- Предисловие
- Занятие I Бог — Творец мира. Тайна творения. Бог — Святая Троица. Творение Ангелов, мира и человека. Рай. Первые люди — Адам и Ева, их жизнь в Раю
- Занятие II Зло и его происхождение. Падение Ангелов. Искушение и грехопадение прародителей. Последствия первородного греха для человека и мира. Каин и Авель: братоубийство. Всемирный потоп
- Занятие III Десять заповедей
- Занятие IV Божия Матерь. О родителях Богоматери. Рождество Девы Марии. Введение во храм и жизнь в нем. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Иоанна Предтечи
- Занятие V Иисус Христос — Спаситель мира. Рождество Христово. Сретение Господне. Жизнь Спасителя до 30-летнего возраста
- Занятие VI Учение Христа. Нагорная проповедь. Главная заповедь. Ученики Христовы (апостолы) и жены-мироносицы
- Занятие VII Чудеса Христовы. Насыщение пяти тысяч пятью хлебами. Хождение по водам. Исцеление расслабленного. Воскрешение Лазаря. Чудеса в жизни Церкви Христовой. Свт. Николай Чудотворец
- Занятие VIII Распятие и Воскресение Христа. Явления Воскресшего Господа. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа. Церковь Христова
- Занятие IX О таинствах. Число таинств. Крещение. Ангел Хранитель. Крестные родители. Жизнь человека после крещения. Крещение Руси: Равноапостольные Мефодий и Кирилл, княгиня Ольга, князь Владимир
- Занятие X Таинство Причащения. Тайная вечеря. Тело и Кровь Христовы в Причащении. Подготовка к Причащению
- Занятие XI Исповедь — Таинство Покаяния. Грехи. Прощение грехов. Искушение Христа в пустыне. Притча о блудном сыне
- Занятие XII Молитва — беседа с Богом. Притча о мытаре и фарисее. Основные молитвы. Молитва «Отче наш». Молитвенные правила. Поклоны. Крестное знамение
- Занятие XIII Храм. Устройство храма. Алтарь. Богослужения. Крестные ходы и колокольный звон
- Занятие XIV Иконостас. Почитание икон. О различных иконах. Чудотворные иконы
- Занятие XV Церковнослужители и священнослужители. Священник. Служение священника. Благословение священника. Священные облачения
- Занятие XVI Почитание святых. О различных «видах» святости. Почитание мощей. Святые воины (св. Александр Невский, св. Димитрий Донской). Святые дети (Вифлеемские младенцы, Отроки в печи Вавилонской, св. Кирик, царевич Димитрий)
- Занятие XVII Великие русские святые: преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский
- Занятие XVIII Великие русские святые: св.Иоанн Кронштадтский, праведный и св. Ксения Петербургская
- Занятие XIX Посты. 40-дневный пост Спасителя в пустыне. Великий пост. Среда и пятница, однодневные посты
- Занятие XX Брак и монашество. Первое чудо Христа в Кане Галилейской. Таинство Венчания. Монашество. Преп. Серафим Вырицкий
- Занятие XXI О Русской Церкви. Царственные мученики, новомученики и исповедники российские. Русская Церковь и Великая Отечественная война
- Занятие XXII Конец мира. Второе пришествие Христа. Воскресение мертвых. Страшный суд. Будущая жизнь
- Приложение
- Игры на знакомство
- Способы повторения урока (пройденного материала)
- Игры на развитие внимания
- Подвижные игры
- Эстафеты
- Полный текст
Занятие II
Зло и его происхождение. Падение Ангелов.
Искушение и грехопадение прародителей.
Последствия первородного греха для человека и мира. Каин и Авель: братоубийство.
Всемирный потоп
Грех, или зло, есть нарушение Закона Божия, беззаконие. Грех есть нарушение воли Божией. Как же люди стали грешить?
Прежде сотворения видимого мира и человека Бог сотворил Ангелов. Ангелы — это духи бестелесные, невидимые и бессмертные. Все Ангелы были сотворены добрыми, Бог им дал полную свободу — желают ли они сами любить Бога или нет; а это значит, пожелают ли они сами жить с Богом или без Бога.
Один, самый высший и могущественный Ангел по имени Денница, возгордился своим могуществом и силой, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать — и стал темным, злым духом, дьяволом, сатаной. Слово «дьявол» значит «клеветник», а слово «сатана» — «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собой много и других Ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами.
