати Божией, но эта благодать призывает его в Церковь, а не просто к какому-то абстрактному спасению вне Церкви.
Можно ли судить о количестве приверженцев христианской конфессии, как о показатели её истинности?
В настоящий исторический момент православных христиан меньше, чем католиков и протестантов (представителей вместе взятых тысяч протестантских деноминаций). Это соответствует словам Христа о «малом стаде» (Лк.12:32) и «узких вратах» (Мф.7:13). Даже если смотреть с нерелигиозных позиций, можно заметить, что в нашем падшем мире большее количество представителей того или иного социального слоя в сравнении с другим социальным слоем, не говорит априори о превосходстве его представителей в нравственном, интеллектуальном или ином отношении. Положим, количество людей высокообразованных, инициативных, творческих и т.п. значительно меньше, чем прочих.
Православие являет образец веры, высочайшие стандарты богословия, богопочитания, богообщения, нравственности, чего не скажешь о прочих направлениях «христианства». В Истинной Церкви Христовой полнота благодати. Православие – столп, связывающий Небо и землю, тогда как инославие – духовная переферия (а некоторые его ответвления – антидуховны).
Критерии истинности просты – преемственность вероучения Апостольской Церкви и наличие святых, явивших не только человеческий подвиг, но и особую причастность Святому Духу, явные благодатные дары.
Православие – подлинно христианская конфессия, не удивительно, что она не столь велика, как другие.
Нам важно соответствовать высочайшему уровню нашего призвания, войти в эту меру. Если же кто просто превозносится над другими, он может «выпасть» из Православия.
Каков наиболее очевидный показатель отпадения католицизма от Церкви?
Оскудение святости. Достаточно попытаться найти в католицизме последних веков харизматических святых (проявивших не просто выдающиеся человеческие усилия, а благодать Божью) уровня православных святых – св. прав. Иоанна Кронштадтского, свт. Иоанна Шанхайского, прп. Севастиана Карагандинского, оптинских преподобных, прп. Паисия Святогорца и др.
Цитаты о границах Церкви
«Границы Церкви – это границы Евхаристии. Кто не имеет причастия в Церкви, основанной Христом, тот вне её».
священник Георгий Максимов
«Обсуждение любого догмата в истории Церкви строится вокруг нескольких догматических категорий: сущности, ипостаси, энергии и др. Не является исключением и вопрос границ Церкви. В сущностном, природном смысле, границы Церкви – Сам богочеловек Иисус Христос, Его собственные границы. Ведь природа Церкви – это и есть человеческая обоженная природа Христа, всецелая и всесовершенная человеческая природа, заключенная в одной Ипостаси. В сущностном, природном смысле каждый из нас, членов Церкви, в чем-то свят и в чем-то грешен; образно выражаясь, одной ногой стоит в Церкви, а другой – вне ее границ. Только Христос есть всецело Церковь по сущности.
Можно говорить и об энергийных границах Церкви: подобно самому Богу, свои энергии она простирает во все пределы тварного мира, в этом суть ее миссии. Но наиболее важны для нас границы Церкви в ипостасном смысле. Эти границы зримы и видимы, они буквально проходят по конкретным людям. Каждый церковный член, как и вся Церковь, есть нечто целое и неделимое, живой организм. Эту ипостасную цельность нельзя «разрубить» на добрую пшеницу и плевелы. Эта цельность через живые связи людей друг с другом и со Христом простирается и на всю Церковь. В этом смысле все, кто находятся вне евхаристического общения с Церковью, не могут считаться Церковью».
священник Михаил Легеев
Литература по теме
- Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии митр. Филарет
- О единстве Церкви свщм. Киприан Карфагенский
- Церковь свящ. Георгий Максимов
- Церковь имеет четкие границы: канонические и харизматические архим. Еммануил (Каливас)
- Догматическое учение о принадлежности к Церкви. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере
- О границах Церкви прот. Георгий Флоровский
- Кто принадлежит и кто не принадлежит к Церкви Христовой митр. Макарий (Булгаков)
- Об отношении Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам патриарх Сергий (Страгородский)
- Присоединение инославных. К вопросу о границах Церкви прот. Владислав Цыпин
- Границы Церкви свящ. Стефан Домусчи
- Определение границ Церкви на основании творений русских богословов 2-й половины XIX – 1-й половины XX века Д.И. Глазистов
- О единой спасительности Церкви иерей Даниил Сысоев
- О границах Церкви и следовании святым отцам свт. Нектарий Эгинский
Комментировать