«Слово сеет Сам Бог, а поле – сердце человека. Почву в нем готовит и воспитание родительское, и литература – она ведь тоже воспитывает. Хорошая книга – всегда воспитатель души человека».
Так говорил писатель и пастырь протоиерей Николай Агафонов. Книги автора отвечают этому требованию – они воспитывают без назидательности, многие из них адресованы подросткам и молодежи.
17 июня 2019 года батюшка покинул этот мир. В память об отце Николае публикуем его интервью.
Только факты
Протоиерей Николай Агафонов – член Союза писателей России, автор рассказов, повестей, романов. Лауреат Патриаршей премии по литературе 2014 года и член попечительского совета премии на протяжении нескольких лет.
Отец Николай родился под Пермью в 1955 году. Был рукоположен в диакона, затем в 1979 году – в священника. В его послужном списке – Саратов, Волгоград, Самара. Окончил Московскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. Являлся ректором Саратовской духовной семинарии.
С 1997 года отец Николай руководил миссионерским отделом Волгоградской епархии. Протоиерей Николай Агафонов награжден орденом святителя Иннокентия III степени. Он построил две плавучие миссионерские церкви, благодаря чему жители отдаленных населенных пунктов, где нет храма, живущие возле реки, смогли участвовать в Божественной литургии и церковных таинствах.
«Капитанская дочка» – книга христианская
Наша беседа состоялась три года назад. Несколько вопросов протоиерею Николай Агафонову – члену Палаты попечителей премии – нам удалось задать перед вручением Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия-2016 в Храме Христа Спасителя в Москве.
Отец Николай – обладатель всероссийских литературных премий «Хрустальная роза Виктора Розова» (2005 год) и имени святого благоверного князя Александра Невского (2007 год). Самые читаемые его произведения сегодня – роман «Жены мироносицы», сборник рассказов «Непридуманные истории» и повесть «Стояние».
– Отец Николай, чего Вы ждете от Патриаршей премии? У Вас, наверное, есть свои предпочтения и жанров, и авторов?
– Пожалуй, ничего не жду – сам я премию давно получил. Ну, а если серьезно, то жду награждения достойных, встреч с интересными людьми и Слова Святейшего Патриарха.
А предпочтения, конечно же, есть, хотя говорить о них пока не имею права – конверты еще запечатаны и не вскрыты, интрига должна сохраняться до финала, а результаты еще ни для кого не очевидны.
Безусловно, в списке номинантов все достойные, но придется делать выбор. И, конечно, среди них есть авторы, которые лично мне интересны и близки.
– Есть ли будущее у премии, и как, по-Вашему, она будет развиваться?
– Премия – не просто констатация «православности» авторов и их таланта, ею награждают за вклад в нашу русскую словесность.
Стоит понимать, что православная литература – это книги не обязательно о Церкви, священниках и церковной жизни, но о добре, о том, что Бог есть Любовь. И если книга учит любви и добру, то это и есть христианское мировоззрение.
Вот, скажем, повесть Пушкина «Капитанская дочка» – самая что ни на есть христианская. Хорошее литературное произведение независимо от его жанра, формы и времени создания приближает человека к Богу.
– Сегодня многое говорится о необходимости нравственной литературы, особенно для юного поколения читателей. А имеет ли смысл нравственность без Бога?
– Нравственность – воспитатель нрава человека и может быть основана только на заповедях, поэтому не может существовать вне Бога и евангельской системы координат.
Исполнять волю Божию – значит исполнять заповеди, ведь, как сказано в Евангелии от Матфея, «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (7:21).
Помните, в притче о сыновьях, один из них согласился выполнить волю отца, но не сдержал обещания, а другой отказался, а потом устыдился, пошел и сделал, как его просили.
Мы не знаем всех тайн Божиих, так о чем тут можно рассуждать? Бывает, человек не ходит пока в храм, но исполняет заповеди по велению сердца.
Пожалуй, здесь проходит тонкая грань, но все-таки добрый человек, если он в силу воспитания или других причин пока еще не христианин – всегда близок к Богу и рано или поздно приходит к Нему.
Почему западные «общечеловеческие» ценности в корне своем греховны? Они идут от природы падшего человека, потакают греху. Отличить подмену на самом деле просто, для этого стоит задаться вопросом, где точка отсчета, какова мера вещей – Христос или человек?
Идея Богочеловека или человекобога не просто абсолютно разные – они противоположные. Поэтому обожествление всего человеческого и ведет к греховной сатанинской свободе – вседозволенности. И мы, христиане, не можем их принимать.
– Могут ли православные авторы противостоять псевдо-ценностям?
– Конечно, могут, и они им противостоят. Конечно, писатели и их произведения не могут привести человека к Богу, но способны помочь ему осилить путь к порогу храма, направить его на осмысление своей жизни.
Пережив катарсис вместе с героем, читатель может задуматься о Божьей воле, о последнем часе смертном, о том, как исправить свою жизнь. А еще книги помогают осмыслить жизнь как величайший дар Бога.
В этом смысле писатель является пахарем – он перепахивает человеческую душу, чтобы в ней проросло евангельское семя.
Понятно, что семени мало просто упасть – об этом сказано в притче о Сеятеле: какое семечко упало при дороге, какое – на камень, какое заглохло среди плевел или склевано птицами. И писатели ответственны за то, куда падает Слово Божие, а ведь Слово сеет Сам Бог, а поле – сердце человека.
Почву в нем готовит и воспитание родительское, и литература – она ведь тоже воспитывает. Хорошая книга – всегда воспитатель души человека. «И чувства добрые я лирой пробуждал», – говорил Александр Сергеевич Пушкин.
– Ваши книги сегодня многие знают и любят, а что читаете Вы?
– К сожалению, в последнее время редко удается погрузиться в серьезную духовную литературу. В основном, читаю разную беллетристику, художественные произведения, из современных – прозу Виктора Пелевина и Сергея Лукьяненко.
Из классики недавно перечитал несколько романов Николая Лескова. Чарльза Диккенса очень люблю. Конечно, я много служу и работаю, поэтому чтение для меня – лучший отдых.
Чудо стояния Зои
Вспоминая книгу отца Николая «Стояние Зои» и рекомендуя ее к прочтению всем старшеклассникам, приведем несколько строк из послесловия автора:
«Рассказ о том, как девушка танцевала с иконой Николая Чудотворца и была наказана за свое святотатство, я услышал еще в детские годы.
В Самаре и сейчас можно встретить немало свидетелей, которые сами видели и людское столпотворение на улице Чкалова, и милицию, охранявшую дом.
В 1977 году мне посчастливилось общаться с женщиной, которая сумела побывать в доме и лично видела стоящую там Зою.
У меня в повести этот случай описан в главе «Таинственный старик». Эта женщина явилась прообразом Марии, подруги Дуни, с которой они вместе уговаривают ее брата, лейтенанта Мельникова, провести их в дом и показать окаменевшую Зою.
С тех пор я стал интересоваться подробностями этой истории. Мне всегда везло на встречи с людьми, которые хоть в малой степени могли пролить свет на чудо стояния Зои. Народная повесть о стоянии Зои ходила в рукописях по всей стране…»
Валентина Киденко
Комментировать