<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

(2 голоса5.0 из 5)

Занятие X
Таинство Причащения.
Тайная вечеря.
Тело и Кровь Христовы в Причащении.
Подготовка к Причащению

Таинство Причащения. «Таинством таинств» в Право­славии является Святое Причащение, оно составляет основу, фундамент Церкви, без которого немыслимо ее существование. Таинство Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарение».

Евхаристия, или Причащение — это таинство, в котором верующий православный христианин под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни. Это таинство соединяет небесное с земным. Мы принимаем в себя Христа.

Хлеб и вино — самые простые, благородные и чистые виды пищи, они сохраняют свой вид, но прелагаются (превращаются) в Тело и Кровь Христа во время совершения таинства.

Согласно заповеди Христовой Таинство Причащения посто­янно совершается в Церкви и будет совершаться до конца мира. Святое Причащение совершается во время богослужения, кото­рое называется Литургией.

Таинство Евхаристии может совершать только епископ или священник. Таинство должно совершаться в храме, лишь в случае каких-либо особых обстоятельств допускается его совершение вне храма.

Литургия дает верующему возможность глубокого соеди­нения с Господом. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Тайная вечеря. Таинство Святого Причащения Христос установил накануне Своих страданий и смерти, во время Тайной вечери (пасхальной трапезы). Пасха в Ветхом Завете — это праздник воспоминания об исходе евреев из Египта, из рабства, о первой ночи свободы. Исход евреев из Египта символизировал спасение рода человеческого от гибели, Моисей символизировал собой Христа, который изводит человека из плена дьявола.

Когда все возлегли за стол, Иисус сказал: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22, 15—16). Далее между учениками возник спор по вопросу о том, кто из них должен, за отсутствием слуги, испол­нить в этот вечер «рабские» обязанности — омыть запыленные ноги участников вечери. Обратившись к апостолам по поводу этого спора, Господь сказал: «Кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служа­щий» (Лк. 22, 27).

Он встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Умыв ноги ученикам, Христос сказал им: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 12—15). Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам, но и научил их смирению, т. е. не считать за униже­ние для себя служить кому бы то ни было, хотя бы и низшему себя человеку.

Во время Тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недо­умении, смотря друг на друга, в страхе стали спрашивать один за другим: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26, 22). Спросил и Иуда: «Не я ли, Равви?» (Мф. 26, 25). Спаситель тихо сказал ему: «Ты», — но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем. Петр сделал ему знак, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припав к груди Спасителя, тихо сказал: «Господи! кто это?» (Ин. 13, 25). Христос так же тихо ответил: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» (Ин. 13, 26). Известно, что «после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13, 27), Иуда тотчас удалился.

После вкушения ветхозаветной пасхи Иисус Христос уста­новил Таинство Святого Причащения. Потому и называется она Тайной вечерей. Господь взял хлеб, благословил его, преломил на части и, подавая ученикам, сказал: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26), (т. е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов).

Затем Господь взял чашу с виноградным вином, благосло­вил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду чело­веческому, и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26, 27—28).

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаси­тель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа — это тайна, непостижимая даже для Ангелов, почему и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал запо­ведь всегда совершать это таинство. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Затем Христос продолжил беседовать с учениками Своими и сказал: «Дети! уже не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 33—35).

Апостолы сразу же после сошествия на них Св. Духа стали совершать Евхаристию. Ученики Христа, собираясь, совершали Евхаристию в день Господень, т. е. в воскресенье. Было у них правило: все, кто собрались в собрание, должны были прича­ститься Телу и Крови Христовым. Невозможно быть членом Церкви, не причащаясь Тела и Крови Христовых.

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Преп. Серафим Саровский говорил: «Чем чаще человек причащается, тем лучше». Всякий приступающий к таинству должен быть готов к встрече со Христом.

Подготовка к Причащению. Желающий причаститься Святых Христовых Таин должен молитвенно подготовиться к этому, больше и усерднее молиться дома, посещать церков­ные богослужения. Накануне принято посещать вечернее бого­служение.

Для молитвенной подготовки перед Причастием нужно прочитать Последование ко Святому Причащению. Существует, кроме того, традиция чтения перед Причащением трех канонов:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу,
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице,
  • канон Ангелу Хранителю.

Перед Причащением положен пост. Пост, кроме огра­ничений в пище, также состоит в том, чтобы воздержаться от посещения театра и кино, просмотра развлекательных филь­мов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблю­дать телесную и душевную чистоту. Накануне Причащения с 12 часов ночи начинается строгий пост — полное воздержа­ние от еды и питья (утром перед Причащением нельзя что-либо есть, пить; тем более курить).

Готовящийся ко Святому Причащению должен прими­риться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, от осуж­дения и всяких непотребных мыслей и разговоров.

Желающий причаститься должен исповедаться в своих грехах, чистосердечно раскрыв свою душу и ничего не утаи­вая, иметь искреннее намерение исправиться. Перед исповедью нужно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, попросив у всех прощения. Во время исповеди лучше не дожи­даться вопроса священника, а высказать ему все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других. Необходимо иметь твердое решение не повторять вновь своих прежних грехов.

Перед Причащением и во время Причащения. Еще до открытия Царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров. Дети причащаются первыми, раньше взрос­лых. Подходя к Чаше, нужно издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, чтобы нечаянно ее не толкнуть. Подойдя к Чаше, нужно внятно произнести свое имя, широко открыть рот и благоговейно принять Тело и Кровь Христовы.

После Св. Причащения. Приняв Св. Тайны, нужно (не крестясь) поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой). В день Св. Причащения следует вести себя благоговейно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

Вопросы

  1. Какое таинство является главным в Церкви?
  2. Как еще называют Таинство Причащения?
  3. Что в переводе с греческого означает Евхаристия?
  4. Что под видом хлеба и вина принимается во время Евхаристии?
  5. Почему для таинства выбраны именно хлеб и вино?
  6. До каких пор будет совершаться Таинство Причащения?
  7. Как называется богослужение, во время которого происходит Причащение?
  8. Кто установил это таинство?
  9. Почему вечеря называется Тайной?
  10. Из-за чего произошел спор между учениками до начала трапезы?
  11. Чему хотел научить Господь своих учеников, омыв им ноги?
  12. Что предсказал Господь перед вкушением трапезы?
  13. Как указал Господь за столом на предателя?
  14. Что заповедовал Господь после установления Евхаристии?
  15. С Кем мы соединяемся во время Причащения?
  16. Можно ли быть членом Церкви и не причащаться?
  17. Как часто причащались первые христиане?
  18. Какое молитвенное правило принято вычитывать перед Причащением?Что необходимо сделать накануне Причащения?
  19. С какого времени необходимо воздерживаться от еды и питья?
  20. Как складывают руки перед принятием Св. Даров?
  21. Что надо сказать перед принятием Св. Даров?
  22. Что необходимо сделать после того, как причастишься?

Комментировать