Введение
Православный катихизис — это церковный ответ на вопросы: «Как надлежит веровать доброму христианину? Как молиться и как жить?» Итак, три вопроса: КАК ВЕРОВАТЬ? КАК МОЛИТЬСЯ? КАК ЖИТЬ? Веровать нам надлежит так, как научил веровать Cпаситель мира Господь наш Иисус Христос.
Эту спасительную веру содержит Его Святая Церковь, поэтому вера Христова — это вера Церкви. Молиться нам надлежит так, как учил молиться Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, как учили Его святые апостолы и как до сего дня учит Церковь Христова Православная. Жить добрый и старательный христианин должен так, как заповедал Христос Спаситель, то есть по Его святым заповедям. Церковь Христова Православная из поколения в поколение хранит образ жизни христианской и нас обучает церковной жизни. Если мы будем веровать, жить и молиться так, как учит нас Святая Церковь Христова, то будем иметь надежду достигнуть того, к чему нас призывает Христос Спаситель, — Царства Небесного.
Великий миссионер святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, в своих поучениях «Указание пути в Царство Небесное» говорил, что Господь не для того сотворил человека, чтобы он сто или тысячу лет жил на земле, но для вечной жизни. Итак, цель настоящего катихизического курса — дать церковный ответ на вопрос: как веровать, жить и молиться, чтобы достигнуть той великой цели, к которой призывает всех людей Спаситель мира Господь Иисус Христос, — жизни вечной в Его Небесном Царстве.
* * *
В настоящее время под словом «катихизис» обычно подразумевается вероучительная книга или учебный предмет. И, к сожалению, почти совсем забыт изначальный смысл этого слова. Катихизация — это устное свидетельство о Христе распятом и Воскресшем людям, еще не принявшим Святого Крещения, а затем — устное же наставление о вере Церкви и жизни церковной новокрещенным.
В древней Церкви (III–V вв.) веропроповедники, готовившие людей ко Святому Крещению, назывались катехéтами — оглашателями, а готовящиеся ко Крещению — катихумéнами, то есть оглашенными. Когда эти устные наставления о вере Церкви и жизни церковной записывались, то книги, содержащие их, стали впоследствии называться «катихизисами».
Слово «катихизис» содержит тот же корень, что и знакомое всем слово «эхо». «Ихос» — значит «звук», «голос», «слух». Приставка «катá» означает «через», «посредством». Следовательно, «кат’ ùхос» означает «посредством голоса», «через слух», «оглашение», «устное поучение». О том, что церковная катихизация в Церкви Христовой существовала изначально (со времен апостольских), свидетельствуют слова святого апостола Павла, который в послании к римским христианам писал: «Как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим. 10, 14). «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).
Благая весть о Христе и о спасении мира распространялась посредством проповеди, чтения и слушания Евангелия и других священных книг, то есть слова Божия (обычно теперь называемого Библией). Слово Божие всегда возглашалось и возглашается на церковных службах. Одна их трех составных частей Божественной Литургии до сего дня называется «Литургией оглашенных».
При продолжительной и систематической подготовке ко Крещению катихизаторами иногда составлялись и записывались сборники огласи- тельных бесед и поучений. Наибольшее распространение в древней Церкви получили огласительные беседы святителя Кирилла Иерусалимского (†386). Святитель Кирилл словом «катихизис» обозначал наставление в истинах веры христианской. Позднее под этим словом стало подразумеваться увещание, назидание. Именно в этом значении названы краткие назидания монахам, составленные преподобным Феодором Студитом (†826), — «Малый катихизис» и «Большой катихизис».
Миссионеры Русской Православной Церкви XIX века составляли огласительные поучения как для готовящихся ко Святому Крещению (например, «Простые речи о великих делах Божиих» митрополита Макария (Невского)), так и для новокрещенных (например, «Указание пути в Царство Небесное» святителя Иннокентия (Вениаминова)). С апостольских же времен Церковь Христова различает два вида оглашения-научения: 1) научение, обращенное к людям, еще не принявшим Святое Крещение, — призыв ко Христу и в Его Церковь; 2) научение новокрещенных людей, уже начавших церковную жизнь. Это вполне соответствует словам Христа Спасителя, пославшего святых апостолов в мир, ко всем народам с евангельской проповедью. «Идите, научите все народы (первое научение), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их (второе научение) соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20). Католики и протестанты во времена острой вероучительной полемики между собой (XVI–XVII вв.) стали использовать форму катихизиса для того, чтобы утвердить и подчеркнуть свои вероисповедные особенности и укрепить в своей вере свою паству. (Вопросно-ответная структура катихизиса была удобной для восприятия читателей и слушателей, а также весьма подходящей для школьного обучения.) С православной точки зрения эти вероисповедные особенности западных катихизисов как раз и отличали веру католическую и веру протестантскую от веры Церкви. Но сама форма катихизиса (как удобная для веропроповедания, для обучения) стала использоваться и в Православной Церкви.
