Советов по воспитанию подростков много, но большинство не работает, почему? Вероятно, потому, что обобщённого подростка, не существует. Продолжая тему разнообразия акцентуаций характеров подростков, поговорим о сенситивном типе.
Вариант нормы
Повторимся, что дети в подростковый период развиваются по совершенно разным сценариям, поэтому к каждой душе ключик свой. В предыдущей статье этого цикла мы писали, что есть вполне типичные подростковые проявления, и можно свести многообразие внутреннего мира и характеров подростков к определённым психологическим типам.
Это поможет разобраться, как лучше вести себя детьми, чтобы не нанести им душевных ран и помогать развитию положительных сторон.
На языке психологов разные поведенческие типы подростков – это разные акцентуации характеров. Многие ошибочно путают акцентуации характеров с психопатиями. Психопатия – это крайнее проявление черт за гранью нормального, мы же говорим именно о здоровых проявлениях у подростков – не о психических патологиях и отклонениях, а именно о вариантах нормы.
Но то, в каком направлении разовьются эти особенности ребёнка, во многом будет зависеть от нас, мудрых родителей и педагогов, нашего понимания особенностей подростка и стремления помочь ему преодолеть кризисы. Постараемся их понять.
Сотканные из противоречий
Подростки сенситивного типа обладают тонкой душевной организацией и как будто сотканы из противоречий.
Робость, застенчивость, бесхарактерность и безвольность – то, в чем они упрекают сами себя и что зачастую замечают родители. Но эти черты не вполне соответствуют реальности. На деле, сенситивные дети обладают волей, решимостью и внутренней силой, о которых подчас сами не подозревают.
Им непросто живётся с собой, а взаимодействие с окружающими представляется сложным и опасным.
Раньше такие акцентуации характера грубо относили к психопатиям и смешивали с шизоидным типом, но время и исследования показали, что такие дети ближе к астеникам, а не к шизоидам.
Объяснение тому – простое и логичное: подростки шизоидного типа не идут на контакт даже с близкими людьми, они живут в выдуманном мире и питают страсть к отвлечённым наукам и понятиям. Дети сенситивного типа, вроде бы, тоже отгораживаются от незнакомых людей и тяжело идут на контакт, отчего кажутся угрюмыми и нелюдимыми, но это – иллюзия. И это большое «но» проводит между шизоидными и сенситивными детьми большой водораздел.
Шизоидный подросток довольствуется собой. Сенситивному подростку плохо одному. Психиатр П. Ганнушкин обозначает это как «резко выраженное чувство собственной недостаточности».
Так что не стоит смешивать эти два совершенно разных типа.
Сенситивные дети на самом деле нуждаются в общении и могут быть очень общительными с теми, кому они доверяют. Но завоевать их доверие не так просто. Мир они воспринимают сложно, и иногда это делает их жизнь настолько невыносимой, что это ведёт к попыткам суицида.
Причём для окружающих переживания таких детей остаются загадкой, поэтому их суицидальные мысли и попытки часто вызывают недоумение. Во внешней жизни сенситивных подростков вроде бы всё в порядке. Ответы – в непростом внутреннем мире.
Подростки сенситивного типа живут в мире своих переживаний, которые и составляют для них главные события. Чувствуют они во многом полнее, ярче и разнообразнее других, но делиться переживаниями не спешат. Окружающим они представляются закрытыми, особенными, не от мира сего.
Если обратиться за примерами сенситивного типа акцентуации характера подростка к миру искусства, то самый яркий пример – Ганс Христиан Андерсен, а точнее, созданный режиссером Э. Рязановым художественный герой – персонаж фильма «Андерсен. Жизнь без любви», по которому мы составили представление о гениальном сказочнике.
С раннего детства у такого ребёнка проявляется чрезмерная чувствительность и впечатлительность. Ей сопутствуют высокие моральные требования к самому себе, соответствовать которым трудно, почти невозможно.
