Имена лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия снова названы. Чем этот факт может быть интересен родителям школьников и молодым людям?
Возможно, премия подскажет им, каких современных авторов читать и предлагать детям, чтобы пробуждать интерес к печатному слову.
Встретиться с хорошей книгой. Как?
Еще в марте 2019 года, обращаясь к юным читателям в День православной книги, Патриарх Кирилл сказал: «Встречи с книгой… могут помочь вам определить жизненный путь», и с этими словами трудно не согласиться.
Но как родителям и детям встретиться с нужной книгой – сориентироваться, что, собственно, читать, в потоке литературы, которая выходит спонтанно, а ее тиражи, популярность и продаваемость зависят не от оценок критиков, а зачастую от спонсорской помощи и материальных возможностей авторов?
На самом деле, проблема круга чтения, особенно для детей, подростков и молодых людей сегодня существует.
В советские годы было намного проще – в потоке информации помогали разобраться толстые литературные журналы, где публиковали произведения или отрывки из повестей и романов лучших отечественных авторов.
Пролистав такой журнал, можно было сразу идти в книжный магазин и уверенно приобретать новинки.
Сегодня есть отзывы в интернете, но ни для кого уже не секрет, что большинство из них имеют коммерческое происхождение – их пишут на заказ подготовленные журналисты и копирайтеры, так что вопрос – можно ли доверять отзывам о книгах в сети, – по-прежнему остается.
Так как же понять, что достойно внимания и что выбрать в потоке выходящих из печати книг? Остаются премии, которые во многом отражают современные тенденции, ведь в премиальных жюри обычно работают профессионалы, истинные ценители русской словесности, знатоки слога, стилей и жанров, которые выносят, как правило, верный и справедливый вердикт.
Для православных читателей ориентир в мире современной литературы – это Патриаршая литературная премия имени святых Кирилла и Мефодия. По оценке ответственного редактора «Православного книжного обозрения» Максима Большакова, «произведения номинантов премии – это настоящая литература, глубинно связанная с Православием… Православная литература нашего Отечества чрезвычайно интересна и разнообразна, но, к сожалению, мало известна широкой публике. Ее популяризации в значительной степени и служит Патриаршая литературная премия».
Кратко о премии
Премия имени святых учителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена в 2009 году по личной инициативе Святейшего Патриарха Кирилла. Она не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей.
И, что очень значимо, премия присуждается не за отдельное произведение, а за всё творчество автора, точнее, как говорится в Положении, «…за существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, обогативших русскую литературу».
В этом году профессиональное жюри премии (Совет попечителей) в девятый раз определяло лучших писателей и поэтов с христианским мировоззрением, привносящим это духовное видение мира в отечественную словесность.
Лауреатами Патриаршей литературной премии 2019 года объявлены Дмитрий Володихин, Александр Стрижёв и Михаил Тарковский.
Кратко говоря об авторах, заметим:
Дмитрий Володихин – историк, писатель и литературный критик, член Союза писателей России, чьи произведения посвящены русскому средневековью и другим периодам родной истории и охватывают различные жанры: от монографий и научных статей и учебных пособий до художественной прозы.
Александр Стрижёв – историк русской культуры, писатель и литературовед, член Союза писателей России и нескольких крупных общественно-научных организаций, имеет орден святителя Иннокентия Московского, а также медали Академии российской словесности «Ревнитель просвещения» и общества «Радонеж».
Михаил Тарковский – писатель и поэт, лауреат четырех крупных литературных премий, в числе которых премия «Ясная Поляна» (победитель в номинации «ХХI век»).
Познакомиться с творчеством и жизненными позициями этих авторов можно благодаря журналу «Книжное обозрение», выпуск которого посвящен Патриаршей премии.
Нужны новые Пушкины
В своем слове на церемонии награждения Святейший Патриарх напомнил о приближающейся дате – 220-летии со дня рождения Александра Пушкина, и отметил: «Нам нужны новые «Пушкины», которые могли бы чувства добрые лирой пробуждать, не идеализируя, но и не опошляя при этом мир существующий, а свидетельствуя о высших истинах, стремиться к познанию которых призван каждый человек».
Размышляя о современных культурных вызовах, Предстоятель выразил сожаление, что сегодня большинством писателей и читателей «…литературное творчество воспринимается как своеобразная форма игры, где нет и не может быть…сколь-либо серьезных и глубоких идей.
Торжество нигилизма и эстетики декаданса, циничного гедонизма и вызывающего эпатажа – вот печальные плоды постмодернистской реальности в литературе».
При этом Патриарх подчеркнул, что в обществе есть запрос «…на поиск настоящего, жажду подлинного в мире социальных и культурных декораций. Сегодня нам нужна литература, которая бы примирила постмодернистскую реальность с вечными нравственными принципами и ценностями…»
Почему для Церкви важно то, что происходит сегодня в отечественной словесности? «…Именно в литературе русская культура нашла самое глубокое выражение: литературоцентризм — одна из ее сущностных особенностей…
Не будет преувеличением сказать, что будущее России напрямую связано с будущим ее литературы. Если не будет по-настоящему значительной русской литературы, не будет и настоящей глубинной России, которую мы любим и которой так дорожим.
Очень надеюсь, что усилиями Церкви, писателей и всех неравнодушных к судьбам отечественной словесности людей в нашем обществе будет возрождаться роль литературы как важного пространства духовной жизни…»,– заключил Патриарх.
Писатель для подростков и молодежи
Среди победителей премии-2019 оказался автор, активно пишущий для подрастающего поколения – Дмитрий Володихин. Расскажем подробнее о нем самом и его произведениях, которые, возможно, приживутся на вашей книжной полке.
