<span class=bg_bpub_book_author>Лидия Козлова</span> <br>Опасен ли Гарри Поттер для православных детей?

Лидия Козлова
Опасен ли Гарри Поттер для православных детей?

Что за прелесть эти сказки! Прелесть во всех смыслах. И в том, что они прекрасны, проникнуты особым душевным настроением, и в том, что в современных условиях они могут стать настоящим соблазном для верующих родителей и их детей.

Испокон веков дети всех народов воспитываются на сказках. Жанр сказки один из самых древних и самых правильных с воспитательной точки зрения. Сказка удобна тем, что в ней просто расставить все по своим местам, наказать зло и дать возможность победить добру, сказать то, о чем бывает тяжело говорить в обычном разговоре, не обманывая, показать обман и предательство. Сказки хороши тем, что всегда оставляют в детской душе ощущение торжества справедливости, дарят лучик надежды на то, что все будет хорошо.

Кому из нас в детстве не читали о приключениях Колобка или Храброго зайца? Сколько детишек лили слезы над тяжелой судьбой Золушки и радовались чудесному избавлению Спящей Красавицы. Однако люди, пришедшие к вере недавно, начинают видеть в сказках элементы, противоречащие православному мировоззрению. Это может показаться невероятным, но некоторые верующие родители всерьез отказываются от наших традиционных сказок! На том основании, что они противоречат православной вере.

Что же крамольного может увидеть неофитствующий родитель в сказке? В первую очередь это волшебство. Редкая сказка обходится без чародейской атрибутики. тут тебе и волшебные палочки, и шапки-невидимки, и вода живая и мертвая, а уж нечистой силе несть числа: и баба Яга, и домовые-лешие, и кикиморы с русалками, и зверье всяко-разное говорящее. Одна Золушкина крестная-фея (читай — колдунья) чего стоит. А весь ужас в том, что вся эта нечисть преподносится как положительные персонажи! И возникает вопрос: а можно ли православным детям читать такие сказки?

Если с русскими народными сказками еще удается найти какой-то компромисс, отсеяв по крайней мере те из них, где присутствуют «неправильные» персонажи, то необыкновенно популярные у детей книги о мальчике-волшебнике Гарри Поттере английской писательницы Дж. Роулинг вызывают особенно много вопросов. Некоторые православные родители объявили эти книги богомерзкими и запретными, как пропагандирующие оккультизм. Но так ли они страшны на самом деле?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо на время забыть о чудесной атрибутике и понять, чем так привлекли детей юные волшебники. Своими необыкновенными возможностями? Конечно, нет. Они стали для детей, изголодавшихся по настоящей неподкупной дружбе, любви, верности, товариществу, воплощением их надежд и чаяний. Они возродили во многих веру в силу любви и в чистое сердце, вот в чем истинный секрет их популярности. Похожая история сто лет назад произошла с другим мегапопулярным произведением, ныне почти забытым, но на котором выросло не одно поколение мальчишек и девчонок — «Три мушкетера» Александра Дюма. Ведь если разобрать персонажей под православной лупой, то они предстанут в весьма неприглядном свете: граф де ла Фер, Атос, пьяница и убийца собственной жены. Портос -транжира и альфонс, женившийся ради денег на женщине много старше себя; Арамис — прелюбодей и интриган, добивающийся из своих корыстных целей духовного сана (!!!), д’Артаньян — циничный карьерист, для начала решивший соблазнить замужнюю Констанцию, а впоследствии поддерживающий отношения одновременно с леди Винтер и ее служанкой. При этом все четверо ведут прямо скажем аморальный образ жизни, каждый день надираются в хлам и дебоширят.

Но весь фокус-то в том, что при таком богатом наборе сомнительных качеств эти персонажи детьми воспринимались детьми как образец благородства, верности и мужества! Каждый мальчишка хотел быть д’Артаньяном, каждая девочка — Констанцией. Все негативные моменты жизни великолепной четверки детьми игнорировались, потому что дети мыслят на другом уровне, и то, на чем взрослые обычно заостряют внимание, проходит для них незамеченным.