И, хотя это люди особой, редкостной внутренней чистоты, в восприятии самого себя у них образуется большой разрыв между реальным и желаемым. Подросток чувствует себя ущербным, ведь он всё время себя оценивает: взвешивает свою волю, нравственность и соответствие этическим нормам.
Его оценки себя всегда строги и критичны – словом, не в его пользу. Это причиняет подростку сильные внутренние страдания и создаёт почву для произрастания сложных и причудливых комплексов.
Крайняя обидчивость и ранимость, робость и застенчивость сильно затрудняют общение со сверстниками. В компании он редко становится лидером и чаще всего держится один или в паре с похожим тихоней. Лучше всего такому ребёнку дома.
Помните, у Сергея Михалкова:
Он растёт, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.
Психологический тип описан детским поэтом блестяще, правда, его ирония звучит слишком суровым приговором. Такая акцентуация характера дана ребёнку от природы, и с ней приходится учиться жить и адаптироваться в непростом взрослом мире.
Подросток сенситивного типа не ввязывается в авантюры и не получает никакого удовольствия от рискованных приключений. И в этом есть плюсы – его можно не искать среди поклонников популярных экстремальных развлечений вроде зацепинга на крышах поездов или паркура на заброшенных стройках.
Психологический склад убережёт его от многих несчастных случаев и опасных компаний сверстников.
Такой подросток никогда не свяжется с хулиганьем, скорее, будет играть один или отправится к малышам, с которыми будет чувствовать себя спокойно.
Быть многократно битым в среде подростков ему тоже не угрожает, ведь он не любитель выяснять отношения и конфликтовать. Ложь и притворство чаще всего тоже не про него. Его подстерегает другая опасность: на много лет «зависнуть» дома, потерять связь с окружающими, стать тревожным социопатом без профессии и своего места в жизни.
Поэтому, чтобы адаптировать его в окружающей среде, дружеские связи и привязанности ребёнка надо развивать и по возможности поддерживать.
Да, именно заниженная самооценка и связанные с ней проблемы адаптации – наиболее яркая черта сенситивного подростка. Адаптационные механизмы ребёнка сложны, и здесь психологу очень трудно что-то скорректировать. На это необходимо обращать внимание родителям и работать над этим годы – изо дня в день.
Избирательная общительность
Сенситивного ребёнка легко отличить с раннего детства. Ребенок раним, любит природу и животных. Ещё до шестилетнего кризиса он подвержен страхам, и всякий раз неизвестно, что напугает его именно сейчас. Защита взрослого делает его уверенней.
Ребёнок проявляет большую привязанность к родителям, бабушкам и дедушкам и прочим родственникам, с которыми знаком с раннего детства. И, если с посторонними людьми такие дети дичатся и не идут на контакт, то рядом с людьми, которых знают хорошо и которым доверяют, они бывают открытыми, общительными и дружелюбными.
Такие дети тонко чувствуют и ценят доброе отношение к себе, слушаются тех, с кем сложились доверительные отношения, поверяют свои секреты и чувства. В этом феномене поведения проявляется ещё одна яркая особенность сенситивных детей и подростков – избирательная общительность.
Присутствие родителя рядом, как правило, мамы – гарант защищённости и стабильности. Вдали от близкого человека ребёнок чувствует тревогу, часто он боится темноты, в стрессовых ситуациях вдали от дома и семьи у него бывают проблемы со сном и едой, психосоматические нарушения здоровья.
В подростковом возрасте начинают остро проявляться внутренние противоречия таких детей. Домашнего тихоню и скромника не узнать. Самоуничижение и заниженная самооценка вдруг выливаются в эпатаж, бравую самопрезентацию на глазах у педагогов и сверстников, которым приходится наблюдать их подростковый выпендрёж.
Психологи называют это реакцией декомпенсации. Подросток восполняет то, чего, как ему кажется, ему особенно не хватает. Мальчик, сидевший на задней парте в самом дальнем уголке, вдруг становится старостой класса и главным героем школьной дискотеки.
