<span class=bg_bpub_book_author>Пивоваров Б.И., протоиерей</span> <br>Закон Божий. Учебное пособие для учителей воскресных церковно-приходских школ

Пивоваров Б.И., протоиерей
Закон Божий. Учебное пособие для учителей воскресных церковно-приходских школ

Введение

Православный катихизис — это церковный ответ на вопросы: «Как надлежит веровать доброму христианину? Как молиться и как жить?» Итак, три вопроса: КАК ВЕРОВАТЬ? КАК МОЛИТЬСЯ? КАК ЖИТЬ? Веровать нам надлежит так, как научил веровать Cпаситель мира Господь наш Иисус Христос.

Эту спасительную веру содержит Его Святая Церковь, поэтому вера Христова — это вера Церкви. Молиться нам надлежит так, как учил молиться Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, как учили Его святые апостолы и как до сего дня учит Церковь Христова Православная. Жить добрый и старательный христианин должен так, как заповедал Христос Спаситель, то есть по Его святым заповедям. Церковь Христова Православная из поколения в поколение хранит образ жизни христианской и нас обучает церковной жизни. Если мы будем веровать, жить и молиться так, как учит нас Святая Церковь Христова, то будем иметь надежду достигнуть того, к чему нас призывает Христос Спаситель, — Царства Небесного.

Великий миссионер святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, в своих поучениях «Указание пути в Царство Небесное» говорил, что Господь не для того сотворил человека, чтобы он сто или тысячу лет жил на земле, но для вечной жизни. Итак, цель настоящего катихизического курса — дать церковный ответ на вопрос: как веровать, жить и молиться, чтобы достигнуть той великой цели, к которой призывает всех людей Спаситель мира Господь Иисус Христос, — жизни вечной в Его Небесном Царстве.

* * *

В настоящее время под словом «катихизис» обычно подразумевается вероучительная книга или учебный предмет. И, к сожалению, почти совсем забыт изначальный смысл этого слова. Катихизация — это устное свидетельство о Христе распятом и Воскресшем людям, еще не принявшим Святого Крещения, а затем — устное же наставление о вере Церкви и жизни церковной новокрещенным.

В древней Церкви (III–V вв.) веропроповедники, готовившие людей ко Святому Крещению, назывались катехéтами — оглашателями, а готовящиеся ко Крещению — катихумéнами, то есть оглашенными. Когда эти устные наставления о вере Церкви и жизни церковной записывались, то книги, содержащие их, стали впоследствии называться «катихизисами».

Слово «катихизис» содержит тот же корень, что и знакомое всем слово «эхо». «Ихос» — значит «звук», «голос», «слух». Приставка «катá» означает «через», «посредством». Следовательно, «кат’ ùхос» означает «посредством голоса», «через слух», «оглашение», «устное поучение». О том, что церковная катихизация в Церкви Христовой существовала изначально (со времен апостольских), свидетельствуют слова святого апостола Павла, который в послании к римским христианам писал: «Как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим. 10, 14). «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).

Благая весть о Христе и о спасении мира распространялась посредством проповеди, чтения и слушания Евангелия и других священных книг, то есть слова Божия (обычно теперь называемого Библией). Слово Божие всегда возглашалось и возглашается на церковных службах. Одна их трех составных частей Божественной Литургии до сего дня называется «Литургией оглашенных».

При продолжительной и систематической подготовке ко Крещению катихизаторами иногда составлялись и записывались сборники огласи- тельных бесед и поучений. Наибольшее распространение в древней Церкви получили огласительные беседы святителя Кирилла Иерусалимского (†386). Святитель Кирилл словом «катихизис» обозначал наставление в истинах веры христианской. Позднее под этим словом стало подразумеваться увещание, назидание. Именно в этом значении названы краткие назидания монахам, составленные преподобным Феодором Студитом (†826), — «Малый катихизис» и «Большой катихизис».

Миссионеры Русской Православной Церкви XIX века составляли огласительные поучения как для готовящихся ко Святому Крещению (например, «Простые речи о великих делах Божиих» митрополита Макария (Невского)), так и для новокрещенных (например, «Указание пути в Царство Небесное» святителя Иннокентия (Вениаминова)). С апостольских же времен Церковь Христова различает два вида оглашения-научения: 1) научение, обращенное к людям, еще не принявшим Святое Крещение, — призыв ко Христу и в Его Церковь; 2) научение новокрещенных людей, уже начавших церковную жизнь. Это вполне соответствует словам Христа Спасителя, пославшего святых апостолов в мир, ко всем народам с евангельской проповедью. «Идите, научите все народы (первое научение), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их (второе научение) соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20). Католики и протестанты во времена острой вероучительной полемики между собой (XVI–XVII вв.) стали использовать форму катихизиса для того, чтобы утвердить и подчеркнуть свои вероисповедные особенности и укрепить в своей вере свою паству. (Вопросно-ответная структура катихизиса была удобной для восприятия читателей и слушателей, а также весьма подходящей для школьного обучения.) С православной точки зрения эти вероисповедные особенности западных катихизисов как раз и отличали веру католическую и веру протестантскую от веры Церкви. Но сама форма катихизиса (как удобная для веропроповедания, для обучения) стала использоваться и в Православной Церкви.