Так надо ли немедленно отправлять книги о Гарри в костер и предавать автора анафеме? Конечно, нет. Сказка – это игра в жизнь, с помощью сказки мы можем показать ребёнку то, что часто не можем объяснить, и то, что часто и не дойдет до детского сознания, если объяснять это «своими словами». Дети не будут углубляться в догматические тонкости, они в первую очередь оценивают отношения между персонажами, их поступки с точки зрения так называемых общечеловеческих ценностей. Растить ребёнка в культурной изоляции нельзя, а чтобы он имел представление об истинных ценностях, эти ценности должны быть ему привиты.

Ребёнку надо помочь обрести духовный иммунитет, и обретается он не запретами

и навязыванием своего «правильного» мнения, а разумными дозировками, «прививками». Дети, выросшие в «православной изоляции», скорей окажутся неподготовленными к реалиям жизни, чем дети, которым аккуратно преподали мировую классику, которая, если уж совсем канонически подходить к ней, содержит массу сомнительных моментов. Однако никому не приходит в голову объявить антиправославной «Двенадцатую ночь» или «Хроники Нарнии». Напротив, при желании в любом произведении можно увидеть христианские мотивы, потому что нет абсолютно хорошей или абсолютно плохой детской литературы. В каждом произведении читатель может найти нечто, что послужит ему уроком.

Родителям стоит избегать категоричности, они должны быть готовы к тому, что их оценки могут не совпасть и скорей всего не совпадут с детскими. Детям свойственно подвергать проверке родительский авторитет и отрицать ценности старших поколений. Это нормально, потому что молодежи требуется нарастить собственный опыт и способность оценивать происходящее, невозможно заставить детей всю их жизнь смотреть на мир глазами родителей. Дети имеют право на собственное мнение, и они хотят, чтобы их мнение учитывалось. Резкий, высказанный в категоричной форме запрет вызовет отторжение не только вашего мнения, но и ваших убеждений, в том числе и религиозных, в целом. Разумнее будет самому ознакомиться со спорным романом или фильмом, обсудить с подростком, что ему так понравилось в нем, поделиться мнением. Когда это происходит в форме спокойного обсуждения, без пафоса и излишней обличительности, то больше шансов, что к вашему мнению прислушаются.

Даже волшебная сказка вполне может даже стать проводником в христианскую жизнь, если пустить её понимание по правильному пути: счастье надо заслужить, злу необходимо противостоять, близкими надо дорожить, молитва и любовь – лучшая защита от злых духов. Чем бороться с Гарри Поттером или феей-крестной, лучше приложить усилия к тому, чтобы ознакомить своих детей с Евангельской моралью и самим показать им, как надо жить по Евангелию. Ребёнок, знакомый с Евангелием, Библией, со временем сам сможет расставить правильные акценты и отделить доброе семя от плевел.

Если сказку перевести в плоскость веры, то волшебный антураж уйдет на дальний план, а на первом месте окажутся такие добродетели, как верность, жертвенность, любовь, почитание родителей, стремление к добру – прописные евангельские истины. Еще Аристотель говорил о том, что цель искусства не развлечение, а нравственное совершенствование человека. Именно нравственному совершенствованию служат детские сказки, к которым, безусловно, относится и повествование о Гарри Поттере, и которое, безусловно, преподает своему читателю уроки нравственности. Как сказал профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, «не нужно прятать от детей книгу о Гарри Поттере. Нужно просто не забывать перечитывать с ними Евангелие».