Девочка-тихоня приобретает апломб, отвечает на отлично и выступает на конференциях с докладами. Дреды, пирсинг, ирокез на голове и ботинки с шипами порой меняют тихих домашних деток до неузнаваемости. Таким внешним видом супер-впечатлительные и ранимые дети словно говорят, что им море по колено и вообще всё равно.
Они перестают краснеть у доски, да и сцена школьного театра теперь их не пугает, а притягивает.
Но внутренняя хрупкость никуда не уходит. Если подростков сурово ругают или упрекают, они могут впасть в отчаяние и уныние и не сдерживают слезы.
Страх нового и проблемы в школе
Сенситивный подросток – человек в раковине. Он прекрасно осознает свои внутренние проблемы и трудности в общении, страдает от этого и не пытается что-то изменить.
Самый простой и удобный путь – оставаться в стороне, затаиться, быть незаметным, лишний раз не светиться на публике, чтобы не вызвать насмешек сверстников, ведь их он воспринимает особенно болезненно.
Иногда этим детям приписывают аутичные черты. Действительно, в их поведении есть нечто, напоминающее аутизм. В новых условиях подростки теряются, их робость и застенчивость начинает зашкаливать.
Перевод в другую школу, новый класс и новые отношения со сверстниками создают для них непреодолимые психологические барьеры, отчего ребёнок может начать прогуливать занятия, снижается его работоспособность и успеваемость.
Адаптация в школе ребёнку даётся с трудом, но когда он привыкает, а заодно и одноклассники привыкают к его особенностям, жизнь понемногу налаживается. И, хотя ребёнок продолжает проявлять склонность к уединению, постепенно он принимает своё окружение, а дети принимают его.
Педагоги таких детей обычно любят и ценят, потому что их есть за что любить. Они проявляют послушание, на уроках стараются, домашнюю работу делают внимательно и прилежно, хотят нравиться, успевать и соответствовать требованиям учителей.
Учитель, который понимает болезненную застенчивость ребёнка и ведёт себя тактично, приобретает в лице такого школяра благодарного и привязанного к нему друга. И сам подросток старается быть поближе к педагогам, оказать какую-то услугу, быть рядом на перемене. В этом нет ни капли подхалимства, а только искреннее выражение дружелюбия.
Школьная жизнь ребёнку, а потом подростку не кажется сахаром. Стоять у доски перед всем классом в ожидании провала, отвечать на устном экзамене в присутствии комиссии, краснеть на виду у всех – сущее наказание.
Мудрые учителя, зная эти особенности, будут давать больше письменных индивидуальных заданий и реже спрашивать устно.
Если ни у взрослых, ни у однокашников ребёнок не встречает понимания, у скромника и тихони вдруг может начаться… девиантное поведение.
Закалывать школу по несколько уроков или притворяться больным и прогуливать по многим неделям, бежать из закрытого учебного заведения и даже из дома такие подростки тоже могут. Значит, пружину их терпения пережали: затравили ровесники, спровоцировали учителя, несправедливо обвинили в том, в чем они не виноваты.
Причин такого протестного поведения может быть множество. Может, все проблемы – не реальные, а кажущиеся, накрученные, но с точки зрения ребёнка ситуация достигла пика непереносимости. Вмешательство взрослых необходимо.
Самость и опека
В подростковом возрасте происходит своего рода инициация – обычно ребёнок отделяет себя от родителя и требует признания своей самостоятельности. Бурные выяснения отношений, истерики на ровном месте и прочие проявления самости – обычное дело.
Но с сенситивными подростками этого как будто не происходит. Привязанность к родителям и бабушкам остаётся крепкой. Ребёнок как будто и не стремится к свободе и самостоятельности, не видя в них для себя особых преимуществ.
Сенситивные подростки рады, когда их опекают и не тяготятся ограничением своей свободы. Родительские советы их не напрягают. Образ мыслей, традиции и приоритеты семьи принимаются ими безусловно и транслируются как свои.