Наибольшее распространение в Русской Православной Церкви получил «Пространный Христианский Катихизис», составленный святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским (†1867). Этот «Катихизис» был рекомендован Святейшим Синодом Русской Православной Церкви «для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан». В начале своего учебного пособия святитель Филарет давал такое его определение: «Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души». «Катихизис» святителя Филарета до настоящего времени используется для обучения в духовных школах Русской Православной Церкви. Настоящий курс катихизиса составлен для первоначального ознакомления с верой Церкви. «Катихизис» святителя Филарета может служить пособием для более подробного изъяснения православного вероучения. Наконец, следует сказать о написании и произношении слова «катихизис». Традиционное для Русской Православной Церкви написание и произношение — «катихизис», а не «катехизис». Второе написание сложилось под влиянием классической традиции чтения (этацизм), когда греческая буква «ита» произносится как «эта», а слово «алфавит» по этой системе надо читать «алфабэт». В соответствии с церковно-византийским произношением (итацизм) следует говорить и читать «катихизис». Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любую дореволюционную церковную книгу и найти там это слово. В тексте настоящего курса Закона Божия для учителей воскресных церковно-приходских школ мы будем употреблять традиционное, то есть церковное произношение и написание этого слова — «КАТИХИЗИС».

Содержание раздела «Катихизис»

  1. Вера Церкви
  2. Пасха Христова: Крест и Воскресение
  3. Святое Крещение
  4. Евхаристия
  5. Благодать
  6. Покаяние и исповедь
  7. Евангелие
  8. Богослужение
  9. Церковные праздники
  10. Святые иконы и мощи
  11. Церковный пост
  12. Христианская семья
  13. Молитва об усопших
  14. Вера церковная и суеверие
  15. Милостыня
  16. Болезни и скорби
  17. Церковь Христова
  18. Символ веры
  19. Катихизис вкратце

Пояснительная записка

Предлагаемая последовательность в подаче вероучительного материала вызвана следующими соображениями. Всякий человек, вступающий в церковную жизнь, прежде всего встречается с каким-либо ее проявлением. Например, слышит колокольный звон, случайно или по примеру близких заходит в храм, видит церковную службу по телевидению, слышит церковное пение, видит где-либо икону, раскрывает Евангелие или иную церковную книгу, видит молящегося человека, участвует с друзьями во встрече церковного праздника и тому подобное. Встречаясь с каким-либо проявлением церковной жизни, человек стремится узнать — что означает то или иное слово, священнодействие, тот или иной обряд или обычай. Иными словами, он стремится понять церковный язык: язык молитв, священнодействий, обычаев. Хорошо, если на этом этапе ему встретится сведущий церковный человек или добротная книга, из которой делающий первые шаги в церковной жизни сможет получить ответы на свои вопросы. Наконец, когда человек начнет жить церковной жизнью и в какой-то степени освоит церковный язык (язык Церкви в широком смысле слова, а не только церковно-богослужебный язык), тогда он готов к тому, чтобы систематически изучать вероучительные тексты: символы, каноны, догматы, правила. В соответствии с таким подходом (жизнь Церкви — язык Церкви — вера Церкви) выстраиваются и темы настоящего катихизиса. В нем сначала рассматриваются главнейшие проявления жизни Церкви, затем понемногу осваивается язык Церкви и в конце разъясняется Символ веры как важнейший вероучительный текст Церкви Христовой Православной. Поскольку катихизис обычно предполагает вопросно-ответную форму подачи материала, то каждое занятие будет предваряться диалогом. После диалога будет следовать основной текст, а затем — рекомендации, вопросы для повторения и усвоения темы, вопросы к экзаменам и рекомендуемая литература.