Тогда выступил против сатаны один из высших Ангелов Божиих, Архангел Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на небе война. Михаил и Ангелы его воевали против сатаны, а сатана и бесы его воевали против них. Но не могла злая сила устоять против Ангелов Божиих, и упал сатана вместе с бесами, как молния, вниз — в преисподнюю, в ад. Ад, или преисподняя, — это место вдали от Бога, где и пребывают теперь злые духи. Там они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились в зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить.
Так возникло зло в Божием творении. Злом называется все, что делается против Бога, все, что нарушает волю Божию.
А все оставшиеся верными Богу Ангелы с тех пор в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И теперь так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла — не могут грешить, потому и называются святыми Ангелами. Слово «Ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает их возвещать людям Свою волю, для этого Ангелы иногда принимают на себя видимый, человеческий образ.
Дьявол завидовал блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. Когда Ева проходила недалеко от него, дьявол начал внушать ей, чтобы она поела плодов от запрещенного дерева. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: „не ешьте ни от какого дерева в раю”?»
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди Рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 1—3).
Но дьявол начал лгать, чтобы соблазнить Еву. Он сказал: «Нет, вы не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4~5).
Соблазнительная дьявольская речь подействовала на Еву. Она посмотрела на дерево и увидела, что оно приятно для глаз, хорошо для пищи и дает знание; и захотелось ей узнать добро и зло. Она сорвала плоды с запрещенного дерева и ела. Затем дала мужу своему, и он ел. Люди поддались искушению дьявола, нарушили заповедь Божию — согрешили, пали в грех. Так совершилось грехопадение первых людей. Этот грех Адама и Евы называется первородным грехом, так как именно он явился началом всех последующих грехов в людях.
Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас заметили, что наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот: разум их помрачился, совесть стала мучить, они лишились душевного спокойствия.
Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в Раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога. Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.
Господь спросил: «Адам, где ты?» Адам ответил: «Голос Твой я услышал в Раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого Я запретил тебе есть?»
Но Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на Самого Бога, давшего ему жену. И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?» Но и Ева вместо раскаяния ответила: «Змий соблазнил меня, и я ела».
Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха. Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу». Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терния и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься».
А дьяволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «Проклят ты за то, что ты сделал это». И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту», то есть от жены произойдет Потомок — Спаситель мира, Который родится от Девы, победит дьявола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать. Это обетование (обещание) Божие о пришествии Спасителя люди приняли с верой и радостью, потому что оно давало им великое утешение.
А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Для этого Он повелел закалывать теленка, ягненка или козла и сжигать их с молитвой о прощении грехов и с верой в будущего Спасителя. Такая жертва была прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи. Тут же, в Раю, и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.
Но так как люди стали грешными, то они не могли уже больше жить в Раю, и Господь изгнал их из Рая. И поставил Господь при входе в Рай Ангела Херувима с огненным мечом, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями путем естественного рождения перешел на все их потомство, то есть на все человечество, на всех нас.
Последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился. Земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях вместе с добрыми плодами стали расти сорные травы. Животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но самое главное — люди утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, молитва людей стала несовершенной.
Всемогущий Бог, несомненно, мог бы не допустить падения первых людей, но Он не захотел подавлять их свободы, потому что не Ему же было искажать в людях Свой собственный образ.
Каин и Авель: братоубийство. После изгнания из Рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери (Быт. 5, 4). Первого сына они назвали Каином, а второго — Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.
Однажды они приносили жертву Богу: Каин — плоды земные, а Авель — лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обетованного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божию. Бог принял жертву Авеля. Как полагают, дым от нее вознесся к небу. Каин же был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божия. Господь не принял его жертвы. Это, как думают, было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле.
После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его. Бог обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся: «Где брат твой Авель?» Каин дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?»
Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». И Каин, мучимый совестью, с женой бежал от своих родителей в другую землю.
Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать ее, ни отнимать ее у других.
Вместо убитого Авеля Бог дал Адаму и Еве третьего сына — благочестивого Сифа, а потом еще многих других детей. Адам и Ева долго жили на земле. Адам прожил 930 лет. Много они перенесли страданий и горя, сердечно раскаялись в своем грехе и твердо веровали в обещанного Спасителя. Вера эта спасла их, они находятся теперь в числе святых праотцев.
Всемирный потоп. От детей Адама и Евы род человеческий быстро размножился, люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди, «сыны Божии», а от Каина — нечестивые и злые, «сыны человеческие».
Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но впоследствии стали брать себе в жены дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них плохие обычаи, развращаться и забывать истинного Бога. Через продолжительное время нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа — праведный Ной со своим семейством.