Если подростковые амбиции у таких детей все же проявляются, то ненадолго. Подросток знает и критично оценивает свои возможности, потенциал и ресурсы и не видит себя крутым, в критических ситуациях он не может быстро реагировать, и его самолюбие страдает. Эмоциональные вспышки в подростковом возрасте – именно от этого.
Скажи мне, кто твой друг…
Хороший друг для сенситивного подростка – большая ценность. Но он, как правило, только один. Расширять круг своего общения он не имеет необходимости, одного друга вполне достаточно. Иногда это близкий друг с раннего детства, а порой это человек старше и опытней – учитель, старший брат, друг родителей. Иногда это товарищ по общему хобби.
Сенситивные дети и подростки много времени проводят дома, и их увлечения бывают размеренными и спокойными. Собирание значков и марок, музицирование и сочинение стихов и историй, рисование, лепка, кукольный театр, шитье и тому подобное – их конёк. Причём делается это не напоказ, а именно для удовольствия, для души.
Всё, что у них получается лучше, чем у других, они не спешат оценивать высоко, и потому мало с кем этим делятся. Если такой подросток показал вам свои рисунки – будьте горды собой, значит, вы завоевали его доверие.
Дружить с сенситивным подростком весьма непросто. Бестактное или грубое слово, критическое замечание могут вывести его из равновесия надолго и разрушить дружбу.
Обидчивость таких детей часто непредсказуема, обиды они берегут в себе годами, ими эмоционально подпитываются. С возрастом страсть памятозлобия может достичь больших масштабов, поэтому родителям с детства нужно обращать внимание на эту проблему и учить детей прощению.
К своему другу этими детьми предъявляются высокие требования: он должен быть спокойным, неагрессивным, деликатным, воспитанным, уметь сочувствовать и понимать непростые движения души сенситивного подростка, а ведь понять их он и сам иногда не в состоянии.
Если такой редкий кандидат на дружбу найден, ребёнок очень дорожит им и старается не потерять. Душевное сближение он ценит выше всего. Но в таких отношениях третий друг всегда оказывается лишний. Разрыв дружбы переживается остро и болезненно – почти как потеря близкого человека
Когда рядом нет друга или близкого, кто способен хотя бы отчасти понимать внутренний мир сенситивного подростка и проявлять к нему участие, чувство собственной неполноценности ребёнка зашкаливает, он близок к отчаянью.
Дружба таких детей чем-то сродни влюблённости. А с влюблённостью у него и вовсе всё сложно. Ходить следом тенью или ничем не проявлять свои чувства, мучительно молчать или вдруг на глазах у всех пылко объясниться в любви – это вполне в его духе.
В подростковом возрасте влюблённость воспринимается болезненно. Из-за неё дети могут прогуливать школу, впадать в депрессию, отказываться от еды.
Воля и разум
Отношение к ним окружающих для этих подростков очень многое определяет. Вопрос собственного престижа, самооценки, проявления волевых качеств связан именно с тем, как его воспринимают со стороны.
Самобичевание и самоукорение из-за любой мелочи и промашки у этих подростков доходит до болезненной экзальтации. Ведя себя развязно, вызывающе и эпатажно, в решающий момент без видимых причин эти дети могут потеряться и разрыдаться, обнаружив большую внутреннюю хрупкость.
Такие невротические проявления им вообще свойственны. Грубость и жестокость, бестактность и цинизм, которые они видят вокруг, пусть даже не по отношению к ним, воспринимаются ими как оскорбление, причиняют им душевную боль. Но такие реакции обусловлены не неврозом, а повышенным чувством справедливости и чувством долга.
Это дети с высокой ответственностью, у них с раннего возраста есть чёткие представления о нравственности и этике, отсюда и высокие требования к себе и к миру.
Лучший способ решения для сенситивного подростка – это избегать решений.
В ситуации, когда нужно защитить честь и достоинство другого человека, например, друга, такие подростки могут быть очень решительными.
