В Москве состоялась Х церемония вручения Патриаршей литературной премии имени св. Кирилла и Мефодия. Для православных читателей премия – верный ориентир. Поможет он и родителям, которые ищут, что почитать с детьми.
Несколько слов о премии. Премия имени святых Кирилла и Мефодия – своего рода эксклюзив, до сего дня она не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей.
Патриаршая литературная премия начала временной отсчет в 2011 году. С этого момента и до сего дня она стала отражением ярчайших явлений и знаковых имен в мире современной литературы.
За последние десять лет награждены Владимир Крупин, Олеся Николаева и Виктор Николаев, Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, протоиерей Николай Агафонов и Валентин Курбатов, Валерий Ганичев и Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень, Борис Екимов и Борис Тарасов, священник Николай Блохин и Виктор Лихоносов, Борис Споров и протоиерей Ярослав Шипов, Владимир Костров и Константин Ковалев-Случевский, Виктор Потанин и Дмитрий Володихин, Александр Стрижёв и Михаил Тарковский, – все эти имена составляют честь современной русской словесности, и, кроме того, показывают уровень Патриаршей литературной премии.
Напомним, что премия присуждается не за отдельное произведение, а за всё творческое наследие автора. Совет и жюри кропотливо изучают всё написанное и выносят вердикт, так что книжки кандидатов, одобренных Патриаршей премией, смело и без сомнений можно давать в руки детям, подросткам и молодежи.
Наиболее достойными в 2021 году были признаны:
- прозаик, публицист, литературный критик Анатолий Байбородин
- писатель, поэт, драматург Владислав Бахревский
- писатель, историк Игорь Волгин
- прозаик, поэт, публицист Василий Дворцов
- народный поэт Абхазии Мушни Ласуриа
- литературовед, иконовед, писатель Валерий Лепахин
- драматург, прозаик, сценарист Владимир Малягин
- прозаик, драматург Андрей Убогий.
Эти писатели вошли в шорт-лист премии, утвержденный в апреле. Лауреаты же были объявлены на днях, в мае.
В 2021 году Патриаршей премии удостоены М. Ласуриа, В. Малягин и А. Убогий.
Сразу оговоримся для родителей: в числе номинантов и лауреатов – лучшие из лучших. Отбор в короткий и премиальный списки премии сам по себе – знак высшего качества написанного.
Среди номинантов и лауреатов есть те, кто пишет для детей и юношества. Вот что сообщает о них журнал «Православное книжное обозрение», изданный к десятилетию премии. И вот что они сами говорят о воспитании и круге детского чтения.
Анатолий Байбородин, прозаик, драматург, автор сказок и нескольких пьес для детей (в том числе «Птицы черные, птицы белые» – постановка Иркутского областного кукольного театра «Аистенок» в 2006 году):
– Русская поговорка гласит: воспитывай сына или дочь, пока поперек лавки лежит. Если вдоль – родители уже опоздали.
Малые чада, яко ангелы, но мир суров…
Сейчас, когда в умах и сердцах царит хам потребления, хам эгоцентризма, хам пустого развлечения, особенно потребны, душеспасительны книги для детей, где воспевается бескорыстная и жертвенная любовь к ближним.
Нужны увлекательные произведения для детей о верной дружбе, об аскетизме ради служения народу, ради отвержения от погибельной страсти эгоистического потребительства…
Государству, чтобы выжить, нужно взрастить не поколения тупых и вороватых потребителей, а талантливых и честных созидателей, чтобы наряду с земным духом, что вкладывают родители в детей, в детские отроческие души вошел бы и дух любви к человеку, подобию Божию, к природе – творению Божию.
Владислав Бахревский, лауреат премии Госкомиздата еще в РСФСР – за лучшую детскую книгу года «Хождение встречь солнцу», он же – автор нескольких книг в серии «ЖЗЛ» на духовно-исторические темы, популярные у подростков и юношества:
– В 90-е годы появилось много издательств, которые выпускали книги религиозной тематики, в том числе для детей. Но, к сожалению, в основном это были переиздания книг ХIХ века – очень умилительных для нашего времени.
Сегодня религиозным издательствам, на мой взгляд, важно печатать книги именно для детского чтения, в которых отражены православная жизнь семьи, сложная жизнь города, современная жизнь народа – не нужно специально писать на религиозную тему.
Духовность слова должна быть естественна, должна быть жизнью этой семьи, этих мальчиков и девочек. Иначе говоря, литература для детей должна быть литературой, а не духовно-приходской школой.
