Рассуждая о вопросах воспитания, мы зачастую проводим абсолютно четкую и нерушимую грань между взрослым и детским миром.
Взрослый мир в нашем понимании устойчив и самодостаточен, детский – является поверхностным, имея качественно более низкий уровень развития. Дети нуждаются в заботе и постоянном воспитании, взрослые – имеют полный спектр необходимых для жизни знаний и, по идее, должны чувствовать себя не только уверенно, но и быть счастливыми. Но так ли это в действительности? Чем отличается душа ребёнка от души взрослого человека? Почему наш «устойчивый» взрослый мир с годами становится всё более и более жестоким, замыкается в себе и отдаляется от Бога? И почему Сам Христос в Своём учении уделяет особое внимание детям, говоря не только о необходимости их общения с Ним, но и выдвигая достаточно строгое требование: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3)?
У каждого из нас где-то в глубине души периодически возникают эти вопросы. И возникают они именно в те мгновения, когда неожиданно для самих себя мы чувствуем свою беспомощность перед лицом скорбей, бед, искушений… Но, чаще всего, мы стараемся как можно скорее отогнать от себя данные мысли, призвав на помощь свою «взрослость». «Взрослость», которая боится с ответственностью признать, что в этих евангельских словах «имеются в виду те качества человеческой личности, которые еще в силу малого времени не успевают быть полезными греховной человеческой природе, характерной роду человеческому на протяжении его сознательного развития. Дети, чаще всего, нам приятны из-за своего бессознательного, или, точнее, подсознательного проявления в нашем современном мире, под которым имеется в виду главное их достоинство – искренность сердца. Хотя Господь в Евангелии говорит о смирении, но здесь нет противоречия. На самом деле, смирение невозможно без искреннего сердца. Смирение – самый важный фактор, который делает человека более совершенным, как это ни парадоксально, ведь в это время воля человека управляется волей Самого Господа. И таким образом человек слышит то состояние, которое было до первородного греха, именно слышит. Он не является таковым, но он слышит его и руководствуется им. Есть и другие черты у детей, которым следует учиться всякому взрослому, – это же, конечно, их вера. Вера полная, вера безропотная и послушание без сомнения. Ведь если ребенок держит родителя за руку, то он практически может ничего не бояться. Так и нам в жизни духовной следует помнить, что мы подобны детям. Мы можем так же держать Спасителя за Руку, не в прямом смысле, а в духовном – руководствоваться опытом церковной жизни, имея все средства и Таинства, которые укрепляют и дают почувствовать, что Господь рядом с нами, и бояться нам нечего. У детей есть и другие черты, которые мы всегда ценим в каждом человеке. Это жажда жизни, способность научаться, изменяться, совершенствоваться – то, что в каждом ребёнке заложено, и важно сохранить всякому взрослому, стремящемуся идти по пути спасения своей души для вечности»[1].
Примечание
[1] В статье использована проповедь протоиерея Георгия Лаврушина, произнесённая 18 августа 2013 года на литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы при спасательном центре МЧС №346 Колпинского района г. Санкт-Петербурга.
Комментировать