Лидия Козлова

Комментировать

35 комментариев

  • анна, 06.04.2014

    «нет абсолютно хорошей или абсолютно плохой детской литературы»— сегодня уже есть. современная европейская детская проза — совсем не детское чтиво.
    а что касается Гарри Поттера то обращает на себя внимание наплыв именно колдовской тематики в литературе и фильмах для детей. а доброе зерно в этих произведениях есть обязательно чтобы вместе с ним положительно научиться воспринимать эстетику зла…

    Ответить »
    • RaulVulcan, 20.07.2018

      Приведите-ка мне ещё хотя бы один пример «современной европейской литературы», которая «совсем не детское чтиво». Нет? Ну, а на нет и суда нет. Не нужно на основе одной частности вопреки логике выносить суждение обо всём на свете.
      Многие русские народные сказки несут в себе неприкрытый флёр двоеверия, язычества и оккультизма. Как вам такой поступок: человек прекрасно знает о Православии, знает, что Православие есть истинная Церковь Христа — и, тем не менее, обращается к какому-нибудь пандемониуму!
      А ведь именно так очень часто делают в народных русских сказках. Обращаются к разным бесам, демонам, чертям за какой-нибудь «силой». Гарри Поттер на фоне народных сказок смотрится очень даже пристойно, к тому же он, в отличие от героев языческого творчества, активно борется с этой самой мерзостью и бесовщиной.

      Ответить »
    • аннета, 21.04.2014

      я не согласна с вами, что в этой книге на первый план идёт волшебство…

      Ответить »
      • Лилия, 22.04.2014

        В русских народных сказках тоже ни слова о Боге. И не волшебство там на первом месте, а взаимоотношения.

        Ответить »
        • Максим, 12.08.2017

          Стоит только добавить, что отношения эти со всякими сущностями типа волков и лис, а потому подобное чтиво как и любое другое должно обсуждаться со взрослыми, которые понимают о чем в сказке речь и в чем подвох.

          Ответить »
    • Лилия, 08.04.2014

      В таком случае и русские народные сказки тоже абсолютное зло, приправленное зерном добра.

      Ответить »
  • Наиля, 22.04.2014

    С момента выхода Гарри Поттера прошло много времени и всплеска у детей к мистике, колдовству не наблюдается. Наоборот Гарри Поттером болеют даже инфантильные взрослые, которые совсем далеки от колдовства, палочки, костюмы у них игрушечные и играют они в повторение этой истории. Да, люди изголодались по доброму, да, им нужен Бог, но не всегда они могут понять это, ищут в книге о Гарри Поттере. В этом отношении я согласна с о.Андреем Кураевым, православным Христианам просто нужно понимать, что у нас есть это доброе, а в книге о Гарри Поттере Он не назван, наверное, по разным причинам, но нам это ведь понятно, правда?
    Если я не ошибаюсь, апостол Павел говорил, что христиане могут спастись только через Христа, другие же спасаются через свою мораль. А мораль в Гарри Поттере хорошая. Мальчик, добрый, готов отдать жизнь за других, при этом он всего достигает не за счет своих способностей (если только в спорте), а за счет помощи других, удачи (а кто Это?).

    Ответить »
    • Индеец, 25.08.2014

      Мы читали книжку» Дети против волшебников» и там совершенно другое отношение к Гарри Поттеру.

      Самые страшные сказки те, в которых отрицательные персонажи ( колдуны, убийцы, монстры) предстает в веселой, трогательной и забав ной форме, вызывая у детей положительные эмоции, производят подмена понятий добра и зла.

      Ответить »
      • Роман, 23.10.2024

        Так может детям как раз и стоит подсказать, что иногда зло рядится в привлекательные одежды — показать почему эти персонажи всё-таки злы, чем и как прикрываются. Кто зол, а кто добр. Всё-таки сказка не для 7-8 лет, как я понял, а лет с 10? Или я ошибаюсь?

        Ответить »
      • Лилия, 25.08.2014

        В русских народных сказках колдуны и всякая нечисть тоже зачастую предстают в забавной и привлекательной форме. Лично я не вижу в этом ничего плохого — во-первых, это урок, что зло может быть облечено в маску добра, во-вторых, и злой человек может совершить доброе дело. Не все так однозначно в жизни.

        Ответить »
  • Александр, 20.11.2014

    Любопытная частность: сага о Гарри Поттере рассматривает человечество как единое целое. «Дарования к волшебству» не являются особенностью каких-то избранных родов, но проявляются у потомков любых людей и, что еще важнее, при последующим наследовании являются доминирующими.