Религиозные писатели зачастую рисуют темные стороны жизни, а для меня важно, чтобы в сердце читателя был свет, и чтобы свет учил маленького человека или уже юношу жить в любви, верить в силу любви.
Все мои книжки, даже на острые исторические темы: о расколе, об имяславии, об обновленчестве, – я старался писать так, чтобы главный пафос оставался жизнеутверждающим.
Я все время работаю с молодыми авторами… Но если в советское время я всегда мог привести интересного автора в «Пионерскую правду», «Мурзилку», «Костёр», в издательство «Детская литература», в «Молодую гвардию», «Малыш», и его бы там приняли, то сейчас как ни пиши, ты никому не нужен.
Сошли на нет все районные газеты, а ведь все начинающие писатели прошли через них!
Выступая на Рождественских чтениях, я всегда говорил, что если уж наше государство этого не делает, то Церкви необходимо создать детскую газету. Пусть она приходит к каждому ребенку!
В свое время я написал повесть «Агей», и все девочки страны писали в «Пионерскую правду» и требовали адрес этого Агея, потому что хотели с ним дружить.
Нужно вернуть детскую культуру стране. Духовное воспитание ребенка ли, юноши без чтения, без книги – не воспитание, а халтура. Для детей у Господа Слово, а в Слове – любовь. Тот, кто лишает детей книги, не смеет называть себя православным.
Владимир Малягин, актер, режиссер, драматург, написал несколько детских повестей «Первая исповедь», «Новые друзья», «Паломники», объединенные в цикл «Повести об Алеше» (отмечены премией им. С. Нилуса первой степени):
– Нельзя писать только для верующих. Или только для детей. Писатель, даже если он верующий человек, пишет для всех и для каждого.
Да и наше деление на верующих и неверующих – деление внешнее, условное, ведь в жизни каждого может произойти коренной перелом.
Другое важно, содержание того, что ты пишешь.
Если автор заводит серьезный разговор с читателем и зрителем, это одинаково значимо для пожилых, молодых и юных.
Но отложим в сторону журнал «Книжное обозрение» и поделимся личными впечатлениями от церемонии. Десятая премия из-за противовирусных мер не была многолюдной, но не это не исключало на ней интересных встреч. Некоторым всероссийски известным авторам удалось задать вопросы.
Владимир Крупин: «Господь – первый в мире»
Известный российский писатель Владимир Крупин охотно поделился впечатлениями от происходящего в мире православной литературы. Он – первый из тех, кто получил Патриаршую премию в 2011 году.
– Владимир Николаевич, премии имени святых Кирилла и Мефодия второй десяток лет, каждый год вас можно встретить на церемонии ее вручения. Вы бывали и в числе номинантов, и лауреатом, и в жюри и давно наблюдаете за происходящим. Куда идет православная литература и куда она зовет своего читателя?
– Настоящая литература призвана вводить человека в ту сферу, которая помогает воцерковляться – то есть любить людей и любить Бога, вести в храм. На этом пути много всего, что отвлекает, сбивает с дороги.
Много коммерческой литературы, уводящей в сторону от главного. Не буду называть фамилии, обижать этих авторов – Бог им судья.
Поэтому всем, кто спрашивает моего мнения, что почитать, советую брать список номинантов Патриаршей литературной премии и читать буквально всё и всех – будьте уверены, это хорошие книги.
Мне близки многие авторы. Постоянно встречаю здесь добрых знакомых. Вот, уже приехали Виктор Николаев, Андрей Убогий.
– А что вы посоветуете начинающим литераторам?
– Причащаться, молиться, чаще бывать в храме. Уделять время своей внутренней жизни. Не суетиться, не спешить. Творчество никуда не уйдет.
Кого нужно, рано или поздно обязательно прочтут, выберут и наградят. Ведь кто у нас первый в мире? Ну, уж конечно не международный валютный фонд! Господь – первый в мире, и всё в руках Божьих.
Дмитрий Володихин: «Есть достойные авторы и книги»
О том, как развивается Патриаршая литературная премия, также удалось поговорить с лауреатом прошлого года, писателем Дмитрием Володихиным. Автор трудится в историко-фантастическом жанре и пишет увлекательные книжки не только для взрослых, но и для детей и юношества.
– Дмитрий Михайлович, вы – человек с историческим мышлением. Премии десять лет, это уже своего рода история. Как вы думаете, прослеживается ли вектор этой истории, и если да, то куда она направляется, что будет дальше?
