Что за прелесть эти сказки! Прелесть во всех смыслах. И в том, что они прекрасны, проникнуты особым душевным настроением, и в том, что в современных условиях они могут стать настоящим соблазном для верующих родителей и их детей.
Испокон веков дети всех народов воспитываются на сказках. Жанр сказки один из самых древних и самых правильных с воспитательной точки зрения. Сказка удобна тем, что в ней просто расставить все по своим местам, наказать зло и дать возможность победить добру, сказать то, о чем бывает тяжело говорить в обычном разговоре, не обманывая, показать обман и предательство. Сказки хороши тем, что всегда оставляют в детской душе ощущение торжества справедливости, дарят лучик надежды на то, что все будет хорошо.
Кому из нас в детстве не читали о приключениях Колобка или Храброго зайца? Сколько детишек лили слезы над тяжелой судьбой Золушки и радовались чудесному избавлению Спящей Красавицы. Однако люди, пришедшие к вере недавно, начинают видеть в сказках элементы, противоречащие православному мировоззрению. Это может показаться невероятным, но некоторые верующие родители всерьез отказываются от наших традиционных сказок! На том основании, что они противоречат православной вере.
Что же крамольного может увидеть неофитствующий родитель в сказке? В первую очередь это волшебство. Редкая сказка обходится без чародейской атрибутики. тут тебе и волшебные палочки, и шапки-невидимки, и вода живая и мертвая, а уж нечистой силе несть числа: и баба Яга, и домовые-лешие, и кикиморы с русалками, и зверье всяко-разное говорящее. Одна Золушкина крестная-фея (читай — колдунья) чего стоит. А весь ужас в том, что вся эта нечисть преподносится как положительные персонажи! И возникает вопрос: а можно ли православным детям читать такие сказки?
Если с русскими народными сказками еще удается найти какой-то компромисс, отсеяв по крайней мере те из них, где присутствуют «неправильные» персонажи, то необыкновенно популярные у детей книги о мальчике-волшебнике Гарри Поттере английской писательницы Дж. Роулинг вызывают особенно много вопросов. Некоторые православные родители объявили эти книги богомерзкими и запретными, как пропагандирующие оккультизм. Но так ли они страшны на самом деле?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо на время забыть о чудесной атрибутике и понять, чем так привлекли детей юные волшебники. Своими необыкновенными возможностями? Конечно, нет. Они стали для детей, изголодавшихся по настоящей неподкупной дружбе, любви, верности, товариществу, воплощением их надежд и чаяний. Они возродили во многих веру в силу любви и в чистое сердце, вот в чем истинный секрет их популярности. Похожая история сто лет назад произошла с другим мегапопулярным произведением, ныне почти забытым, но на котором выросло не одно поколение мальчишек и девчонок — «Три мушкетера» Александра Дюма. Ведь если разобрать персонажей под православной лупой, то они предстанут в весьма неприглядном свете: граф де ла Фер, Атос, пьяница и убийца собственной жены. Портос -транжира и альфонс, женившийся ради денег на женщине много старше себя; Арамис — прелюбодей и интриган, добивающийся из своих корыстных целей духовного сана (!!!), д’Артаньян — циничный карьерист, для начала решивший соблазнить замужнюю Констанцию, а впоследствии поддерживающий отношения одновременно с леди Винтер и ее служанкой. При этом все четверо ведут прямо скажем аморальный образ жизни, каждый день надираются в хлам и дебоширят.
Но весь фокус-то в том, что при таком богатом наборе сомнительных качеств эти персонажи детьми воспринимались детьми как образец благородства, верности и мужества! Каждый мальчишка хотел быть д’Артаньяном, каждая девочка — Констанцией. Все негативные моменты жизни великолепной четверки детьми игнорировались, потому что дети мыслят на другом уровне, и то, на чем взрослые обычно заостряют внимание, проходит для них незамеченным.
Так надо ли немедленно отправлять книги о Гарри в костер и предавать автора анафеме? Конечно, нет. Сказка – это игра в жизнь, с помощью сказки мы можем показать ребёнку то, что часто не можем объяснить, и то, что часто и не дойдет до детского сознания, если объяснять это «своими словами». Дети не будут углубляться в догматические тонкости, они в первую очередь оценивают отношения между персонажами, их поступки с точки зрения так называемых общечеловеческих ценностей. Растить ребёнка в культурной изоляции нельзя, а чтобы он имел представление об истинных ценностях, эти ценности должны быть ему привиты.
Ребёнку надо помочь обрести духовный иммунитет, и обретается он не запретами
и навязыванием своего «правильного» мнения, а разумными дозировками, «прививками». Дети, выросшие в «православной изоляции», скорей окажутся неподготовленными к реалиям жизни, чем дети, которым аккуратно преподали мировую классику, которая, если уж совсем канонически подходить к ней, содержит массу сомнительных моментов. Однако никому не приходит в голову объявить антиправославной «Двенадцатую ночь» или «Хроники Нарнии». Напротив, при желании в любом произведении можно увидеть христианские мотивы, потому что нет абсолютно хорошей или абсолютно плохой детской литературы. В каждом произведении читатель может найти нечто, что послужит ему уроком.
Родителям стоит избегать категоричности, они должны быть готовы к тому, что их оценки могут не совпасть и скорей всего не совпадут с детскими. Детям свойственно подвергать проверке родительский авторитет и отрицать ценности старших поколений. Это нормально, потому что молодежи требуется нарастить собственный опыт и способность оценивать происходящее, невозможно заставить детей всю их жизнь смотреть на мир глазами родителей. Дети имеют право на собственное мнение, и они хотят, чтобы их мнение учитывалось. Резкий, высказанный в категоричной форме запрет вызовет отторжение не только вашего мнения, но и ваших убеждений, в том числе и религиозных, в целом. Разумнее будет самому ознакомиться со спорным романом или фильмом, обсудить с подростком, что ему так понравилось в нем, поделиться мнением. Когда это происходит в форме спокойного обсуждения, без пафоса и излишней обличительности, то больше шансов, что к вашему мнению прислушаются.
Даже волшебная сказка вполне может даже стать проводником в христианскую жизнь, если пустить её понимание по правильному пути: счастье надо заслужить, злу необходимо противостоять, близкими надо дорожить, молитва и любовь – лучшая защита от злых духов. Чем бороться с Гарри Поттером или феей-крестной, лучше приложить усилия к тому, чтобы ознакомить своих детей с Евангельской моралью и самим показать им, как надо жить по Евангелию. Ребёнок, знакомый с Евангелием, Библией, со временем сам сможет расставить правильные акценты и отделить доброе семя от плевел.
Если сказку перевести в плоскость веры, то волшебный антураж уйдет на дальний план, а на первом месте окажутся такие добродетели, как верность, жертвенность, любовь, почитание родителей, стремление к добру – прописные евангельские истины. Еще Аристотель говорил о том, что цель искусства не развлечение, а нравственное совершенствование человека. Именно нравственному совершенствованию служат детские сказки, к которым, безусловно, относится и повествование о Гарри Поттере, и которое, безусловно, преподает своему читателю уроки нравственности. Как сказал профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, «не нужно прятать от детей книгу о Гарри Поттере. Нужно просто не забывать перечитывать с ними Евангелие».
Лидия Козлова
Комментировать