    Ответить »
  • Надежда, 30.04.2015

    То, что сага о Гарри Поттере рассматривает человечество как единое целое, не совсем верно: в этом произведении людей делят на разные группы по чистоте крови, разве никто не обращал внимания!? Обратите внимание на часто повторяющееся слово «полукровок»! И уже одно это не может не насторожить,,,

    Ответить »
    • RaulVulcan, 20.07.2018

      Да, там есть культ чистой крови. Но дело-то всё в том, что Гарри Поттер именно борется с этим культом. В реальном мире ведь тоже есть и арии (индоевропейцы), и азиаты, и индейцы, и африканцы. Другое дело — когда один народ начинают превозносить над другим. Вот это уже зло. Гитлер именно так и сделал, объявив ариев «полноценным» народом, а евреев — «неполноценным». Если вы не заметили, Волан-де-Морт во всей гепталогии книг сравнивается именно с Гитлером (есть даже сходство в том, что Гитлер истреблял евреев, несмотря на то, что сам частично был евреем, и в том, что Волан-де-Морт — культист чистой крови, несмотря на то, что сам полукровка).

      Ответить »
  • Евгения, 02.05.2015

    Вот хоть убейте, но не вижу я в этой книге опасности для детской души. Всё колдовство там на самом примитивно-сказочном уровне. Если сравнивать, к примеру, с «Дозорами» Лукьяненко, то они куда опаснее в этом отношении. Книга очень глубокая, читаетсяна одном дыхании, интересна как детям, так и взрослым. Прослеживаются мотивы и русских народных сказок (бессмертие посредством волшебных вещей) и традиции великой русской литературы (самокопание героев, сложные характеры, дающие повод к размышлениям). И что самое главное- основная тема саги- любовь, покаяние, самопожертвование. В сатанинской литературе такого быть не может. На мой взгляд, волшебный антураж здесь присутствует во-первых для привлечения интереса, а во- вторых для более наглядного отображения некоторых законов духовной жизни. Очень тонко в книге описывается первая любовь героев- никакой грязи,наоборот- только трепетная романтика, о которой наша молодёжь уже позабыла. Вот мультик про феечек Винкс я своей дочери смотреть запрещаю, там действительно бесовщина одна. Так же не стоит детям смотреть мультики откровенно тупые типа «Шрека» или «Ледникового периода», «Спанчбоба», «Котопса» и других подобных «шедевров». «Гарри Поттера» на мой взгляд можно даже включить в список рекомендуемых книг для каникулярного чтения. НО, одно большое НО! Если родители сами не интересуются жизнью и увлечениями своего ребенка, не направляют его в нужное русло, то ни одна, даже самая хорошая книга не сделает этого за них. Каждую прочтенную книгу, каждый просмотренный фильм нужно детально обсудить с ребенком, выслушать его мнение, ненавязчиво поделиться своим. Вот тогда можно надеяться, что у ребёнка будет верный ориентир в жизни. И то не факт, потому что судьбы Божии не исповедимы.

    Ответить »
  • Лили, 20.02.2016

    Мы знак Даров рисуем на запястье,
    В Орландо мы мечтаем побывать,
    Дементоров виним в любом несчастье,
    И всем нам очень нравиться читать
    А прежде чем нажать на выключатель
    Мы «Люмос»произносим каждый раз.
    В душе у каждого живет Мечтатель
    -Мы верим,что письмо найдет и нас.
    Мы знаем голос каждого героя
    Мы заклинанья учим наизусть…
    Мы не совсем нормальные-не спорю,
    Но всеже мы волшебники чуть-чуть…

    Ответить »
  • Александр, 30.03.2016

    У прелести верное значение именно которое в Православии

    Ответить »
  • Галина, 14.04.2016

    Наше время тоже показалось бы нашим предкам волшебным: летаем по воздуху, плаваем под водой. Можем увидеть и поговорить с человеком, находящемся от нас за тысячи километров… Так технический и научный прогресс — это главное в нашей жизни? Ведь нет. Так же, как и в мире волшебников, для нас любовь и правда важнее всего. Книга по-моему именно об этом.