– Вектор есть – мы постепенно охватываем регионы.
Особенно это заметно, если посмотреть, кто номинируется в течение последних лет – и если в начале среди номинантов Патриаршей премии был люд в основном московский и петербургский, то сейчас ею охвачены отдаленные уголки страны – юг России и Сибирь.
Считаю, что есть достойный номинант, дай ему Бог этой премии – Байбородин, сибиряк – очень дельный человек.
Мне кажется, когда собирается экспертный совет, главный вопрос один – рано или поздно наступит оскудение.
Не раз нам казалось: вроде бы всех достойных людей перебрали, но выбор всегда есть. Вместе с тем, порой страшно подумать – а вдруг пройдет недостойный. Но каждый год находятся талантливые люди настоящего литературного уровня.
Складывается впечатление, что русский православный домен в литературе – достаточно серьезный, и его нельзя исчерпать ни за пять, ни за десять лет. Еще и новые авторы подрастают.
Давно ведутся споры: надо ли дополнить список авторов теми, кто работает с разными жанрами. Например, не пора ли теснее взаимодействовать с историческим романом, с биографическим жанром – хотя биографический жанр и так премией востребован; надо ли привлечь тех, кто работает с фантастической, историко-мистической литературой – среди её авторов достаточно приверженцев православного мировоззрения.
Мы постоянно дискутируем, размышляем, и с точки зрения расширения списка жанров, а значит, и числа авторов что-то непременно будет меняться.
– Премией награждается не так много пишущих для детей и юношества, вы – один из них. Кто, кроме вас, отмечался Патриаршей премией в последние годы? Можно ли сказать, что эта ниша пустует?
– Среди действующих проектов Издательского Совета есть специальная премия Аксакова, именно она поощряет писателей для юношества. Недавно удостоена ее медали Далия Трускиновская, автор представляет жанр исторического романа и фантастической литературы.
До этого талантливые авторы уже дважды награждались аксаковской премией, и это только её начало. Здесь ничего не упущено – есть достойные писатели и книги. Традиция поиска лучших положена и обязательно продолжится.
– Многие заметили тенденцию: среди номинантов немного поэтов, а среди лауреатов – совсем мало. Владимир Костров – наверное, последний из награжденных Патриаршей премией. Можно ли здесь делать какие-то выводы?
– Что касается поэтов, то тема непростая, всегда вокруг поэзии ведется большое количество споров. Но это не значит, что мы относимся к поэтам невнимательно. К слову, среди номинантов этого года – поэт Дворцов. Поэты ежегодно номинируются и попадают в число финалистов.
Да, пожалуй, сейчас трудно разглядеть фаворита в православной поэзии. В числе первых на премию номинировалась Олеся Николаева, затем Светлана Кекова. Наверное, сейчас идет некое замедление смены поколений.
Премия Кирилла и Мефодия присуждается за общий вклад в литературу. Но, может, нам стоит посмотреть на поколение молодых – достойный вклад в поэзию люди 30-40 лет уже сделали. Пора к ним приглядеться.
– Дмитрий Михайлович, много православных авторов, интересных читательской аудитории, которые всё еще остаются за рамками внимания премии. В их числе читаемый сегодня писатель Евгений Водолазкин, обладатель премии «Большая книга».
Читаемый и любимый аудиторией разных возрастов известный писатель и журналист Дмитрий Шеваров, книги которого высоко оценены многими премиями и выходят в популярных сериях, в том числе «ЖЗЛ».
Следит ли Издательский Совет за «обратной связью», откликами читательской аудитории? Реагирует на запросы?
– Водолазкин номинировался на Патриаршую премию, но не дошел до финала. Лично я скажу, что его известнейший роман «Лавр» показывает хорошее знание средневековой русской культуры, и нет сомнений – произведение, хоть и вызывавшее большие споры – выдающееся и резонансное.
Но, стоит признать, при оценке всего творческого наследия всегда возникают сложности: жюри идёт по лезвию бритвы, отбирая тех, кто хорош как литератор и тех, кто не подведет Церковь, когда идет речь о вероисповедании, «взвешивая» нравственный вклад, поэтому неизбежны споры и дискуссии.
Достойных много. Премия продолжает свою историю, и возможно, те имена, которые вы сегодня назвали, появятся среди номинантов и лауреатов Патриаршей литературной премии в следующие годы.
Беседовала Валентина Патронова
Комментировать