- Житие святого благоверного князя Александра Невского
- Житие святителя Николая Чудотворца
- Житие блаженной Ксении Петербургской
- Житие преподобного Серафима Саровского
- Житие святого благоверного князя Даниила Московского
- Житие преподобного Сергия Радонежского
- Житие святого равноапостольного князя Владимира
- Житие святого Иоанна Крестителя
Подводя итоги уходящего года, хочется особо отметить серию детской литературы «Жития святых в пересказе для детей» издательства «Никея». На наш взгляд, это самый интересный, достоверный и запоминающийся вариант среди аналогичных попыток рассказать детям о великих подвижниках.
«Где просто, там ангелов со сто,
а где мудрено, там ни одного»
Преподобный Амвросий Оптинский
Пересказ жизни и подвигов святых в адаптации для детей – задача не из легких. К сожалению, некоторые издательства адаптируют текст таким образом, что его становится невозможно воспринимать маленькому ребенку: либо стиль слишком высокопарный и манера изложения пестрит витиеватыми фразами и сложноподчиненными абзацами, либо текст написан в духе биографии, а детям такой вариант слушать достаточно скучно.
Авторы данной серии потрудились на славу, учитывая возрастные особенности детей, их способность к восприятию, а также они учли желание ребенка подражать понравившимся им любимым героям. А ведь в этом, наверное, кроется весь смысл любого чтения – чтобы ребенок, вдохновившись подвигами героя, в данном случае великих подвижников, захотел хоть в чем-то быть на них похожим. Слушая или читая пересказ жизни святого или благоверного князя, ребенок волей-неволей проникнется силой их духа, храбростью, добротой, твердой и непоколебимой верой в Бога. И понятие чудес обретает здесь новый смысл, так как главные чудеса рождаются в открытом и любящем сердце.
Удивительное дело: прочитав с ребенком одну из книг этой серии, появляется жадное желание скорее прочитать остальные. И это объективная потребность, потому что простой язык изложения доступен для понимания даже трехлетнему ребенку, и взрослому не придется импровизировать во время рассказа, чтобы облегчить восприятие прочитанного.
Помимо содержания, надо отметить удобный карманный формат книг, а также красочные, выполненные в стиле карандашного рисунка теплые талантливые иллюстрации.
На сегодняшний момент вышло около 30 книг, посвященных подвижникам веры и защитникам отечества, жившим в разное время в разных странах. Мы расскажем о некоторых их них.
Житие святого благоверного князя Александра Невского
«Есть в Церкви святые, которые угодили Богу именно тем, что всю жизнь защищали слабых в самом прямом смысле – с оружием в руках, в смертельной схватке с обидчиками. Об одном таком великом защитнике всей Русской земли и пойдет речь».
И речь пошла о святом благоверном князе с момента княжеского пострига. Маленьким детям очень интересно слушать с самого начала, ведь князю «от роду всего-то пять годков!». Конечно, особенно внимательно слушают рассказ мальчишки, ведь речь идет о будущем воине. Им интересно слушать о периоде, когда Александр Невский учился боевому искусству. Но не только владению мечом учили юного князя, его учили, прежде всего – владению собой. «Самый первый урок князь усвоил – смирил себя, победил свою обиду».
Далее идет описание непростых времен для русского народа, о заветах, данных Александру его отцом, о нападении врагов, а заканчивается книга замечательным эпилогом: «Чтобы защищать слабых, нужно быть сильным. И не только телом, но и духом, иначе физическая сила может оказаться бесполезной. Князь Александр Невский был очень сильным человеком, это знали все враги, которым довелось с ним драться. Но даже там, где сила не могла помочь, Александр все равно продолжал вступаться за свой народ уже не оружием, но словом и молитвой»
Житие святителя Николая Чудотворца
«Своим покровителем его считают моряки, путешественники, рыбаки, шоферы, бедняки…Вот такая странная компания. А все потому, что святой Николай помогает каждому, кто к нему обращается за помощью», — пишет автор так, как будто разговаривает с детьми со страниц своей книги. Увлекает наводящими вопросами, говорит на языке детей, рассказывает о том, что святой – это самый обыкновенный человек, который всегда поступал не так, как поступили бы на его месте все остальные.
Чудеса, сотворённые Николаем чудотворцем – это не вылетающий джин из кувшина, не волшебная палочка, не фокусы-покусы магов. Это просто добрые дела, которые, не так-то просто сделать, как кажется.