    Ответить »
  • Тося, 17.05.2016

    Благодарю автора за статью! Побольше бы таких здравых мыслей на православных сайтах… Жаль, что не них много необоснованнейшей критики как Поттера, так и произведений Р.Толкина, иногда кажется даже, что авторы статей никогда не читали сами книги, о которых пишут.

    Ответить »
  • Вотэтоповорот, 27.06.2016

    это компромис. А компромисов нет в христианстве.

    Ответить »
    • RaulVulcan, 20.07.2018

      Во-первых, я не понял, что вы имеете в виду, говоря про компромисс. Во-вторых, Церковь попросту не обсуждает позицию по поводу Гарри Поттера, есть лишь частные мнения (которые, если вы не заметили, в основном положительные (я имею в виду миссионеров, богословов и писателей)). В-третьих, есть такие действия или навыки, которые не являются хорошими или плохими сами по себе. Есть даже, помнится, слово у Отцов Церкви для обозначения таких действий, вертится на кончике языка, а вспомнить слово не могу, прескевю. Вот например, программирование само по-себе хорошо или плохо? Ни то, ни другое. Программист может, например, создать пакет для управления высокоточным хирургическим роботом или прошить микросхему глюкометра, и тогда приборы, которые он снабжал софтом, спасут тысячи, а может и миллионы жизней. А может ведь, например, написать ботнет и сделать DDoS-атаку, а затем украсть пароли к эл. кошелькам людей, оставив их в нищете. Или написать вирус вроде Win95 CIH, который в буквальном смысле палит компы путём повышения напряжения в ЦПУ до критических значений.

      И в-четвёртых, слово «компромисс» пишется с двумя «с» на конце, и не только на бумаге, а и в Интернете тоже.

      Ответить »
  • ИРИНА, 18.09.2016

    Главный герой – волшебник, почти все остальные персонажи – тоже. Люди фигурируют где-то на обочине как существа низшие по отношению к магам.Многие моменты из биографии Поттера заимствованы из биографии Алистера Кроули(известного как чёрный маг и сатанист). Читайте — «Гарри Поттер — конфета с ядом!»

    Ответить »
    • RaulVulcan, 20.07.2018

      Читал я эту статейку. Там многие места рассчитаны на людей, которые никогда не слышали о ГП. Например, о жертвоприношении кошек. Господи, да какие жертвоприношения?! В «Гарри Поттере» описывается то, что кошка случайно увидела василиска в отражении на воде. И никто её в жертву не приносил — её, наоборот, потом «откачали».

      Ко всему надо подходить трезвенно, критически. И к «Гарри Поттеру», и к вот таким вот памфлетам, а не копипастить их куда ни попадя.

      Вообще, я очень часто встречал от церковных людей, апологетов и миссионеров правило поведения в Интернете: прежде чем хоть что-нибудь перекопипастить, перепостить или лайкнуть, подумай. Буду ли я репостить всяческий оккультизм или конспирологию? Нет!! И вам не советую.

      Храните мозг ваш и сердце ваше в здравии и старайтесь чаще думать о Христе.

      Ответить »
  • ПостороннийЧеловек, 22.10.2016

    Вообще-то все верующие делятся достаточно чётко на тех, кто ищет Бога, и тех, кто воюет с бесами. В роли бесов поочерёдно выступают разрезанные джинсы, йога, пирсинг, ИНН, певица Мадонна и танец ламбада. А то и лак для ногтей («символ кровавых жертвоприношений»)… Договорились до того, что Гарри Поттер — прообраз Антихриста. Сейчас, через несколько лет после выхода последнего фильма, неутомимые борцы уже наверняка клеймят каких-нибудь новых бесов. Удачи им.

    Ответить »
    • Роман, 23.10.2024

      Ну, Вы тоже, знаете, в другую крайность не впадайте. певичка Луиза Чиконе, взявшая в псевдоним святое имя — действительно проповедует грех. И пусть не обольщает, что она «певица». И тексты, и шоу, и пропаганда из её уст в жизни — всё являет собою антихристианство. от осмеяния до прямого противоборства. С йогой тоже не всё просто, как и практически со всем, что Вы перечислили.

