Радоница с ребенком

Радоница с ребенком

(11 голосов3.5 из 5)

Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5:16). В этот день мы вспоминаем усопших родных и близких.

День, когда нам надо постараться отвлечься от земной суеты и объяснить детям, что разлука с дорогими людьми, перешедшими в мир иной – временная. И что все, кого призвал Господь, очень нуждаются в нашей молитве за них.

Мой трехлетний сын часто спрашивает, почему Бог забрал дедулю? Я стараюсь по-простому ему объяснять, что Бог забирает человека тогда, когда посчитает нужным, когда пришло время, потому что на все Его святая воля. Мне кажется, сыну трудно это понять…

Подросший ребенок и вовсе может спросить, в Раю ли его дедушка или бабушка. Стоит ли говорить детям о том, что участь наших родных нам пока неизвестна? Что Бог после смерти судит людей по делам? Думаю, что в этот день главное – объяснить детям, что Бог есть любовь и милосердие и справедливость. Что Бог определяет место пребывания души человека по совершенным им при жизни поступкам, намерениям, по состоянию его души.

Мы верим в то, что встретимся с нашими близкими, что боль утраты непременно сменится радостью встречи. Радоница напоминает нам о том, что и усопшие не лишены радости Пасхи. Конечно, все мы ждем Воскресения Спасителя, но также мы ждем и воссоединения с любимыми. Можно рассказать детям о силе молитвы за усопших, о которой пишут святые отцы.

Святой Иоанн Златоуст: «Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние»

Св. Иоанн Кронштадтский: «Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, — забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви. — Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных [Евр. 12, 23], по любви своей постоянно молится за нас Богу, — и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, — равное за равное. Мы поминали их, они — нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. — Много значит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва праведного [Иак. 5, 16

Блаженный Августин: «Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько заслужили они по грехам своим. Ибо вся Церковь соблюдает это, как переданное от отцов, чтобы о скончавшихся в общении Тела и Крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом Жертвоприношении, и выражать то, что Жертва приносится за них. Кто также усомнится, что и дела милосердия, совершаемые для умилостивления за них, приносят пользу тем, о которых не всуе (не напрасно) воссылаются Богу молитвы?»

Кладбище — место не для смерти, а для воскресения

Взрослые заказывают панихиды, стараются быть в храме, ездят на кладбища. Полезно брать с собой и детей, учить их молитве за усопших.

Я в своем атеистическом детстве не любила похороны. До сих пор запах еловых венков у меня вызывает те неприятные ассоциации: похоронная процессия по всей улице, люди плачут, потом на кладбище взрослые пьют и едят, в гроб я вообще боялась смотреть. Никто, конечно, никаких молитв не читал, и эта ужасная атмосфера погребения перестала на меня влиять только когда я пришла к вере. Раньше я воспринимала кладбище, как ужасное место, отношение подсознательное было «пусть мертвые погребают своих мертвецов», избегала семейных поездок на кладбище. Наверное, потому что не понимала бессмысленного распития спиртных напитков на могилах. А что с душой человека – никто и не задумывался и детям не объяснял. Хотя детская душа противилась принятию того факта, что вот кладбище — это конец.

Вера же в воскресение Христа, во Второе пришествие, во Всеобщее воскресение не только не отворачивает от кладбища, но и выводит из тупика вечной смерти. Если не получается по каким-то причинам взять ребенка с собой в храм и на кладбище, вспомнить родных можно и дома. Не только в молитве мы думаем об усопших. Раздавая милостыню, делая добрые дела, помогая нуждающимся. Зачастую для ребенка это может быть трудно исполнимо в силу возраста. С совсем маленькими детьми можно сделать альбом памяти: распечатать фотографии родственников с краткой биографией и молитвой. С детьми постарше можно нарисовать генеалогическое дерево, рассказывая о жизни близких людей, их судьбах, о том, как они пришли к Богу, или не пришли…Можно сделать газету памяти, если ушедшие родственники писали стихи, или были напечатаны в каком-то издании, или просто газету «воспоминаний», если ребенок что-то помнит об усопшем. До подростков сложнее достучаться, они в своем эгоцентричном мире, в периоде поиска себя и жизненных ориентиров, и многие сомневаются в истинности того пути, по которому идут родители, предпочитают сами искать правды и Бога. Нравоучения и взывания к совести, цитирования святых отцов могут оказаться бездейственными. Остается молиться, и терпеливо ждать, когда они сами начнут задавать вопросы о родственниках, их судьбах, месторасположении могилы…

Связь поколений не должна обрываться на кладбище. Связь — в молитве. Что будет, если мы перестанем вспоминать и молиться, и наши дети не будут знать, о ком молиться? Это чревато тем, что вырастет поколение «иванов», не помнящих родства, забывших отеческие гробы, разорвавших духовную связь поколений. Радоница – это рукопожатие. Мы протягиваем руки к небесам в вере и надежде воскресения мертвых. И маленькие детские ладошки как проводник между прошлым и будущим должны участвовать в этом рукопожатии.

«Непостижимым промыслом ко благу вечному мир уготовляяй, человеком времена и образ кончины определивый, остави, Господи, от века умершим вся согрешения их, приими я во обители света и радования, объятия Отчи отверсти им потщися и услыши ны, память их совершающия и поющия: Господи, Любы Неизреченная, помяни усопшия рабы Твоя»…

А. Любар

Комментировать