Рецензенты: Архимандрит Вениамин (Лихоманов), заведующий кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; Ерохина Т.И., доцент кафедры культурологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат культурологии.
Программа воспитания школьника и методическое пособие составлены в результате деятельности региональной экспериментальной площадки по теме: «Разработка и реализация системы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе курса “Православие и русская культура” в общеобразовательных школах». В проекте участвовали три общеобразовательных школы г.Тутаева Ярославской области (НОУ ПСО «Православная школа» им. Иоанна Кронштадтского, МОУ СОШ № 6,
МОУ СОШ № 7 им. Ф.Ф. Ушакова). Программа отражает гуманистическое направление в воспитательной деятельности школьных педагогов, разработана с учетом православных традиций русской культуры.
Программа и методическое пособие могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Введение
Новые стандарты образования определяют его основные функции: формирование российской идентичности, обеспечение сочетаемости с лучшими европейскими системами, гуманизация образования. Понятие российской идентичности включает в себя этнокультурную, национальную, гражданскую и общечеловече- скую идентичность. В этой связи обращение к истории национальной культуры как средству воспитания становится наиболее актуальным.
Программа воспитания школьника «Духовно-нравственные традиции русской культуры» и методическое пособие к ней ориентированы на новые образовательные стандарты. Особенностью базисного учебного плана в стандартах второго поколения является наличие раздела «Внеучебная деятельность», на который отводится 10 часов в неделю. Эти часы предназначены для реализации дополнительных образовательных программ, программ социализации обучающихся, воспитательных программ. В рамках часов внеучебной деятельности и может быть использована данная программа.
Требования к результатам – обязательная составная часть всех видов общеобразовательных программ стандартов второго поколения. Они включают в себя три группы результатов – личностные, метапредметные, предметные. Личностными результата- ми являются познавательные потребности, а также система ценностных отношений обучающихся. Организация воспитатель- ной деятельности в образовательном учреждении на основе программы «Духовно-нравственные традиции русской культуры» бу- дет способствовать личностному развитию воспитанника, формированию его ценностных отношений к семье, окружающему миру и людям, национальным традициям и праздникам, родному краю, Отечеству.
Методическое пособие к программе содержит теоретические основы духовно-нравственного воспитания школьников, общую характеристику программы, планирование воспитательных занятий с 1-го по 9-й класс в соответствии с разделами программы, материалы и методические рекомендации для проведения занятий, наглядность (компакт-диски). В разработке каждого воспитательного занятия определена общая цель воспитания, сформулированы задачи, направленные на развитие трех сфер личности:
- когнитивной (какие знания о духовно-нравственных ценностях отечественной культуры получат обучающиеся);
- эмоционально-волевой (какие духовно-нравственные чувства у них будут развиваться);
- деятельностной (какими способами деятельности они овладеют).
Выделены основные ключевые понятия, даны их определения. Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Предлагаются примерные вопросы и задания для обучающихся, тексты (фрагменты) из культурологической и художественной литературы, а также список рекомендуемой литературы.
Разработки воспитательных занятий носят рекомендательный характер и предполагают творческий подход педагога в их применении. Так, в третьем разделе «Православные праздники и традиции» представлен материал для самоподготовки учителя.
В программе и методическом пособии гармонично сочетаются темы и методические рекомендации по изучению светской этики и традиций православной культуры.
Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
Приступая к духовно-нравственному воспитанию школь- ников, педагог должен иметь ясное представление о сущности понятий «духовность», «нравственность», «воспитание», осознавать цель, теоретические основы и педагогический инструментарий организации процесса духовно-нравственного воспитания. Проблема духовности человека и общества в целом изучается глубоко и разносторонне в философской, религиозной, психолого-педагогической литературе.
В истории философской мысли феномен духовности рассматривается в связи с такими категориями, как «дух» и «душа». В широком смысле слова понятие «дух» тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле совпадает с понятием «мышление». Термин «душа» употребляется в качестве синонима «психика».
Так, например, древнегреческий философ Сократ понимал под термином «душа» психические качества человека, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам. Главным двигателем человеческого поведения, по его мнению, должен быть разум, а добродетель — это истинное знание человеком своего назначения и смысла жизни. В понимании Сократа и его последователей сущность духовности выражалась в стремлении человека к достижению нравственного идеала и постижению смысла собственной жизни.