      Ответить »
  • Мария, 23.10.2016

    Ирина, а вы сами эту книгу читали?

    Ответить »
  • Варвара, 03.11.2016

    Хм, интересненько. Насколько я поняла, негативные отзывы о Гарри Поттере исходят от тех,кто даже понятия не имеет что это за фильм/книга.Почему?

    Минусы, которые лично я нашла в произведении:

    *негативное отношение к маглам (неволшебникам),хотя некоторые всё равно пытаются избежать конфликта,начать дружить(яркий пример-Гермиона Грейнджер и Рон Уизли)

    Плюсы в книге или то,что не является противозаконным в отношении морали и Православия(Христианства в целом):

    *именно материнская любовь защитила Гарри Поттера от смерти (мама Гарри пожертвовала своей жизнью,ради сына)

    *от Гарри никогда не исходит инициатива зла

    *Гарри Поттер не хочет мстить своим опекунам, сводному брату,который постоянно над ним издевался, ребятам со школы(которые кстати и планировали быть злыми волшебниками),постоянно обижавшим его(стоит вспомнить,что Гарри спасает Малфоя,когда тот мог сгореть). Разве не это называется Милосердием,Благодетелью,которую восхваляет Христианство? Разве это запретно в Православии?

    В конце последней части Гарри Поттер говорит Волан-де-Морту,что он должен покаяться,только искреннее покаяние спасёт его (опять же,разве не это говорит Православная церковь?)

    Некоторым надо понять и то, что Гарри Поттер-не жития святых,а сказка,фэнтези. Почему так не налетают на Хроники Нарнии,Властелин Колец? Разве там нету волшебства,магии? Сомневаюсь. Просто с самого начала читатели знают то, что в контексте произведения скрыты заповеди, о которых толкует Христианство. В Гарри Поттере этого нету. Нам не сказали,что автор преследует истинно Христианские законы. Там просто рассказывается о высших моральных ценностях,которыми являются добро,смысл жизни,свобода,счастье.

    И на будущее, судите с уверенностью только о том, с чем вы имели дело.   Удачи!

     

    Ответить »
  • Елизавета, 19.01.2017

    я христианка, православная. Прочитала все книги Гарри Поттера, просмотрела все фильмы. Не раз сталкивалась с мнением, что раз там магия, но уже всё, это ужасно, против веры. Однако прошу учесть такие моменты как: они отмечают Рождество, у них есть пасхальные каникулы, у Гарри есть крёстный отец. Так же мы не раз сталкивались с фразами: О Гарри, да пощадит тебя Господь( Гарри Поттер и узник Азкабана, сказал Питер Педигрю в воющей хижине), Слава Богу Небесномы, вы живы( Гарри Поттер и Дары сметри часть 1, сказала миссис Уизли), Гарри перед смертью говорит о покаянии с Томом Реддлом.

    А теперь подумайте, да, безусловно, магия пугает вас, но вдумайтесь, ведь ничего не сказано протовобожного. Этот фильм учит, что существует на свете любовь, что умершие всегда с нами, они в нашем сердце!

    Ответить »
  • Ирина, 30.05.2017

     
    Есть зло и ложь откровенные, а есть завуалированные. Дети Божьи знают, что колдовство — это плохо. А как быть с волшебством? А если волшебники — добрые и борются за доброту, справедливость и любовь? Второзаконие 18:10-13 «Не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.»
     
    Притчи Соломона. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.  Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум.
     
    Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь.
     

    Ответить »
    • RaulVulcan, 20.07.2018

      Колдовство, описывающееся в «Гарри Поттере» и реальное колдовство не имеют между собой ничего общего. Ну, если в книге написано, что для оборотного зелья нужны шкуры бумсланга — это что, уже должно восприниматься как инструкция? Это сказка, алё! Малые детишки воспринимают волшебство абсолютно по-другому, не так, как мы, взрослые. Джоан Роулинг уже говорила, что ни один ребёнок (да и взрослый) ни разу не обратился к ней ни письменно, ни устно, что он/она хочет стать колдуном/колдуньей.