Видя великое развращение людей, милосердный Господь дал им на покаяние и исправление сто двадцать лет. Но люди не только не исправились, а стали еще хуже. Тогда Господь определил очистить землю водой от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить. Бог явился Ною и сказал: «Конец пришел всякой твари, ибо земля наполнилась от них злодействами; и Я истреблю их с лица земли. Я наведу на землю потоп водный, чтобы погубить все, что есть на земле». Он повелел Ною построить ковчег, то есть большое судно, в котором могли бы поместиться его семья и животные, и дал ему для этого точные размеры и указания. Ной с верою принял повеление Божие и начал строить ковчег.
Когда ковчег был готов, Ной вошел в него со своей женой, тремя сыновьями и их женами и, по указанию Божию, взял с собою всех животных и птиц, которые не могут жить в воде, чистых (т. е. тех, которых можно приносить в жертву) — по семи пар, а нечистых — по одной паре, чтобы сохранить их для всей земли. Взял и запас пищи для всех на целый год.
В тот день, когда Ной вошел в ковчег, воды потопа хлынули на землю — «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились», то есть произошло великое наводнение с морей и океанов, а с неба лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. И поднялась вода на земле выше самых высоких гор, усиливаясь сто пятьдесят дней, и потопила всех людей и животных, так что никто не мог спастись, кроме тех, кто был в ковчеге.
После ста пятидесяти дней вода стала постепенно убывать. На седьмом месяце ковчег остановился на горах Араратских (в Армении). В первый день десятого месяца показались вершины гор. К концу года вода вошла в свои вместилища.
Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но ворон улетал и прилетал обратно. Потом Ной выпустил голубя, который, улетев, не мог найти места для жизни, потому что вода была еще на поверхности всей земли, и возвратился обратно в ковчег. Подождав семь дней, Ной снова выпустил голубя из ковчега. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. Ной понял, что вода сошла с земли и на ней снова появилась зелень. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Ной открыл кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла.
Тогда по повелению Божию Ной вышел из ковчега со своей семьей и выпустил всех животных, бывших с ним. И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц.
Бог милостиво принял жертву Ноя, благословил его и сыновей его и обещал, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле. В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании.
Жизнь после потопа. Все мы, люди, происходим от согрешивших Адама и Евы. Передаваясь из поколения в поколение, грех завладел всеми людьми и всех подчинил себе. Все люди, одни больше, другие меньше, — все грешны.
Грех всегда удаляет человека от Бога и ведет к страданиям, болезням и вечной смерти. Поэтому все люди стали страдать и умирать. Сами люди, своими силами, уже не могли победить зло, распространившееся в мире, и уничтожить смерть.
Но Бог по милосердию Своему помог людям в этом, послав на землю Своего Сына, Спасителя нашего, Иисуса Христа, для спасения человека от гибели и вечной смерти. Жертвоприношение было прообразом крестной жертвы Спасителя. Так премудр и благ Всемогущий Господь Бог, не возгнушавшийся сойти на грешную землю, лишь бы спасти нас и возвратить к райскому блаженству вечной жизни.
Вопросы
- Что такое грех?
- Кто первый нарушил волю Божию?
- Кто такой дьявол, или сатана?
- Кто выступил против сатаны?
- Где пребывают сатана и злые духи?
- Как возникает зло и что это такое?
- Кто такие Ангелы и когда они сотворены?
- Почему все Ангелы считаются святыми?
- Что означает слово «Ангел»?
- Кто и как научил людей грешить?
- Каковы последствия грехопадения?
- Что сказал Господь дьяволу, который скрывался в змее-искусителе?Как называется первый грех Адама и Евы?
- Что Господь сказал Адаму и Еве, после того как они совершили грех?
- Могут ли сами люди своими силами победить зло и уничтожить смерть?
- Какое обещание о спасении мира дал Господь?
- Как звали первых детей Адама и Евы?
- Чем занимались Каин и Авель?
- Почему Господь не принял жертвы Каина?
- Из-за чего Каин убил Авеля?
- Какие потомки родились от Сифа, а какие — от Каина?
- Почему Господь решил навести на землю всемирный потоп?
- Что такое ковчег?
- Кому Господь поручил строить ковчег и почему?
- Кого Господь повелел Ною взять с собой в ковчег?
- Сколько времени длился потоп?
- Как Ной смог узнать о том, что вода сошла с земли?
- О чем нам напоминает радугу?
Комментировать