Традиционное для России православное понимание духовности неразрывно связано с признанием наличия в человеке, кроме физического тела, Божественного начала, проявляющегося в виде таких субстанций, как душа, дух. Характер взаимоотношения тела, души и духа человека определяется его нравственным состоянием, нравственной доминантой.
В христианской антропологии выделяются такие категории души как ум, сердце, воля, которые и являются предметом самопознания и самовоспитания человека. В педагогической интерпретации мы можем говорить о когнитивной, эмоционально- ценностной и деятельностной сферах личности. В православном понимании правильное устроение ума таково, что он должен быть направлен на «постижение духовных тайн мироздания и христианских добродетелей» (Н. Пестов, 6), которые составляют духовные ценности православия. Если перевести в область педагогики, то воспитание ума будет заключаться в формировании духовно- нравственных знаний. Наибольшее внимание в христианской антропологии уделяется воспитанию «сердца». Русский религиозный философ Иван Ильин придавал большое значение воспитанию чувств детей. «Сердце» он называл «духовным центром» или «чувствилищем», которое педагогу следует пробудить в ребенке. Путь к формированию духовно-нравственных убеждений, по мнению И. Ильина, лежит через воспитание чувств: «Ум и воля приводятся в движение у русского человека чувствами «…» Не человек охваты- вает истину умом, а истина охватывает человеческое сердце, и воображение, и ум» (3). Тем самым утверждается, что духовно-нравственные знания усваиваются личностью более эффективно, если активизирована ее эмоционально-ценностная сфера.
Решающее значение в восприятии всего окружающего и в оценке его, в свете православной антропологии, имеет воля чело- века. Другими словами, именно воля является движущей силой ценностно-смысловой деятельности личности. Согласно Библии, человек создан со свободной волей, вернее, со свободой стремлений и желаний. Духовная свобода воли человека проявляется, прежде всего, в выборе им добра или зла.
Таким образом, православная антропология подтверждает наличие в человеке духовного и телесного начала; духовность выражается в стремлении личности реализовать духовные потребности через освоение духовных ценностей. Проводником приобщения к этим ценностям является ум, сердце и воля, предпочтение отдается воспитанию «сердца», то есть воспитании чувств или «чувствилища». Свобода воли находит свое выражение, прежде всего, в выборе, который всегда стоит перед человеком, или дилемме между добром или злом. Духовность личности проявляется в преобладании духовных потребностей над материальными, характер которых определяется нравственным состоянием человека.
Религиозные воззрения нашли свое отражение в православной педагогике. По мнению В.В. Зеньковского (2), духовность понимается в причастности к Божественному началу, обращение к которому питает и взращивает духовность человека. Взаимодействие обучающегося с содержанием образования основывается на идеях соборной природы мышления человека, зависимости работы его ума от глубины и чистоты духовной жизни, поиска путей единства «ума и сердца» в педагогическом методе. Утверждается, что содержание образования должно быть ориентировано на иерархическое строение человека, в котором не формирование интеллекта, а содействие духовному росту стоит на первом месте. В этом случае под духовно-нравственным понимается религиозно-нравственное воспитание. Его целью будет создание педагогических условий, способствующих востребованию в ребенке образа Божия.
Воспитанию духовности детей большое внимание уделял выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский. Он разработал идею гуманизации образования в качестве главной цели народного образования и связывал ее с воспитанием духовности школьников. К.Д. Ушинский (9) вкладывает в духовность понимание бескорыстного стремления человека к познанию истины и добра. Человек у К.Д. Ушинского рассматривается и как собственно человек, и как человек, принадлежащий определенному народу. Вы- движение им в этой связи идеи народности воспитания основывается на том, что каждый народ в известный период своего разви- тия имеет свой идеал человека.