«А еще Николаю очень не хотелось, чтобы кто-то узнал о его помощи. Ведь если сделаешь доброе дело напоказ, то получается, что оно не такое уж и доброе»
Все странствия Николая Чудотворца и чудеса помещаются всего на 30 маленьких страницах, но каждая из них очень осмысленная по форме и содержанию, простота изложения самого жития дополняется глубокими авторскими мыслями-обращениями. Все гениальное просто, и в этом легко убедиться, прочитав заключение книги:
«Вот таким странным человеком был святитель Николай Мирликийский. Не боялся вступиться за слабых и обиженных там, где все остальные предпочитали молчать. Избегал славы, почета и высоких званий, хотя молитвой мог усмирять бури и воскрешать мертвых. Богатство свое раздал бедным, а сам стал жить в нищете, не имея даже крыши над головой. Действительно – странный. А ведь если разобраться, то все его странности можно объяснить очень просто: Николай с юных лет заботился о других людях больше, чем о себе. А когда человек так живет, ему помогает Бог. И чем больше он забывает о себе, помогая другим, тем сильнее Божья помощь. Таких людей Церковь и называет – святыми».
Житие блаженной Ксении Петербургской
Рассказ о Ксенюшке начинается с описания таинственных событий на Смоленском кладбище. «Кто же таскал кирпичи?», — не терпится узнать детям, слушающим житие. И, конечно, детям непонятно и интересно, почему вдруг Ксения стала Андреем Федоровичем и зачем.
«Ксения лишилась Христа ради всего, чем обладала. Но взамен приобрела такие удивительные дары и способности, что через некоторое время о ней заговорил весь Петербург», — продолжает подогревать любопытство автор Александр Ткаченко.
Данное житие, пожалуй, можно отнести к традиционному пересказу жизни святой Ксении. Автор практически не отступает от повествования, не вставляет педагогических ремарок, однако он умело держит маленького читателя в напряжении от ожидания – а что же будет дальше?
«Как же могла она, старенькая и слабая, выдерживать холодные дожди осенью и страшные трескучие морозы зимой, когда даже птицы стынут на лету! Но ведь были и до нее великие святые, которые силою своей веры творили удивительные чудеса. Вот так же и Ксения показала – на что способно любящее сердце, обращенное к Богу»
Житие преподобного Серафима Саровского
Замечательно начинает автор историю батюшки Серафима – с разговора о великодушии. Где же его найти? – задает автор вопрос детям и взрослым. «Лучше всего заглянуть в жития христианских святых. Ведь они жили по заповедям Христа. А Он как раз и учил прежде всего – великодушию и любви ко всем людям. Не к одним только хорошим и добрым, а вообще – ко всем. Даже к тем, кто нас обижает, кто вредничает, жадничает, дерется и говорит нам гадости»
Рассказ о мальчике, упавшем с колокольни, с неподдельным восхищением слушают дети, пожалуй, в любом изложении. Ведь мальчика Прохора подхватил и спас сам Ангел Божий. Непростая жизнь Прохора – полна труда, автор рассказывает о том, что умел делать руками будущий старец. А болезни и испытания, посланные им, только приблизили его к Богу: « Много душевной пользы принесла Прохору эта болезнь: дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога». Рассказывая о «пламенном» ангеле, жившем на земле, Серафиме Саровском, автор не забывает и задавать наводящие вопросы читателям по ходу повествования. Маленьким детям очень важен формат диалога, для них такой пересказ становится каким-то более настоящим, живым, близким. Назидательные нотки совсем не колют глаз, а встроены естественным образом в заключительном обращении автора:
«Вот так прожил свою жизнь этот великодушный человек. Он не совершил подвигов на войне, не сделал великих научных открытий, не оставил после себя выдающихся произведений искусства. Но каждый русский человек знает – кто такой Серафим Саровский. Потому что преподобный Серафим показал такую любовь к ближнему, которой хватило бы на целый мир. Возможно ли научиться такому великодушию? Любой путь начинается с первого шага. Попробуй для начала простить своему товарищу какую-нибудь обиду. Наверно, это будет не так просто, и сразу простить его не получится. И вот тогда – помолись о нем, как преподобный Серафим молился о своих обидчиках»
Житие святого благоверного князя Даниила Московского
Как важно говорить детям с раннего возраста о самом главном – о Боге, о жизни грядущей и вечной. Все родители это понимают, но в суете повседневности места для таких разговоров почти не остается. И тогда-то на помощь приходит очередное житие.
«Оказывается, небесный покровитель бывает не только у человека, но и у города, и даже у всей страны. И он тоже защищает и хранит город, страну и всех людей и молится о них Господу», — начинает рассказ Анна Канатьева.