Наибольшее распространение в Русской Православной Церкви получил «Пространный Христианский Катихизис», составленный святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским (†1867). Этот «Катихизис» был рекомендован Святейшим Синодом Русской Православной Церкви «для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан». В начале своего учебного пособия святитель Филарет давал такое его определение: «Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души». «Катихизис» святителя Филарета до настоящего времени используется для обучения в духовных школах Русской Православной Церкви. Настоящий курс катихизиса составлен для первоначального ознакомления с верой Церкви. «Катихизис» святителя Филарета может служить пособием для более подробного изъяснения православного вероучения. Наконец, следует сказать о написании и произношении слова «катихизис». Традиционное для Русской Православной Церкви написание и произношение — «катихизис», а не «катехизис». Второе написание сложилось под влиянием классической традиции чтения (этацизм), когда греческая буква «ита» произносится как «эта», а слово «алфавит» по этой системе надо читать «алфабэт». В соответствии с церковно-византийским произношением (итацизм) следует говорить и читать «катихизис». Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любую дореволюционную церковную книгу и найти там это слово. В тексте настоящего курса Закона Божия для учителей воскресных церковно-приходских школ мы будем употреблять традиционное, то есть церковное произношение и написание этого слова — «КАТИХИЗИС».
Содержание раздела «Катихизис»
- Вера Церкви
- Пасха Христова: Крест и Воскресение
- Святое Крещение
- Евхаристия
- Благодать
- Покаяние и исповедь
- Евангелие
- Богослужение
- Церковные праздники
- Святые иконы и мощи
- Церковный пост
- Христианская семья
- Молитва об усопших
- Вера церковная и суеверие
- Милостыня
- Болезни и скорби
- Церковь Христова
- Символ веры
- Катихизис вкратце
Пояснительная записка
Предлагаемая последовательность в подаче вероучительного материала вызвана следующими соображениями. Всякий человек, вступающий в церковную жизнь, прежде всего встречается с каким-либо ее проявлением. Например, слышит колокольный звон, случайно или по примеру близких заходит в храм, видит церковную службу по телевидению, слышит церковное пение, видит где-либо икону, раскрывает Евангелие или иную церковную книгу, видит молящегося человека, участвует с друзьями во встрече церковного праздника и тому подобное. Встречаясь с каким-либо проявлением церковной жизни, человек стремится узнать — что означает то или иное слово, священнодействие, тот или иной обряд или обычай. Иными словами, он стремится понять церковный язык: язык молитв, священнодействий, обычаев. Хорошо, если на этом этапе ему встретится сведущий церковный человек или добротная книга, из которой делающий первые шаги в церковной жизни сможет получить ответы на свои вопросы. Наконец, когда человек начнет жить церковной жизнью и в какой-то степени освоит церковный язык (язык Церкви в широком смысле слова, а не только церковно-богослужебный язык), тогда он готов к тому, чтобы систематически изучать вероучительные тексты: символы, каноны, догматы, правила. В соответствии с таким подходом (жизнь Церкви — язык Церкви — вера Церкви) выстраиваются и темы настоящего катихизиса. В нем сначала рассматриваются главнейшие проявления жизни Церкви, затем понемногу осваивается язык Церкви и в конце разъясняется Символ веры как важнейший вероучительный текст Церкви Христовой Православной. Поскольку катихизис обычно предполагает вопросно-ответную форму подачи материала, то каждое занятие будет предваряться диалогом. После диалога будет следовать основной текст, а затем — рекомендации, вопросы для повторения и усвоения темы, вопросы к экзаменам и рекомендуемая литература.