В свою очередь В.А. Сухомлинский в работе «Духовный мир школьника» (7) употребляет такие понятия, как «духовный мир», «духовная жизнь», в которые он вкладывает следующий смысл: сфера духовной жизни человека – это развитие, формирование и удовлетворение его нравственных, интеллектуальных и эстетических запросов и интересов в процессе активной деятельности. Перекликается со взглядами В.А. Сухомлинского определение духовности современного исследователя Н.А. Коваль. По мнению Н.А. Коваль (4), структуру духовности составляют следующие компоненты: познавательный, нравственный и эстетический. Культура познавательной деятельности является необходимой предпосылкой формирования истинности знания и духовного обогащения индивида. Понятие «нравственной культуры личности» выражается в степени гармонизации в её сознании и поступках нравственных ценностей, выступающих в виде норм поведения. Понятие «эстетической культуры» в структуре духовной культуры личности определяется как способность индивида воспринимать красоту окружающего мира и основанные на ней умения практически участвовать в эстетическом совершенствовании человека и его бытия. В этой связи можно говорить о направленности духовного развития: духовно-интеллектуального, духовно- нравственного, духовно-эстетического.
Понятие духовности находит отражение в современных концепциях национального воспитания. Так, Е.В. Бондаревская (1) подчеркивает, что духовность – исконно русское понятие, в нем запечатлен феномен национального характера, сущность которого всегда выражали нравственные искания истинных ценностей и смыслов жизни. По ее мнению, ядро духовности составляют ценности, т.е. своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами его поведения. Автор курса «Народоведение» М.Ю. Новицкая (5) подчеркивает, что учитель должен помочь воспитанникам осознать общечеловеческие духовные ценности в их взаимосвязи с самобытностью родной культуры. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях. Необходимым условием воспитания духовности личности, по мнению М.Ю. Новицкой, является развитие и сохранение лучших черт национального характера в тесном взаимодействии с другими народами. Именно в ракурсе этих мировоззренческих проблем становится очевидной единая родовая сущность человека, человеческого, человечности.
Термин «нравственность» чаще всего используется в российской педагогике как характеристика межличностных отношений людей и как характеристика внутренних установок человека на эти отношения. Следовательно, термин «мораль» обычно характеризует отношения человека и социума – общества. Этика – это наука о морали и нравственности. «Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, И.О. Шведовой).
Рассмотрим понятие «воспитание». Воспитание (от древнерусского – духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) – это деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание педагогической поддержки в формировании своего нравственного образа, процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации (Е.В. Бондаревская). Воспитание понимается как вхождение ребенка в контекст культуры вместе с педагогом (Н.Е. Щуркова, 8). Согласно культурологическому взгляду на воспитание, содержательная сторона педагогического процесса обеспечивается системой ценностных отношений, выявленных и проверенных на практике историей культуры. Ценностные отношения составляют основное содержание воспитательного процесса, их формирование предполагает определенные знания детей о мире и умения взаимодействовать с окружающим миром. Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности посредством присвоения ею духовно-нравственных ценностей.
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию строится на основе культурно-исторического подхода в педагогике (И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.), который имеет четыре взаимосвязанных аспекта: аксиологический (ценностный), исторический, технологический, личностно- творческий. Аксиологический аспект предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Историческая составляющая культурно-исторического подхода выражается в преемственности ценностей исторически сложившейся, прежде всего, национальной культуры, в наследовании национальных духовно-нравственных ценностей, духовно-нравственного идеала. История предстает как цепь усложняющихся нравственных задач, решать которые необходимо с опорой на прошлое. Технологический аспект культурно-исторического подхода связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Изучение обучающимися культуры предполагает овладение способами практической деятельности. Личностно-творческий аспект обусловлен объективной связью человека и культуры. Освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности. Таким образом, взаимодействуя с исторически сложившимися ценностями культуры, ребенок овладевает определенными способами деятельности (технологиями) и формируется как личность.
Многие педагоги видят в культуре не только путь расширения искусствоведческих знаний школьников, но и возможность развития их духовного потенциала. «Погружение в культуру» понимается как построение единой системы урочной и внеурочной деятельности на основе духовно-нравственного содержания образования и эмоционально-образного способа его освоения. В этом
— особенность программы воспитания школьника «Духовно-нравственные традиции русской культуры». В ней отмечается необходимость «наращивания» культурного уровня школьников. Именно культура раздвигает границы выбора, помогает человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы.
Скачать полностью методическое пособие в формате pdf
Комментировать