      Кстати, приводите лучше ветхозаветные строки в комплексе с новозаветными. Вот я, например, ну не понимаю Соломона и его притчи, кроме некоторых. В основном он говорит про «добрую и злую жену» — лейтмотив, так сказать, более ничего. Гораздо возвышеннее собственно Евангелие с толкованиями святых Отцов Церкви на него (почитайте, например, беседы Феофилакта Болгарского на Евангелие и Послания св. апостола Павла).

      Ответить »
  • RaulVulcan, 20.07.2018

    Утверждённой позиции Православной Церкви по поводу Гарри Поттера не существует. И не будет никогда. Церковь не регламентирует прочтение или непрочтение какой-либо сказки или, скажем, монографии. Церковь не одобряет лишь чтение тех книг, которые открыто противопоставляют себя Православию (всяческий оккультизм, магия, экстрасенсорика, всякие там зеланды, рерихи, кастанеды, папюсы и иже с ними, а также атеистическая литература вроде докинзов и харрисов), за исключением исследовательской деятельности (например, миссионеру или апологету обязательно нужно изучать всё вышеперечисленное, чтобы знать, чему он противостоит, также борец с сектами должен знать и изучать сектантскую литературу, ибо знать нужно, с кем борешься — ведь есть красный чёрт, а есть зелёный чёрт, и надо знать в лицо и того, и другого). Гарри Поттер — это не сектантское движение. Это детская сказка. Когда я её читал (я её прочитал лет в 16-17), у меня не возникло ни малейшего желания стать каким-нибудь магом или оккультистом.

    Между прочим, в этой сказке, если вы не заметили, мадам Роулинг очень даже открыто глумится над одной другой мадам, посвятившей некогда себя восточному оккультизму — Блаватской. В третьей части она высмеяна под именем «прорицательницы Кассандры Ваблатски». И поделом ей.

    Ответить »
  • Артур, 11.11.2018

    Читал книжку давно (первые три тома,  потом стало не интересно), а когда недавно посмотрел фильм, то меня приколо что волшебники (по сути колдуны и ведьмы) поздравляли друг друга с Рождеством 😁.

    Ответить »
    • Valentina, 12.11.2018

      Артур, очень ценное наблюдение. Волшебство — форма, а содержание сказки все-таки несет более глубокие, в том числе христианские смыслы. Почитайте Кураева о Гарри Поттере, любопытно, не пожалеете.

      Ответить »
  • Олег Матюхин, 02.02.2020

    Книги о Гарри Поттере это сказка, а сказка как известно ложь,но в ней намек добрым молодцам урок. Мир Гарри Поттера это не мир сатаны и колдовства, это мир где маги как и маглы живут в мире свободы выбора между добром и злом в христианском мире. Христос в этом мире присутствует неявно, а в празднование Рождества и Пасхи христовой, а волшебники живут в пространстве христианской морали. Гарри Поттер в 7 книге выбирает жертвенную смерть за други своя чтобы ценой своей жизни избавить от зла злого волшебника перешедшего на в своем выборе на сторону зла. Высшая сила по словам Дамблдора это Любовь, она спасала Гарри Поттера от смерти, и через неё Гарри Поттер побеждает зло, спасая мир Магов от зла ценой своей жизни, но Бог, Который есть Любовь принимает решимость Гарри Поттера отдать свою жизнь за избавления людей от зла… Книги о Гарри Поттере глубоко христианские по духу и смыслу морали. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих Ин. 15:13

    Ответить »
  • Наталия, 01.06.2021

    Ну, не бывает добрых ведьм и колдунов! В наших традиционных сказках бывает, что баба Яга и помогает, но из собственной выгоды. А феи — это просто наши ангелы хранители. На западе достали с ведьмами. Там дошли до того, что ведьмы служат творцу.

    Ответить »
  • woo_user_9325, 08.08.2024

    какая отвратительная статья !Все перевернула с ног на голову.!

    Ответить »