Содержание
Раздел 1. КАТИХИЗИС
Введение
- Вера Церкви
- Пасха Христова: Крест и Воскресение
- Святое Крещение
- Евхаристия
- Благодать
- Покаяние и исповедь
- Евангелие
- Богослужение
- Церковные праздники
- Святые иконы и мощи
- Церковный пост
- Христианская семья
- Молитва об усопших
- Вера церковная и суеверия
- Милостыня
- Болезни и скорби
- Церковь Христова
- «Символ веры«
- Катихизис вкратце
Раздел 2. СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
Введение
- Два Завета и внутреннее единство Библии
- Книга Бытия и первое обетование Божие о спасении человека
- Книга Бытия о жизни первых людей на земле
- Книга Бытия о Всемирном потопе и вавилонском столпотворении
- Вера и жертвоприношение Авраама
- Пасхальный агнец и первая Пасха
- На пути к Синаю
- Закон и заповеди
- Знамение с медным змием
- Пасха в Псалтири
- Пасхальные пророчества псалмов
- Пророчество Исаии о страждущем Христе
- Знамение пророка Ионы
- Три отрока в пещи вавилонской
- Закон и благодать
- Евангелие – благая весть о Христе Спасителе
- Учение Христа о спасении в притчах
- Спасительное значение заповедей и чудес Христовых
- Преображение Господне
- Тайная Вечеря
- Пасха Христова
Раздел 3. О БОГОСЛУЖЕНИИ
Введение
- Воскресенье — День Господень
- Пасха Христова — праздников Праздник
- Пасха — тридневное Христово Воскресение
- Богослужение в Ветхом Завете
- Ветхозаветная Пасха
- Христос – Хлеб Жизни
- Божественная Литургия как пасхальная церковная служба
- Божественная Литургия как пасхальная церковная служба (продолжение)
- Божественная Литургия как пасхальная церковная служба по древнелитургическим текстам
- Литургия как пасхальная служба по святоотеческим творениям
- Крещение и Миропомазание
- Крещение и Причащение
- Пасхальная связь церковных Таинств
- Пасхальная связь церковных праздников
- Богослужение великих церковных праздников
- Повседневное церковное Богослужение
- Суточный, седмичный и годичный круг Богослужения
Раздел 4. О ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ
Введение
- Понятие о Церковной истории
- Периодизация Церковной истории
- Периодизация истории Русской Православной Церкви
- Книга Деяний святых апостолов как важнейший церковно-исторический источник
- Книга Деяний как свидетельство проповеди святых апостолов о Воскресении Иисуса Христа
- Церковная жизнь по книге Деяний святых апостолов
- Благовестнические труды святого апостола Павла
- Эпоха гонений в древней Церкви
- Причины гонений на христиан в древней Церкви
- Церковь мучеников
- Эпоха Вселенских Соборов
- Догматическая деятельность Вселенских Соборов
- Каноническая деятельность Вселенских и Поместных Соборов IV–VIII веков
- Церковное Богослужение в эпоху Вселенских Соборов
- Монашество в эпоху Вселенских Соборов
- Эпоха равноапостольных Кирилла и Мефодия
- События 1054 года и их последствия для церковной жизни на Востоке и Западе
- Крещение Руси
- Церковная жизнь на Руси в 11–12-м столетиях
- Исторический путь Православия на Руси от XIV до конца XX века
Раздел 5. ОСНОВЫ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
Введение
- Как и когда можно начинать изучение церковнославянского языка?
- Славянские первоучители Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности
- Церковнославянская азбука (начертание и чтение букв)
- Правила чтения церковнославянского богослужебного текста
- Азбучные молитвы
- Ударения и титла
- Церковнославянские цифры
- Спряжение глагола быти
- Звательный падеж
- Двойственное число
- Местоимение
- Прошедшее время глагола. Аорист
- Прошедшее время глагола. Перфект и имперфект
- Имя числительное
- Имя прилагательное
- Чередование звуков в церковнославянском языке
- О причастиях
- Синтаксические конструкции: обороты дательный самостоятельный, двойной винительный, конструкции с инфинитивом
- Особенности употребления наречий
- Язык церковнославянской Псалтири
- Язык церковнославянской Псалтири (продолжение)
- Язык церковнославянской Псалтири (продолжение)
- Язык церковнославянской Псалтири (продолжение)
- Язык церковнославянской Псалтири (окончание)
Приложение 1
КАТИХИЗИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ И ЖИЗНИ
Предисловие
- Вера и крещение
- Различные значения слова «вера»
- Воскресший Христос — наша Пасха и спасение
- Церковные праздники
- Вера и суеверие
- Болезни и скорби
- Милостыня
Приложение 2
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Комментировать