В других случаях собственная нерешительность их ранит и угнетает. Проклиная себя за это в который раз, они ничего не могут с этим поделать.
Воля и разум у этих детей в постоянном конфликте. Родителям важно не требовать от подростка слишком много и давать ему поводы, а может, даже создавать ситуации для принятия волевых решений.
Депрессии и суицид
Самооценка для подростка значит многое, и, поскольку она заниженная, любое незначительное происшествие, от которого страдает их репутация, может погрузить его в подавленное настроение. Иногда оно даже переходит в депрессию.
Свою тоску и боль эти подростки обычно не заливают алкоголем, не привлекают их и другие психотропные обезболивающие сердечных ран. От выпитого они становятся еще грустнее и угрюмее, не ощущают прилива радости и уверенности в себе, так что это их не привлекает.
С детства они знают, что пьянство – это низко и плохо, общественно порицаемо, и уже поэтому не поддаются такому недугу.
Но чувство неполноценности, помноженное на упрёки друзей и замечания учителей, может привести к суицидальным попыткам.
Покончить с жизнью подросток решает не вдруг. Он долгое время размышляет о никчёмности своего несчастного существования и приходит к мысли, что это прекратит его страдания. Нерешительность тормозит его, поэтому подросток долго не совершает попыток самоубийства.
Но невезения и разочарования имеет накопительный эффект, и когда претензии к миру и к себе переполняют чашу, любой пустяк может спровоцировать самоубийство.
Попытки свести счёты с жизнью у сенситивных подростков лишены действия напоказ. Это не попытка кого-то напугать, разжалобить, добиться покупки гаджета или внимания со стороны противоположного пола. Это именно состояние крайнего отчаяния, когда дальнейшая жизнь невыносима и кажется невозможной.
Покончить с собой подросток решает именно для того, чтобы покончить с собой и разорвать порочный круг своего внутреннего страдания. Для взрослых это полная неожиданность – со стороны кажется, что у ребёнка всё хорошо и никаких причин для расставания с этим миром у них нет.
Известно, что подростки в силу возраста в этот период отдаляются от храма. И все же, сенситивные дети очень чутки к вопросам веры, поиску Бога. Можно даже сказать, что с младенчества многие из них особенно набожны. Именно это защищает их в подростковом возрасте от опрометчивых и непоправимых поступков.
Потенциальный гений
Не хотелось бы заканчивать разговор о сенситивных подростках на печальной ноте. Не станем утверждать, что каждый подобный ребёнок – гений, но по набору своих психологических качеств сенситивный подросток наиболее близок к тому, что часто ведёт талантливого человека к гениальности.
Из таких детей вырастают люди, успешные в сфере искусства и мыслящие нестандартно, зачастую решающие самые сложные творческие задачи.
Среди них есть блестящие переводчики, крипто-аналитики, поэты, писатели, художники и даже психологи. Братья Андерсона – интереснейшие люди и глубокие собеседники.
Надо мягко и ненавязчиво помочь им преодолеть критический период взросления. Победив в подростковом возрасте многие свои комплексы, разрешив внутренние проблемы, создав стабильные семейные отношения и войдя в привычную колею, они могут превзойти сами себя и сверхпродуктивно работать над тем, что нравится.
Почитайте биографии талантливых людей, которые состоялись в творчестве – и особенно главы, в которых рассказано о детстве и юности. Возможно, вы найдёте много общего с тем, что наблюдаете у детей с сенситивной акцентуацией характера.
Возможно, ваш ребёнок не станет особенным и выдающимся, а просто будет хорошим человеком. В любом случае, даже переживая вместе с ним подростковые кризисы, благодарите Бога за этот подарок.
Валентина Патронова
При написании статьи использованы материалы сборника по диагностике психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте Ленинградского психоневрологического НИИ им. Бехтерева
Читайте в нашей серии материалов про подростков:
Циклоидные подростки: любить, поддерживать, не навредить
Комментировать