Маленький Даниил рано лишился мамы, и поэтому еще в детстве он понял, «как быстро и внезапно может закончиться жизнь человека. Даниил познал, что богатство, знатность и слава ничего не значат, когда приходит время умирать. В памяти людей остаются праведность, кротость, милосердие, терпение. И главное сокровище – добрые дела, которые ты сделал при жизни»
Знатное происхождение и власть не пленили сердца благоверного князя, ведь перед лицом смерти у Бога все равны, с собой на тот свет ничего земного не унесешь. Заострять внимание детей на теме смерти не стоит. А если ребенок спросит про загробную жизнь, то не надо бояться говорить о том, что все люди рано или поздно умрут, у каждого свой срок, который отмерен Господом Богом. Главное, что нужно помнить – лишь на дела человека смотрит Бог. Святой благоверный Даниил Московский так любил людей и Бога, что отдал все свое имение. Много добрых дел совершил он при жизни, и после смерти продолжает творить чудеса тем, кто усердно просит об этом.
Житие преподобного Сергия Радонежского
Пересказ жизни преподобного начинается с обращения автора к теме… таланта. Вновь Александр Ткаченко пишет так, как будто разговаривает вживую со школьниками на уроке, а те – внимательно слушают:
«Таланты у людей бывают разные. Кто-то умеет красиво рисовать, кто-то – быстро бегать и высоко прыгать, а у кого-то – хороший музыкальный слух. Одним с легкостью дается учеба в школе, другим – искусство танца или пения. Но что же делать, когда та же учеба ну никак не идет в голову, хоть плачь? Неужели только талантливые дети могут учиться хорошо? Конечно же нет! Дело в том, что все таланты людям дает Бог, каждому – в свою меру. И если ты чувствуешь, что тебе не хватает сил и способностей для чего-то, то всегда можно попросить Бога о помощи – попросить у него талант к этому сложному для тебя делу. Ведь не зря в народе говорят: у Бога – всего много. Это в том смысле, что Богу не жалко для человека ничего»
После такого вступления дети, конечно, сосредоточенно слушают, что будет дальше, потому что тема талантов и ситуаций, когда что-то не получается, касается, наверное, каждого школьника. Тем паче впереди их ждет история о том, как мальчик Варфоломей познал грамоту, которая никак не давалась ему до одной удивительной встречи.
Как и в других книгах этой серии, отличительная особенность жития – это не сухой пересказ жизни, подвигов, и чудес. Это вдохновленный диалог автора и читателя, родителя и ребенка, в котором дети открывают для себя не просто образ святого. Они приобщаются истории, базовым человеческим ценностям, для них открываются понятия промысла Божия, его воли и любви ко всем людям.
«У Бога ведь и вправду – всего много. Преподобный Сергий всей своей жизнью показал, что полученный от Бога дар он использовал на благо себе и всему русскому народу! И когда такой человек осуществит волю Божью о себе, благодарный народ вечно хранит память о его добрых делах»
О следующих двух книгах писать не хочется, их хочется читать. Поэтому без лишних комментариев предлагаем заключительные отрывки из жития.
Житие святого равноапостольного князя Владимира
«И Господь принял Владимира, простил его грехи и даровал ему святость, ведь князь, как апостолы, поделился сокровищем веры со всем своим народом. Поэтому его и называют равноапостольным и Крестителем Руси. Нам всем открыта теперь дорога, которая через Крещение ведет нас к святости.
И как ни спешим мы в школу или на работу, как ни погружены в компьютер или телефон, мы должны помнить, что только вера в Бога дает человеку силу и радость. Лишь бы не потерять главное сокровище нашей жизни – веру в Иисуса Христа, только бы уметь нам просить прощения за то, что совершили мы плохого, научиться делать хорошее и подкреплять свою веру добрым делом, молитвой и любовью»
Житие святого Иоанна Крестителя
«Ирод не хотел смерти Иоанна. Но побоялся, что гости перестанут его уважать, если он не сдержит своего слова. И поэтому не смог поступить по правде. А, ведь, казалось бы, — чего проще –встань и скажи глупой девчонке: «Нет, красавица, проси чего хочешь, но убивать пророка Божьего я не хочу и не буду». Однако для того, чтобы говорить правду, нужно быть смелым и мужественным человеком. Ирод таким не был. А вот Иоанн не побоялся сказать правду грозному правителю и его жене. Только благодаря таким людям, как он, правда может звучать в нашем мире и помогать людям отличать добро от зла.
В нашей жизни тоже бывают минуты, когда нужно срочно решить, на кого мы хотим быть похожи – на Ирода или на Иоанна? И тогда, наверное, каждый из нас может помолиться святому Иоанну Крестителю и попросить у него помощи в том, чтобы всегда жить по правде и говорить правду»
Комментировать