Содержание

Раздел 1. КАТИХИЗИС
Введение

  • Вера Церкви
  • Пасха Христова: Крест и Воскресение
  • Святое Крещение
  • Евхаристия
  • Благодать
  • Покаяние и исповедь
  • Евангелие
  • Богослужение
  • Церковные праздники
  • Святые иконы и мощи
  • Церковный пост
  • Христианская семья
  • Молитва об усопших
  • Вера церковная и суеверия
  • Милостыня
  • Болезни и скорби
  • Церковь Христова
  • «Символ веры«
  • Катихизис вкратце

Раздел 2. СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
Введение

  • Два Завета и внутреннее единство Библии
  • Книга Бытия и первое обетование Божие о спасении человека
  • Книга Бытия о жизни первых людей на земле
  • Книга Бытия о Всемирном потопе и вавилонском столпотворении
  • Вера и жертвоприношение Авраама
  • Пасхальный агнец и первая Пасха
  • На пути к Синаю
  • Закон и заповеди
  • Знамение с медным змием
  • Пасха в Псалтири
  • Пасхальные пророчества псалмов
  • Пророчество Исаии о страждущем Христе
  • Знамение пророка Ионы
  • Три отрока в пещи вавилонской
  • Закон и благодать
  • Евангелие – благая весть о Христе Спасителе
  • Учение Христа о спасении в притчах
  • Спасительное значение заповедей и чудес Христовых
  • Преображение Господне
  • Тайная Вечеря
  • Пасха Христова

Раздел 3. О БОГОСЛУЖЕНИИ
Введение

  • Воскресенье — День Господень
  • Пасха Христова — праздников Праздник
  • Пасха — тридневное Христово Воскресение
  • Богослужение в Ветхом Завете
  • Ветхозаветная Пасха
  • Христос – Хлеб Жизни
  • Божественная Литургия как пасхальная церковная служба
  • Божественная Литургия как пасхальная церковная служба (продолжение)
  • Божественная Литургия как пасхальная церковная служба по древнелитургическим текстам
  • Литургия как пасхальная служба по святоотеческим творениям
  • Крещение и Миропомазание
  • Крещение и Причащение
  • Пасхальная связь церковных Таинств
  • Пасхальная связь церковных праздников
  • Богослужение великих церковных праздников
  • Повседневное церковное Богослужение
  • Суточный, седмичный и годичный круг Богослужения

Раздел 4. О ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

Введение

  • Понятие о Церковной истории
  • Периодизация Церковной истории
  • Периодизация истории Русской Православной Церкви
  • Книга Деяний святых апостолов как важнейший церковно-исторический источник
  • Книга Деяний как свидетельство проповеди святых апостолов о Воскресении Иисуса Христа
  • Церковная жизнь по книге Деяний святых апостолов
  • Благовестнические труды святого апостола Павла
  • Эпоха гонений в древней Церкви
  • Причины гонений на христиан в древней Церкви
  • Церковь мучеников
  • Эпоха Вселенских Соборов
  • Догматическая деятельность Вселенских Соборов
  • Каноническая деятельность Вселенских и Поместных Соборов IV–VIII веков
  • Церковное Богослужение в эпоху Вселенских Соборов
  • Монашество в эпоху Вселенских Соборов
  • Эпоха равноапостольных Кирилла и Мефодия
  • События 1054 года и их последствия для церковной жизни на Востоке и Западе
  • Крещение Руси
  • Церковная жизнь на Руси в 11–12-м столетиях
  • Исторический путь Православия на Руси от XIV до конца XX века

Раздел 5. ОСНОВЫ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
Введение

  • Как и когда можно начинать изучение церковнославянского языка?
  • Славянские первоучители Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности
  • Церковнославянская азбука (начертание и чтение букв)
  • Правила чтения церковнославянского богослужебного текста
  • Азбучные молитвы
  • Ударения и титла
  • Церковнославянские цифры
  • Спряжение глагола быти
  • Звательный падеж
  • Двойственное число
  • Местоимение
  • Прошедшее время глагола. Аорист
  • Прошедшее время глагола. Перфект и имперфект
  • Имя числительное
  • Имя прилагательное
  • Чередование звуков в церковнославянском языке
  • О причастиях
  • Синтаксические конструкции: обороты дательный самостоятельный, двойной винительный, конструкции с инфинитивом
  • Особенности употребления наречий
  • Язык церковнославянской Псалтири
  • Язык церковнославянской Псалтири (продолжение)
  • Язык церковнославянской Псалтири (продолжение)
  • Язык церковнославянской Псалтири (продолжение)
  • Язык церковнославянской Псалтири (окончание)

Приложение 1
КАТИХИЗИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ И ЖИЗНИ
Предисловие

  • Вера и крещение
  • Различные значения слова «вера»
  • Воскресший Христос — наша Пасха и спасение
  • Церковные праздники
  • Вера и суеверие
  • Болезни и скорби
  • Милостыня

Приложение 2
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Скачать книгу в формате pdf →

 

Комментировать