Только факты
Дмитрий Михайлович Володихин родился 1 июня 1969 года в Москве, окончил исторический факультет МГУ. Специализируется на истории средневековья (Русь), палеографии, работает на кафедре источниковедения и историографии МГУ, в 2014 году утвержден в звании профессора. Крестился в 2001 году.
В своих книгах он создал исторически точные и при этом литературно-художественные портреты митрополита Московского Филиппа, Патриарха Московского Гермогена, святых Петра и Февронии Муромских, освободителей Пожарского и кн. Трубецкого, Ивана Грозного, царя Феодора и других духовно-исторических деятелей, преломив их образы через христианский этический идеал.
Многие его исторические портреты вышли в знаменитой серии «ЖЗЛ».
Из прозы и публицистики автора широко известными стали романы «Полдень сегодняшней ночи» (2000 г.), «Золотое солнце» (2002 г.), «Убить миротворца» (2003 г.), «Конкистадор» (2004 г.), Доброволец» (2007 г.) «Мастер побега» (2012 г.), «Смертная чаша» (2018 г.), а также многочисленные повести, рассказы и эссе.
Фантастика бывает и такой
Отметим также, что Дмитрий Володихин – один из основателей объединения писателей-фантастов имперско-патриотического направления, в которое вошли историки, журналисты и литературные критики. Эта литературно-философская группа получила название «Бастион». Кроме того, Дмитрий Михайлович вел семинар для начинающих писателей-фантастов «Малый бастион»
Трудился редактором в издательстве «Аванта+», «Планета». Руководил проектами «Антология мировой детской литературы», «Антология мировой фантастики».
Также создал и возглавил собственное издательство «Мануфактура». Основал журнал «Русское средневековье», в котором был главным редактором. В разное время сотрудничал с журналами «Политический журналъ», историко-культурным журналом «Свой».
Награжден премиями им. митрополита Макария (Булгакова), журнала «Москва», премиями им. Хомякова, им. Данилевского, им. Александра Грина, премии «Хронограф» и т.д.
Отмечен президентской премией в области образования – за работу над просветительской серией «Энциклопедия для детей».
В одном из своих интервью Дмитрий Михайлович поделился: «На мой взгляд, сейчас писатель действительно важная фигура лишь в нескольких сферах.
Это, конечно же, детская литература, ее выходит много. Это также художественно-биографическая проза. И, наверное, что-то еще живо в фантастике, в историческом романе.
За пределами этих сфер роль писателя, на мой взгляд, упала. И сейчас крайне незначительное количество писателей является ведущими фигурами в культурном пространстве России.
Размышляя о жанре фантастики, автор сказал: «В последнее время в русской фантастике образ будущего России двоится. Существуют два сценария. Один из них – «СССР-2». Не могу о нем сказать ничего хорошего. На мой взгляд, что скончалось – то скончалось.
А второй проект интереснее – это «Российская Империя-2». Не возвращение России в XIX век, но строительство в нашей державе при участии Церкви крепкого монархического государства с прицелом на отдаленное будущее в соединении с техническим прогрессом…»
Небесная страна и цветок с Мадагаскара
Дмитрий Володихин, как и многие люди пера, проявляет свои дарования не только в прозаических жанрах. Вот, например, его стихотворение «Небесная страна».
В краях далеких, на пороге мира
Упрятана небесная страна.
Уставшим душам ласкою эфирной
Дает отдохновение она.
В лугах цветущих, средь холмов зеленых
Поставлен Богом тесаный чертог,
Где всякий без надежд в мечту влюбленный
Княгиню сновидений видеть мог.
Там между сосен вьется путь неторный,
В прибое песню моря волны ткут,
И мальчик с девочкой среди небес озерных
Который год на лодочке плывут.
Также писатель пробует силы в качестве сценариста. Но здесь требуется небольшая предыстория.
Недавно на столичных подмостках появилось новое зрелищное представление для детей и подростков, которое, кроме зрелищности, несет в себе христианские смыслы. Это музыкальный спектакль «Цветок с Мадагаскара», созданный в стиле детской оперетты.
Премьера представления состоялась 20 марта 2019 года в День православной книги, проходивший в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве.
Вокальные данные и игра молодых актеров Московской филармонии никого не оставили равнодушными.
Зрители увидели фееричное зрелище, чем-то напоминающее «Юнону и Авось», некогда поставленную столичным театром «Ленком» по произведению Андрея Вознесенского в 1981 году. Наверное, эта параллель неслучайна, ведь ленкомовская постановка была пронизана религиозными смыслами и на тот момент для советского поколения молодежи 80-х стала неким откровением о вере.
«Цветок с Мадагаскара» – детско-юношеская версия в чем-то подобного спектакля.
Его зрители тоже стали свидетелями лирической истории, которая не является вымыслом – некогда она на самом деле происходила в России, но, конечно, художественно преображена творческим видением автора.
Зрители вкусили вольный ветер перемен петровской эпохи – дух морских приключений, упоительной гардемаринской романтики и непобедимой любви двух сердец, которые соединило общее душевное стремление – стремление к насыщенной жизни души и просвещению через книгу.
Спектакль поставил известный столичный режиссер и продюсер Александр Поляков по книге «Сухарева башня», которую написала О. Иванова-Голицына (книга выпущена издательством «Лингва-Ф» и получила премию конкурса «Просвещение через книгу» Издательского Совета РПЦ).
А вот сценарий для музыкального спектакля по этому произведению создал лауреат Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия в 2019 году писатель Дмитрий Володихин.
Валентина Киденко
Комментировать